В общем, причины пробития прокладки главного блока цилиндров или ГБЦ можно разделить на три основные категории:
- Перегрев
- Преждевременное воспламенение / детонация
- Изначально неправильная установка
Есть несколько причин, которые могут привести к любому из этих условий. Но признание того, что один или несколько из них присутствовали до того, как вышла из строя прокладка головки блока цилиндров, поможет вам выяснить первопричину и устранить проблему, чтобы предотвратить разрушение и новой. Если какое-либо из этих условий присутствует прямо сейчас, вы можете сделать ремонт в ближайшее время и избежать дорогостоящего ремонта.
Что такое прокладка гбц – это прокладка Главного Блока Цилиндров автомобиля, она не даёт атмосферному кислороду с улицы и пыли попадать в камеры сгорания топлива автомобиля, при негерметичности этой прокладки двигатель начинает работать неправильно “подсасывать воздух” и терять свою мощность.
Жесткие условия работы прокладки головки блока цилиндров
Из всех уплотнителей в двигателе вашего автомобиля, прокладка головки имеет одну из самых сложных задач.
Начнем с того, что прокладка должна изолировать отверстия для масла и охлаждающей жидкости и камеры сгорания для предотвращения внутренних и внешних утечек. Она также должена выдерживать экстремальные температуры и давления, которые постоянно меняются. ПГБЦ должна выдерживать температуры, которые могут достигать 400 ° F (204 ° C) между цилиндром и блоком, и от 2000 до 4000 ° F (от 1093 до 2204 ° C) в камере сгорания.
Затем, помимо экстремальных изменений температуры, она должна выдерживать экстремальные давления, которые переходят от отрицательного (вакуум) к положительному (обычно 1000 фунтов на кв. Дюйм (6895 кПа) или более), поскольку каждый поршень проходит свой четырехтактный цикл.
Кроме того, прокладка головки должна бороться с коррозией и химикатами и противостоять силе трения от головки цилиндров (особенно алюминиевых), которая увеличивается при переходе от холода к рабочей температуре. Она выдерживает все это, устраняя незначительные искажения между поверхностью головки и блока и вибрацию во время работы двигателя.
Из-за суровых условий, в которых она должна работать, конструкция прокладки головки блока значительно улучшилась за последние годы, увеличилось выдерживаемое давление и физическое сопротивление в изменчивой температурной среде.
Несмотря на это, качественная прокладка может привести к экстремальным повышениям температуры или давления, вызванным проблемами с работой двигателя.
В этом руководстве рассматриваются основные причины, которые могут привести к выходу её из строя. Знание различных источников потенциальных проблем может помочь вам диагностировать проблему на ранней стадии, и понять почему её пробило.
Советы и рекомендации
Если диагностика показала, что прокладка головки блока прогорела, тогда дальнейшая эксплуатация автомобиля крайне не рекомендуется. Возможные последствия для двигателя и расходы на их устранение могут оказаться в десятки раз больше по сравнению с тем, сколько стоит прокладка головки блока цилиндров и работа по ее замене. На разные модели автомобилей стоимость прокладки может составлять от 15 до 50 у.е. Крепежные болты в среднем обойдутся в 10-20 у.е.
Отдельно стоит обратить внимание на вопрос, можно ли использовать прокладку гбц повторно. Однозначным ответ не может быть даже в том случае, если прокладка находится в идеальном состоянии. Как показывает практика, в случае необходимости снятия ГБЦ лучше произвести профилактическую замену прокладки и крепежей.
Напоследок добавим, что повышенное внимание необходимо уделить качеству прокладки. С учетом сложности и объема работ по демонтажу головки блока цилиндров лучше сразу купить фирменную оригинальную прокладку или аналог известного производителя, чем повторно снимать головку через 10-15 тыс. км. Покупка прокладки надлежащего качества будет полностью оправдана даже при учете более высокой стоимости (на 25-50%) по сравнению с более доступными по цене бюджетными вариантами в группе подобных изделий.
Получение подсказок от пробитой прокладки
При ремонте – изучение старой прокладки может дать вам некоторые подсказки о том, что пошло не так:
Испытание на перегрев:
- Найдите поврежденные участки на старом уплотнителе.
- Измерьте толщину неповрежденных участков.
- Сравните оба измерения.
- Если поврежденные участки тоньше, чем неповрежденные участки, более вероятны перегрев или горячие точки, где возник пробой или прогар.
Проверка на детонационные повреждения:
- Если отверстия вокруг цилиндров (поршней) окажутся разрушены, поврежденными или сожженными, то, скорее всего, именно перегрев или детонация привели к повреждениям.
Пробило прокладку ГБЦ – как узнать?
Пробой прокладки ГБЦ приводит к таким неприятным последствиям как перегрев двигателя, плохая работа печки, появление отработанных газов из-под капота автомобиля, возникновении эмульсии в моторном масле, появлении белого дыма из выхлопной трубы и некоторым другим. При появлении перечисленных выше симптомов или одного из них необходимо выполнить проверку прокладки ГБЦ. Для этого существует несколько способов. Далее мы рассмотрим, почему пробивает прокладку ГБЦ, к каким последствиям это приводит, и что делать, если эта неприятность случилась с двигателем вашего автомобиля.
Предотвращение преждевременного разрушения прокладки ГБЦ
К счастью, есть некоторые распространенные источники поломки, которые проявляются чаще, и вы, как владелец автомобиля, можете понять по ним в чем именно заключатся проблема. Знание этих условий работы двигателя может спасти вас от поломки ПГБЦ и дорогостоящего ремонта.
Вот некоторые моменты, которые вы можете предпринять для предотвращения проблем:
- Когда вы заметите, что двигатель начинает перегреваться, устраните проблему как можно скорее и сделайте необходимый ремонт.
- Часто открывайте капот и проверяйте уровень охлаждающей жидкости и масла в двигателе. Если уровень охлаждающей жидкости или масла часто падает, найдите источник утечки и произведите необходимый ремонт.
- Следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля и замените охлаждающую жидкость и моторное масло в соответствии с рекомендациями по пробегу и времени замены.
- Используйте только тот тип антифриза и моторного масла, который рекомендован производителем вашего автомобиля.
Как поступить, когда повреждена прокладка ГБЦ
Если выяснилось, что прокладка пробита, ее необходимо срочно менять. Вариантов здесь нет. Стоит она не слишком дорого, хотя значительно больше придется выложить за работу по ее замене, учитывая, что процесс этот достаточно сложный и трудоемкий.
Продолжать ездить на машине с пробитой прокладкой ГБЦ крайне нежелательно, так как одна проблема вскоре обязательно потянет за собой другие. Деформация головки из-за перегрева, разрыв шлангов системы охлаждения, заклинивание мотора — вот далеко не полный список. Соответственно будет расти и стоимость ремонта.
При покупке не стоит слишком заморачиваться материалом прокладки, на долговечности детали он сказывается мало. Гораздо важнее качество ее изготовления, ведь вам, конечно, не захочется через какое-то время вновь столкнуться с той же проблемой. Поэтому лучше купить фирменную прокладку или аналог надежного производителя. И не забудьте приобрести новые болты.
Не следует устанавливать старую прокладку, даже если она не повреждена, поскольку повторное обжатие не гарантирует надежность и герметичность уплотнения.
Если имеются дефекты на сопрягаемых плоскостях блока цилиндров и головки, их необходимо будет отшлифовать. Лучше воспользоваться специальным прецизионным станком, хотя при наличии опыта и терпения возможно произвести шлифовку посредством шлифовального круга и даже наждачной бумаги. Снятый в результате шлифования слой нужно компенсировать увеличенной толщиной прокладки. Это обязательно нужно учесть при покупке.
Если в результате пробоя смешались антифриз и моторное масло, придется промыть систему смазки и систему охлаждения и заменить обе рабочие жидкости.
Работа с потенциальной неисправностью
Сбой прокладки головки блока цилиндров – это дорогостоящий ремонт. Не говоря уже о том, что пока идут работы вы никоим образом не сможете использовать свое авто.
Если вы все же столкнулись с таким явлением, убедитесь, что выяснили причину неисправности, прежде чем устанавливать новую, чтобы предотвратить выход из строя и новой прокладки.
К сожалению, может быть много причин, по которым она может выйти из строя. Современные автомобильные двигатели включают в себя множество систем, и неисправность в нескольких из них может иметь плохие и разрушительные последствия для ПНБЦ. Однако теперь вы знаете о тех распространенных причинах, которые могут вызывать такой сбой.
Другие явные признаки пробитой прокладки
В том случае, когда явного подтекания масла или прорыва выхлопных газов диагностировать не удалось, приходится сталкиваться с более сложными последствиями прогара прокладки:
- Белая эмульсия на масляном щупеили под маслозаливной пробкой на крышке газораспределительного механизма. Это говорит о том, что охлаждающая жидкость попала в систему смазки через повреждённую прокладку. При этом уровень масла будет расти, а уровень антифриза падать. Это будет ещё одной подсказкой для выяснения причин неисправности. В большинстве случаев ремонт ограничивается заменой прокладки и масла с антифризом, хотя иногда возникают трещины в самих масляных каналах или в каналах водяной рубашки, тогда светит замена блока или головки.
Двигатель автомобиля имеет две важные детали: блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ). А соединяются они друг с другом прокладкой ГБЦ. Ее основной задачей является герметизация камер сгорания и каналов, по которым проходит антифриз. Когда пробита прокладка ГБЦ, в моторе появляются различные неполадки.
Каждая модель двигателя оснащается прокладкой ГБЦ. Она может изготавливаться из тонкого листового металла или из армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к их быстрому прогоранию.
Главным залогом долговечности прокладки ГБЦ является идеальная плоскость прилегания у головки и блока цилиндров. Прилегающие поверхности должны быть чистыми, без раковин и шероховатостей. Вторым важным моментом для продления жизни прокладки будет соблюдение определенного порядка закручивания болтов крепления ГБЦ. Для этого производители моторов, а также изготовители прокладок прилагают схему заворачивания крепежных деталей с указанием момента затяжки.
Почему пробивает прокладку ГБЦ
Как выглядит пробитая прокладка ГБЦ
Чаще всего прокладку ГБЦ пробивает из-за перегрева во время эксплуатации автомобиля. Под действием высокой температуры крышка может «потерять» рабочее положение. Из-за этого нарушается плотность соприкосновения с крышкой ГБЦ и происходит разгерметизация. Изменение формы вследствие перегрева характерно для алюминиевых крышек. Чугунные крышки такой «болезнью» не страдают, поскольку устойчивы к высокотемпературному воздействию. Они могут разве что треснуть, но и это происходит крайне редко. Изменение геометрии из-за перегрева также случается с железо-асбестовыми прокладками ГБЦ.
Рекомендуем: Регулировка развал-схождения: сложно ли произвести своими руками
Причиной пробоя прокладки также может стать неправильное затягивание болтов. Причём плохо сказывается, как чересчур слабая, так и слишком сильная затяжка. В первом случае из блока просачиваются газы выхлопа (и они же разрушительно действуют на саму прокладку, сокращая срок её службы). Слишком сильно закручивая болты, можно нарушить материал прокладки.
Предельной точности при затягивании позволяет достичь динамометр и соблюдение очерёдности закручивания болтов. Подробную информацию по этим вопросам необходимо искать в руководстве пользователя.
В большинстве автомобилей сперва следует затягивать болты, расположенные в центре, а затем остальные. При этом важно соблюдать поэтапность закручивания. Например, сначала все крепежи прижимаются до 3 кгс, затем (снова от центральных к крайним) – до 6 кгс, следующим кругом – до 9 кгс.
Термостат
Причиной перегрева охлаждающей жидкости может быть и термостат – эта деталь в охлаждающей системе требуется для поддержания стабильной температуры.
Когда мотор еще холодный, весь тосол циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, поэтому время прогрева двигателя с закрытым термостатом значительно сокращается.
При достижении необходимой температуры срабатывает клапан терморегулирующего устройства (отрывается), и антифриз проходит по большому кругу через все патрубки системы охлаждения и радиатор.
Тем самым двигатель охлаждается.
Если термостат вовремя не откроется, закипание тосола неизбежно, жидкость не пройдя через радиатор не охладится до нужного предела.
В любом случае нужно внимательно следить на приборами и не допускать перегрева.
Как убедиться в исправности термостата?
В первую очередь следует убедиться в равномерности нагрева всех радиаторных больших патрубков (верхнего и нижнего).
Если часть из них после прогрева осталась в холодном состоянии, проверяем работоспособность термостата.
Для проверки терморегулирующего устройства его необходимо демонтировать с автомобиля. Снимать термостат несложно, поэтому заострим внимание на диагностике.
Для проверки потребуется любая посуда, электрический нагреватель и термометр.
Наливаем в емкость воды, размещаем в ней деталь, воду и смотрим по градуснику, когда термоэлемент начинает открываться.
Рекомендуем: Замена крана отопителя на ВАЗ-2113, 2114, 2115
Разброс температур, при которых должен срабатывать клапан, указывается для каждого термостата и зависит от конкретной модели авто.
Как узнать что пробита прокладка ГБЦ
Понять, пробита ли прокладка ГБЦ, можно, воспользовавшись одним из нескольких методов. В данном случае диагностика несложная, и по плечу любому, даже начинающему и неопытному водителю.
Для проверки целостности прокладки необходимо выполнить одно из следующих действий:
При запущенном двигателе визуально осмотреть, не идет ли дым из щели между ГБЦ и БЦ. Также послушать, не доносятся ли оттуда громкие звенящие звуки, которых до этого не было.
Осмотреть поверхности крышек радиатора и расширительного бачка системы охлаждения, а также горловины для заливки масла в двигатель. Для этого их нужно просто открутить и визуально осмотреть. В случае, если антифриз попал в двигатель, то на крышке масляной горловины будет эмульсия рыжеватого цвета. Если же масло попало в антифриз, то на крышках радиатора или расширительного бачка будут маслянистые отложения.
Белый дым из выхлопной
Убедиться, что из выхлопной трубы не идет белый дым (на самом деле это пар). Если он есть — значит, велика вероятность прогара прокладки. Особенно, если выхлопной дым имеет сладковатый запах (в случае, если вы в качестве охлаждающей жидкости используете антифриз, а не обычную воду). Параллельно с этим обычно уровень ОЖ в радиаторе падает. Это косвенный признак упомянутой неисправности.
Проверить, поступают ли выхлопные газы в систему охлаждения. Это можно сделать двумя способами — визуально и с помощью подручных средств. В первом случае достаточно открутить крышку радиатора или расширительного бачка и посмотреть, нет ли там интенсивного бурления. Однако даже если интенсивных “гейзеров” там не наблюдается, необходимо воспользоваться подручными средствами. Чаще всего для этого используют банальный презерватив.