Двигатели ЯМЗ-238
Серийное производство этого мотора началось еще в 60-е года и его выпускают до сих пор, но уже в более современных вариантах. Сегодня выпускаются и иные силовые установки, которые были сделаны на базе ЯМЗ-238. Так, в них может различаться принцип установки зажигания, схема затяжки ГБЦ, предельный уровень давления форсунок, а также, сколько лошадиных сил имеет такой агрегат. Выпуск двигателей на ЯМЗ начался еще в 20-годы. Они предназначались для первых советских большегрузных автомобилей, перевозивших полезного груза 3-7 т. А уже в 30-е годы силовые установки ЯМЗ (тогда еще ЯАЗ) начали устанавливать на самосвалы и другую спецтехнику.
Двигатель устанавливается на различную технику
Описание
С 1947 года начался серийный выпуск первых дизельных силовых установок, имеющих 6 цилиндров. Этими моторами были ЯАЗ-204, а также ЯАЗ-206, которые развивали мощность до 220 л.с. В дальнейшем на базе опыта, полученного при их производстве и использовании, начался выпуск более новых на тот момент моделей ЯМЗ-236, а также ЯМЗ-238. Это были лучшие в тот период силовые установки, которые отличались высокой мощностью, надежностью и универсальностью. Эти параметры позволяли их использовать для различных типов транспортных средств. Так, выпускались моторы, имеющие 4, 6 либо 8 цилиндров. Максимальной мощностью у этого семейства было 500 л. с.
Обязательно почитайте: Трактор — это транспортное средство или самоходная машина
После передачи производства грузовиков в МАЗ ЯАЗ полностью перешел на создание исключительно силовых установок. Это был крупнейший завод по производству дизельных моторов в СССР, которые устанавливались на 300 различных моделей грузового транспорта, автобусов и иных машин. По фото двигателя тяжело отличить параметры таких агрегатов, но со временем они улучшались, уменьшался зазор клапанов, стали устанавливать более качественные фильтры масляные, из-за повышения требований к условиям эксплуатации. Сегодня ЯМЗ также имеет полный цикл производства, который начинается от литья и пресса, до сборочно-испытательного, а также ремонтного цеха.
В текущее время Ярославский моторный завод является частью Группы ГАЗ.
Характеристики ЯМЗ-238
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 238 |
Годы выпуска | 1962-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | V-образный |
Количество цилиндров | 8 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 16.5 |
Объем двигателя, куб.см | 14866 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 235/1700 240/2100 250/1900 280/2100 290/2000 300/1900 320/2100 330/2000 330/2100 330/2100 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1108/1300 882/1500 1108/1300 1029/1500 1128/1400 1280/1300 1117/1500 1225/1400 1225/1300 1274/1200 |
Экологические нормы | Евро 0 Евро 1 Евро 2 |
Турбокомпрессор | К27-49 К36-87 ТКР 11 ТКР 122 |
Вес двигателя, кг | 1075 (ЯМЗ-238М2) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) | 38 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.5 0.2 (Евро 2) |
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С) | М-10-Г2к М-8-Г2к |
Сколько масла в двигателе, л | 29 (атмосферный) 32 (турбированный) |
Замена масла проводится, часов | 500 1000 (Евро-2) |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | (ЯМЗ-238Б) 1315 1045 1070 |
Ресурс двигателя — по данным завода, часов — на практике, тыс. км | 8 000 800+ |
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса | 300+ |
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238
Отдельно следует сказать о технических характеристиках ЯМЗ-238 турбо. Он является четырехтактной дизельной силовой установкой, имеющей 8 рабочих цилиндров и V-образное их расположение. Он оборудован системой непосредственного впрыска горючего. Кроме турбированной модели выпускается также и классический атмосферный агрегат. Всего существует порядка 25 различных модификаций силовой установки, некоторые из которых являются турбированными и обозначаются в виде серии ДЕ. Современные модели соответствуют экологическим нормам категории Евро-2.
Модификации ЯМЗ 238
Данный дизельный двигатель считается одним из самых востребованных среди всего перечня продукции Ярославского завода. Он практически не отличается от моторов ЯМЗ-236. Базовая мощность силовой установки начинается с 180 л. с. Более форсированный вариант имеет мощность в 240 л. с. Большие силовые показатели имеют моторы турбированные и формированные модели ЯМЗ-238/Г2. Они отличаются от классических «атмосферных» вариантов наличием мощной турбины.
Схема двигателя
В процессе разработки турбированных моделей были внесены определенные изменения в конструкцию, особенно в поршневую группу. Переработали топливный насос, а также коленчатый вал. Двигатели модификации Евро-1 Турбо также относится к доработанным вариантом классического Евро-0. В результате дальнейшей модификации силовых установок начали выпускать уже варианты Евро-2 Турбо, которые и обозначаются сегодня в виде серии ДЕ. На ДВС последней серии устанавливают специальные насосы высокого давления.
Обязательно почитайте: Трактор МТЗ 82
Технические характеристики
Модель | ЯМЗ-238ДЕ2-1 | ЯМЗ-238ДЕ2-2 | ЯМЗ-238ДЕ2-3 | ЯМЗ-238ДЕ2-5 | ЯМЗ-238ДЕ2-6 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1274 (130) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 195 (143) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-183 | ||||
КПП | ЯМЗ-238ВМ7 | ЯМЗ-238ВК7 | ЯМЗ-238ВМ7 | — | ЯМЗ-238БЗ |
Габариты, мм | 2260×1045×1100 | 1260×1045×1100 | 2450×1045×1100 | ||
Масса, кг | 1615 | 1615 | 1585 | 1225 | 1680 |
ТНВД | 173.5-11 | 173.6-11 | 173.5-11 | 173.5-11 | 173.6-11 |
Генератор, модель | 1322.3771 | 1702.3771 | 1322.3771 | 1322.3771 | 1702.3771 |
Применяемость | Автомобили, шасси МАЗ-533605-020, МАЗ-533605-021, МАЗ-533605-040, МАЗ-630305-020, МАЗ-630305-021, МАЗ-630305-040, МАЗ-630305-226, МАЗ-630305-248, МАЗ-630305-250; седельные тягачи МАЗ-543205-020, МАЗ-642205-020; самосвалы МАЗ-551605-221, МАЗ-551605-225, МАЗ-551605-240, МАЗ-555105-225; лесовозы, сортиментовозы МАЗ-543205-020, МАЗ-641705-220, МАЗ-630305-226 и их модификации | Самосвал КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6351ЗЗН2, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-5133В2 | Автомобили, шасси МАЗ-533605-020, МАЗ-533605-021, МАЗ-533605-040, МАЗ-630305-020, МАЗ-630305-021, МАЗ-630305-040, МАЗ-630305-226, МАЗ-630305-248, МАЗ-630305-250; седельные тягачи МАЗ-543205-020, МАЗ-642205-020; самосвалы МАЗ-551605-221, МАЗ-551605-225, МАЗ-551605-240, МАЗ-555105-225; лесовозы, сортиментовозы МАЗ-543205-020, МАЗ-641705-220, МАЗ-630305-226 и их модификации | Автомобили, шасси МАЗ-630305-023, МАЗ-630305-024, МАЗ-630305-043, МАЗ-631705-210, МАЗ-631705-220, МАЗ-631705-230, МАЗ-631705-241, МАЗ-631705-261; седельные тягачи МАЗ-642205-023, МАЗ-642205-024, МАЗ-642205-025, МАЗ-642505-220, МАЗ-642505-230 | Самосвалы КрАЗ-65055, КрАЗ-65032, КрАЗ-65032-043, КрАЗ-6130С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6322; лесовозы КрАЗ-64372, КрАЗ-64372-045, КрАЗ-6133М6; седельные тягачи КрАЗ-5444, КрАЗ-64431, КрАЗ-6446 |
Модель | ЯМЗ-238ДЕ2-8 | ЯМЗ-238ДЕ2-11 | ЯМЗ-238ДЕ2-16 | ЯМЗ-238ДЕ2-19 | ЯМЗ-238ДЕ2-20 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1274 (130) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 195 (143) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-183 | ЯМЗ-183-35 | ЯМЗ-183-15 | ЯМЗ-183-15 | |
КПП | ЯМЗ-239 | ЯМЗ-330-01 | ЯМЗ-239-23 или ЯМЗ-239-13* | ЯМЗ-2381-06 | ЯМЗ-239-22 или ЯМЗ-239-12* |
Габариты, мм | 2260×1045×1100 | 2255×1045×1100 | 2260×1045×1100 | ||
Масса, кг | 1650 | 1585 | 1650 | ||
ТНВД | 173.5-11 | 173.5-30 | |||
Генератор, модель | 1322.3771 | — | |||
Применяемость | Автомобили МАЗ-631705-212, МАЗ-631705-024, МАЗ-631705-222, МАЗ-631705-232, МАЗ-631705-243, МАЗ-631705-263; седельные тягачи МАЗ-642505-221, МАЗ-642505-232; самосвалы МАЗ-551650-231, МАЗ-551650-251 | Седельные тягачи МАЗ-642505-221, МАЗ-642505-232 | Автомобили МАЗ: бортовые МАЗ-530905-225-055/056; шасси МАЗ-631705-244/264/370 в герметичном исполнении | Автомобили МАЗ: бортовые МАЗ-533605-220/221; МАЗ-630305-220/221; седельные тягачи МАЗ-543205-220/226, МАЗ-642205-220/222; самосвалы МАЗ-551605-271/273/275/280; шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-241/249/250 | Автомобили МАЗ: бортовые МАЗ-530905-225; МАЗ-631705-222/233; седельные тягачи МАЗ-642505-221/233; самосвалы МАЗ-651705-282; шасси МАЗ-631705-244/264/370 |
* Коробка передач с двухконусными синхронизаторами | |||||
Модель | ЯМЗ-238ДЕ2-21 | ЯМЗ-238ДЕ2-22 | ЯМЗ-238ДЕ2-33 | ЯМЗ-238ДЕ2-36 | ЯМЗ-238ДЕ2-37 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1274 (130) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 195 (143) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-183-10 | ЯМЗ-183-15 | — | — | |
КПП | ЯМЗ-2381-31 | ЯМЗ-2381-07 | ЯМЗ-2381-36 | — | — |
Габариты, мм | 2260×1045×1100 | 1388×1045×1100 | |||
Масса, кг | 1585 | 1215 | |||
ТНВД | 173.5-30 | ||||
Генератор, модель | 1702.3771 | — | 9422.3701-03 | — | 4007.3771-86 |
Применяемость | Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4: самосвалы КрАЗ-65055, -65032, -6230С4, КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322, КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ 64372; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443, КрАЗ-6446 | Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-247 (с торцевыми шлицами под отбор мощности) | (замена ЯМЗ-238ДЕ2-32) Автомобили КрАЗ (см. ЯМЗ-238ДЕ2-21) | Автомобили МАЗ-6430 под КП Eaton | Зерноуборочный комбайн Acros 590 Plus (ООО КЗ «Ростсельмаш») |
Модель | ЯМЗ-238ДЕ2-38 | ЯМЗ-238ДЕ2-39 | ЯМЗ-238ДЕ2-40 | ЯМЗ-238ДЕ2-41 | ЯМЗ-238ДЕ2-42 |
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1274 (130) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 195 (143) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-183-15 | ЯМЗ-183-40 | ЯМЗ-183-15 | ||
КПП | ЯМЗ-2381-06 | ЯМЗ-2381-07 | ЯМЗ-239-22 или ЯМЗ-239-12* | — | ЯМЗ-2381-06 |
Габариты, мм | 2260×1045×1100 | 1388×1045×1100 | 2260×1045×1100 | ||
Масса, кг | 1585 | 1650 | 1260 | 1585 | |
ТНВД | 173.5-30 | ||||
Генератор, модель | — | ||||
Применяемость | Автомобили МАЗ: шасси МАЗ-533605; -630305; самосвалы МАЗ-551605, -555105; седельные тягачи МАЗ-543205, -642205; лесовозы МАЗ-543205, -641705, -630305 и их модификации | Автомобили, шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-247 (с торцевыми шлицами под отбор мощности) | Автомобили МАЗ (см. ЯМЗ-238ДЕ2-20) | Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-630305, МАЗ-631705; седельные тягачи МАЗ-642205, МАЗ-642505 | Тягачи МЗКТ 6×6 МЗКТ-690610 |
* Коробка передач с двухконусными синхронизаторами | |||||
Модель | ЯМЗ-238ДЕ2-43 | ЯМЗ-238ДЕ2-46 | |||
Число и расположение цилиндров | V8 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 14,86 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 243 (330) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1274 (130) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 195 (143) | ||||
Сцепление | — | ЯМЗ-183-15 | — | ||
КПП | — | ЯМЗ-2381-36 | — | ||
Габариты, мм | 1388/1045/1100 | 2260/1045/1100 | 1388/1045/1100 | ||
Масса, кг | 1215 | 1585 | 1215 | ||
ТНВД | 173.5-30 | ||||
Генератор, модель | — | 9422.3701-03 | |||
Применяемость | Автомобили МАЗ выпуска до 01.04.2010 г. — в запчасти | (замена ЯМЗ-238ДЕ2-29) Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4: самосвалы КрАЗ-65055.1 (2, 3), -65032.1 (2, 3, 4, 5), -6230С4, КрАЗ-7133С4.1 (2) «Бригадир»; бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322 «Солдат», КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221.1 (2, 3), КрАЗ-7133Н4, КрАЗ 64372.1 (2) «Лесник»; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443 «Докер», КрАЗ-6446.1 (2) | Автомобили КрАЗ (замена ЯМЗ-238ДЕ2-2) КрАЗ-7133Н4; КрАЗ-65053 |
Распространенные неисправности мотора
Основные поломки, которые присущи двигателям ЯМЗ-238, считаются характерными для большинства дизельных агрегатов. Чтобы устранить возникающие проблемы с моторами, требуется выявить первоначальную причину. Обычно это:
- Нарушения технических требований: использование плохого топлива либо смазочных материалов низкого качества.
- Эксплуатационные повреждения: забивание грязью радиатора системы охлаждения, смятие поддона картера, ослабление затяжки определенных соединений, нарушение угла опережения зажигания, а также проблемы с турбиной.
Регулировки двигателя
Сервисное обслуживание подобного двигателя должно осуществляться с регулярностью в 25 тыс. км. Сама такая процедура представляет собой целый комплекс операций, целью которых является придание должного технического состояния узлам и отдельным деталям. Так, в ТО входят следующие процедуры:
- Регулировка клапанов. Здесь важно соблюдать порядок регулировки клапанов.
- Замена масла, а также фильтров.
- Проверка момента затяжки резьбовых соединений. После того, как была проведена подтяжка момента затяжки ГБЦ ЯМЗ 236, следует отрегулировать тепловые зазоры, присутствующие в клапанном механизме.
- Чистка форсунок.
- Иные операции, направленные на техническое обслуживание двигателя.
Турбированная силовая установка ЯМЗ-238 является одной из наиболее распространённых моделей, выпускаемых на Ярославском заводе. За все время производства выпущено порядка 25 различных модификаций, включая турбированные варианты. Основные проблемы с такими моторами характерны для других дизельных агрегатов.