Блок реле и предохранителей также называют монтажным блоком или черным ящиком. В случае поломки автомобиля связанной с электрооборудованием, в первую очередь проверяют предохранители и реле. Если предохранитель перегорел, то перед его заменой следует сначала определить причину его перегорания.
Требования к установке противотуманок
Допускается расположение ламп противотуманного света непосредственно в фарах головного освещения.
Привила установки фар регламентируются двумя нормативными актами:
- ГОСТ 8769-75 или стандарт СЭВ 4122-83;
- государственным стандартом РФ ГОСТ Р 41.48-2004, соответствующим Правилам ЕЭК ООН №48.
Расположение противотуманных фар на автомобиле
Обобщенные требования выглядят следующим образом:
- Место установки располагается на расстоянии не более 400 мм от боковой поверхности кузова транспортного средства. Расстояние измеряется между боковой плоскостью и внешней стороной фары.
- Допустима установка только двух противотуманных фар. Стандарты отдельно оговаривают обязательную установку противотуманок на туристических автобусах, а также на транспорте, эксплуатируемом на горных дорогах.
- Нижняя кромка противотуманного прибора освещения располагается на расстоянии не менее 250 мм от поверхности дороги.
- Противотуманные фары должны иметь угол обзора по горизонтали в пределах от +15º до -10º, а по вертикали — от +45º до -10º. Недопустимо загораживание фар деталями транспортного средства в пределах указанных углов.
- Противотуманные фары должны подключаться параллельно с габаритным освещением.
- Рассеиватели противотуманных фар должны давать пучок света, расположенный ниже потока, даваемого лампами ближнего света.
- Допустимо использование прозрачных светофильтров или селективно-желтого цвета. Недопустимо применение стекол различного цвета на одном автомобиле.
Стандарты не имеют специальных предписаний по установке противотуманных фар на авто, поэтому владелец может осуществить монтаж их комплекта самостоятельно.
Ошибки при подключении противотуманок
Впервые выполняя монтаж ПТФ, легко допустить ошибку. Лучше ознакомиться с ними заранее, чтобы не допустить на собственном примере.
А еще интересно: Устройство и ремонт раздаточной коробки ВАЗ 2121 Нива
Основная проблема – подсоединение к проводке ламп габаритного освещения. Выключатель, как и провода, используемые в этой системе, не рассчитаны на ток, потребляемый оборудованием. В результате проводка перегревается, защитная изоляция оплавляется от высокой температуры. Да, активация ПТФ будет происходить при одновременном запуске габаритного освещения. Но проблема заключается в том, что оборудование проработает недолго.
Вторая проблема – несоответствие параметров установки указанным в правилах дорожного движения. Сотрудники ГИБДД имеют право проверить на месте правильность работы противотуманок. Если параметры не соблюдены, водителю придется заплатить штраф.
https://www.youtube.com/video/3fNE0lkwZVw
Третья проблема – неправильный выбор места под установку кнопки. Выключатель должен располагаться не дальше расстояния вытянутой руки. В противном случае придется тянуться к ней, что чревато попаданием в дорожно-транспортное происшествие.
Надеемся, наши советы помогут вам правильно подключить и смонтировать противотуманное освещение!
Что понадобится для установки противотуманных фар?
Для самостоятельной установки противотуманных фар требуется минимальный набор инструмента. Владелец автомобиля должен обладать знаниями и навыками работы с электропроводкой, поскольку от правильности монтажа зависит безопасность эксплуатации автомобиля в целом.
Набор инструментов:
- цветная электрическая схема автомобиля;
- кусачки или бокорезы;
- нож для очистки проводов;
- клещи для обжимки клемм (клеммник);
- паяльник.
Набор материалов, необходимых для монтажа:
- комплект противотуманных фар подходящих для установки в штатные отверстия в бампере или универсальных, которые монтируются на поверхности бампера;
- многожильный медный провод с сечением 1,5-2 мм² с изоляцией, способной работать при низких температурах и устойчивой к воздействию паров бензина и масла;
- реле для включения (обычно используются стандартные реле включения фар от переднеприводных моделей ВАЗ);
- выносной корпус для установки ножевого предохранителя;
- ножевой предохранитель на 30 А;
- клавиша управления, подходящая под дизайн салона (желательно с лампой подсветки);
- разъемы и клеммы для соединения проводов с элементами цепи;
- термоусадочная трубка подходящего диаметра;
- изолента на полиэтиленовой или матерчатой основе;
- пластиковые стяжки;
- автомобильный гофрорукав для прокладки провода.
Набор противотуманных фар для Форд Фокус 3
Способы подключения противотуманных фар
Подключение противотуманных фар может быть выполнено несколькими способами. Самое простое и надежное – подключение к уже имеющейся, предназначенной для питания ПТФ, проводке автомобиля. В этом случае заводская электрическая схема уже содержит все необходимые элементы (подводящие провода, разъемы для подсоединения, реле, предохранитель, выключатель) – остается только установить фары и подключить их к имеющимся разъемам. Этот способ реализуется только на автомашинах полной комплектации, когда покупают новые ПТФ для замены установленных или чтобы доукомплектовать транспортное средство. При приобретении фар следует убедиться, что они подходят к модели авто, как по штекерному соединению, так и по монтажным параметрам.
Если у автомашины отсутствует электрическая цепь для подключения ПТФ, то ее придется прокладывать самостоятельно. Для этого потребуются медные провода в изоляции, выключатель, реле, предохранитель и сами фары.
Частая ошибка – выполнение подключения ПТФ к габаритным огням. Провода и выключатель этих приборов не рассчитаны на потребляемый фарами ток!
Предохранитель в цепи питания ПТФ не роскошь. Это устройство спасет от возможного пожара в случае возникновения короткого замыкания проводки. Его номинал рассчитывают исходя из мощности фар. Если лампы в них, к примеру, на 60 Вт, то расчет тока в питающей цепи для двух ПТФ следующий.
60 Вт * 2 / 12 В = 10 А.
Предохранитель всегда выбирают с небольшим запасом – в данном случае требуется на 15 А.
Схема подключения
Для установки возможны две схемы подключения противотуманных фар:
- параллельное;
- последовательное.
При параллельном включении плюсовой провод идет к каждой фаре от контакта реле. Питание на реле подается через плавкую вставку с номиналом 15 А, которого хватает для большинства моделей противотуманных фар. Предохранитель желательно размещать как можно ближе к клемме аккумулятора.
Сигнальное напряжение +12В должно появляться только при активном зажигании. Это мероприятие исключает возможность работы фар при выключенном двигателе. При желании можно обеспечить авторозжиг фар после включения зажигания. Для этого сигнальный провод подключается к контрольной лампе зарядки батареи, установленной в комбинации приборов. Кнопка должна находиться во включенном состоянии.
Параллельное подключение
Последовательное подключение снижает потребляемый ток и яркость работы ламп. Подобная схема применяется для использования противотуманок вместо штатных фар головного света.
Последовательное подключение
Подключение дополнительных фар через реле демонстрируется в видеоуроке от канала «АВТОЭЛЕКТРИКА — Steel Horse».
Видео-инструкция по установке штатных ПТФ на Ладу Калину
Подключение противотуманок через реле: схема и инструкция Для начала подготовим необходимые инструменты и материалы.
Эти нормы четко расписаны в Правилах, поэтому останавливаться на них мы не станем. Если провода короткие, берем более длинные, зачищаем их контакты на концах и соединяем. Оно небольшое, поэтому его можно даже не крепить, а спрятать за приборной панелью.
О проводах Теперь необходимо разобраться с самими противотуманками. Оптическая структура капли такова, что обычный свет от обычных она просто отражает, как зеркало.
Световые фонари ПТФ необходимо установить ниже верхней части светопропускающего проема фонарей ближнего света. Подготовка к подключению противотуманных фар реле Инструменты необходимые для подключения реле: Нож; Плоскогубцы; Клеммник. Популярность: 13 просм.
Именно поэтому при возможности лучше применять маломощные источники света и здесь, как нигде, лучше всего выглядят светодиодные лампы. Вам понадобятся: комплект проводов для подключения противотуманных фар; изолента;. Следует отметить, что электрическая цепь в любом случае должна быть оснащена предохранителем, это очень важно.
Как установить и подключить своими руками?
Установка противотуманных фар собственными силами начинается с разработки схемы подключения. Правильно разработанная схема позволяет избежать лишних проводов и обеспечивает надежную работу электрической цепи. Работы по монтажу рекомендуется выполнять в гараже, хотя многие владельцы производят установку под открытым небом.
Установка ПТФ в передний бампер и настройка
Встречается три способа установки:
- в штатные проемы;
- на внешнем кронштейне;
- в глухой бампер, не предназначенный для установки фар.
Настройка производится при помощи самодельного шаблона, представленного ниже. Шаблон устанавливается перпендикулярно на расстоянии 5 м от фар автомобиля. Настройка производится до момента совпадения верхней кромки светового пятна. Линия совпадения располагается на 100 мм ниже высоты центра ламп.
Примерный вид шаблона для настройки
Настройка противотуманных фар обеспечивает повышение видимости для водителя и снижает риск ослепления светом водителей встречного транспорта.
Установка ПТФ в глухой бампер
Самым сложным и трудоемким является вариант установки противотуманных фар в глухой бампер (т. е. не имеющий для этого заводских отверстий):
- Произвести демонтаж бампера с автомобиля в соответствии с инструкцией по ремонту и эксплуатации.
- Определить оптимальное место установки фар с точки зрения формы корпуса и соответствия правилам.
- Сделать отверстие под фары. Оптимальным способом является сверление отверстий по периметру и пропиливание промежутков пилкой. Отверстие приходится корректировать для обеспечения правильного прилегания корпуса и декоративной рамки. Мелкие фрагменты бампера аккуратно срезаются строительным или канцелярским ножом.
- Просверлить отверстия под корпус противотуманной фары, который крепится подходящими болтами.
- Установить в корпус фару и смонтировать защитную накладку. Она цепляется за пластик бампера.
- Настраивать фару можно при помощи специального ключа, входящего в комплект.
Вид бампера без противотуманок
Снятый для работы бампер
Хорошо виден способ получения окна
Установка и подгонка рамки
Начало обратной установки и подключения
Автомобиль собран
Установка ПТФ на внешнем кронштейне
Вариант крепления противотуманок на стальной кронштейн:
- Разметить точки крепления кронштейна на бампер в соответствии с требованиями по установке противотуманных фар. Как правило на кронштейн устанавливаются дополнительные фары.
- Прикрутить кронштейн к бамперу саморезами или болтами.
- Установить на точки крепления противотуманные фары, подключить проводку.
Пример установки фар на кронштейн
Установка ПТФ в штатные проёмы
Для того, чтобы поставить фары в бампер, имеющий штатные заглушки, необходимо:
- Приподнять переднюю часть автомобиля путем подкладки под колеса деревянного бруска высотой 150-200 мм. Для большего удобства работы можно установить автомобиль на подъемник.
- Снять защитные щитки, закрывающие нижнюю часть бампера.
- Открутить фиксаторы штатных заглушек бампера.
- Вставить противотуманную фару в направляющие и зафиксировать штатными саморезами. При использовании неоригинальных фар возможно несовпадение размеров и точек крепления. В этом случае приходится подгонять детали друг к другу. Ниже приведена фотогалерея установки китайских противотуманок в бампер Hyundai Elantra HD.
Приподнятие передка автомобиля
Фары и заглушки
Заглушка снята
Заглушка отверстия
Демонтаж грязезащитного щитка
Установленная на место фара
Протяжка проводки
При протяжке и монтаже проводки требуется соблюдать правила безопасности:
- отключить аккумуляторную батарею;
- сечение провода должно соответствовать проводимому току;
- места соединения должны иметь надежный контакт;
- соединять можно только провода из одного материала (для снижения электрохимической коррозии);
- скрутки желательно проливать припоем;
- места стыка проводов изолируются термоусадочной трубкой или изолентой;
- следует избегать размещения соединений проводки в местах, подверженных заливанию водой;
- для защиты от изгибов и перетирания рекомендуется защищать их разрезной гофрированной трубкой;
- провода прокладываются параллельно штатным жгутам и фиксируются к ним пластиковыми стяжками;
- цепь питания противотуманных фар обязательно защищается индивидуальным предохранителем;
- при прокладке провода следует контролировать отсутствие на пути горячих или подвижных элементов, а также острых кромок.
Пренебрежение правилами безопасного монтажа электрической проводки приводит к перегреву цепей и возгоранию, которое способно уничтожить автомобиль.
Перед началом укладки рекомендуется собрать будущую электрическую цепь и протестировать работу. Это мероприятие позволяет найти и устранить ошибки, допущенные при разработке.
Тестирование проводки и фар
Примерная последовательность прокладки проводки:
- Осуществить предварительный монтаж проводов к разъемам противотуманных фар.
- Пропустить провода внутри бампера через гофрированную трубку.
- Вывести отрицательные выводы от противотуманных фар и присоединить к кузову. Желательно использовать штатные болты массы, имеющиеся на передних лонжеронах.
- Снять переднее колесо и подкрылок (поочередно).
- Определиться с местом расположения реле. Реле должно использоваться в обязательном порядке, поскольку прямая коммутация ламп переключателем приведет к быстрому выгоранию контактов. Реле можно разместить на свободном месте в штатном монтажном блоке или в любом месте панели приборов.
- Поскольку противотуманные фары должны работать совместно с габаритными огнями, то подключение выполняется от колодки габаритов. Ниже приведены фотографии процесса подключения проводки на легковом Фольксваген Поло Седан.
Место установки реле
Подключение проводки под капотом
Ввод проводов в салон
Переключатель света
Монтаж выключателя ПТФ
Наиболее распространенным методом включения противотуманных фар является кнопка, устанавливаемая на штатное место или на любую другую точку в зоне досягаемости водителя. Штатные места для кнопок закрываются съемными заглушками, изредка они закрыты материалом панели приборов. В этом случае требуется прорезать отверстие, соответствующее габаритам корпуса кнопки.
Отдельным пунктом стоит рассмотреть установку блока подрулевых переключателей, оснащенного поворотным переключателем противотуманных фар. Для выполнения работы может потребоваться специальный инструмент — отвертки с головками Torx и специальный ключ для центрального болта крепления рулевого колеса.
Подсоединять подрулевой переключатель следует по следующим шагам:
- Отвернуть крепления двух половин декоративного кожуха рулевой колонки.
- Разъединить детали, преодолевая сопротивление фиксаторов. При разборе требуется проявлять аккуратность, чтобы не сломать пластиковые защелки.
- Далее требуется снять подрулевой переключатель, который может демонтироваться без удаления рулевого колеса или с удалением. В первом случае достаточно отогнуть пружинный фиксатор, вынуть рычаг и отсоединить разъем. После этого ставится другой переключатель и устанавливаются на место снятые детали. Во втором случае требуется демонтаж рулевого колеса и подушки безопасности (при ее наличии). Способ снятия подушки различен для каждой модели. Снимаемую деталь необходимо придерживать, поскольку она может соскочить с креплений и порвать жгут проводки.
- После снятия подушки требуется отвернуть центральный болт, крепящий рулевое колесо.
- Снять рулевое колесо, отсоединить штекеры от подрулевого переключателя.
- Отвернуть несколько винтов, крепящих переключатель и снять его с колонки.
- Установить новый узел и провести обратную сборку. При установке руля необходимо следить за правильностью положения спиц руля и передних колес. Центральный болт требуется затягивать с рекомендованным моментом.
- Подключить питание и проверить работу блока переключателей.
Пример установки нового рычага подрулевого переключателя на автомобиль Хендэ Солярис.
Снятие кожуха
Нижняя часть кожуха снята
Хорошо видно крепление переключателя
Старый и новый переключатели
На некоторых автомобилях европейских марок переключение противотуманных фонарей выполняется поворотным переключателем, расположенным на панели приборов. При установке фар на такой автомобиль требуется вывести провода от ламп на штекер и установить переключатель света с функцией управления противотуманками.