Модификации двигателя ЯМЗ-238ДЕ2


Двигатели ЯМЗ-238

Серийное производство этого мотора началось еще в 60-е года и его выпускают до сих пор, но уже в более современных вариантах. Сегодня выпускаются и иные силовые установки, которые были сделаны на базе ЯМЗ-238. Так, в них может различаться принцип установки зажигания, схема затяжки ГБЦ, предельный уровень давления форсунок, а также, сколько лошадиных сил имеет такой агрегат. Выпуск двигателей на ЯМЗ начался еще в 20-годы. Они предназначались для первых советских большегрузных автомобилей, перевозивших полезного груза 3-7 т. А уже в 30-е годы силовые установки ЯМЗ (тогда еще ЯАЗ) начали устанавливать на самосвалы и другую спецтехнику.

Двигатель ЯМЗ
Двигатель устанавливается на различную технику

Описание

С 1947 года начался серийный выпуск первых дизельных силовых установок, имеющих 6 цилиндров. Этими моторами были ЯАЗ-204, а также ЯАЗ-206, которые развивали мощность до 220 л.с. В дальнейшем на базе опыта, полученного при их производстве и использовании, начался выпуск более новых на тот момент моделей ЯМЗ-236, а также ЯМЗ-238. Это были лучшие в тот период силовые установки, которые отличались высокой мощностью, надежностью и универсальностью. Эти параметры позволяли их использовать для различных типов транспортных средств. Так, выпускались моторы, имеющие 4, 6 либо 8 цилиндров. Максимальной мощностью у этого семейства было 500 л. с.

Обязательно почитайте: Трактор — это транспортное средство или самоходная машина

После передачи производства грузовиков в МАЗ ЯАЗ полностью перешел на создание исключительно силовых установок. Это был крупнейший завод по производству дизельных моторов в СССР, которые устанавливались на 300 различных моделей грузового транспорта, автобусов и иных машин. По фото двигателя тяжело отличить параметры таких агрегатов, но со временем они улучшались, уменьшался зазор клапанов, стали устанавливать более качественные фильтры масляные, из-за повышения требований к условиям эксплуатации. Сегодня ЯМЗ также имеет полный цикл производства, который начинается от литья и пресса, до сборочно-испытательного, а также ремонтного цеха.

В текущее время Ярославский моторный завод является частью Группы ГАЗ.

Характеристики ЯМЗ-238

Производство«Автодизель» Ярославский моторный завод
Марка двигателя238
Годы выпуска1962-н.в.
Материал блока цилиндровчугун
Тип двигателядизельный
КонфигурацияV-образный
Количество цилиндров8
Клапанов на цилиндр2
Ход поршня, мм140
Диаметр цилиндра, мм130
Степень сжатия16.5
Объем двигателя, куб.см14866
Мощность двигателя, л.с./об.мин235/1700 240/2100 250/1900 280/2100 290/2000 300/1900 320/2100 330/2000 330/2100 330/2100
Крутящий момент, Нм/об.мин1108/1300 882/1500 1108/1300 1029/1500 1128/1400 1280/1300 1117/1500 1225/1400 1225/1300 1274/1200
Экологические нормыЕвро 0 Евро 1 Евро 2
ТурбокомпрессорК27-49 К36-87 ТКР 11 ТКР 122
Вес двигателя, кг1075 (ЯМЗ-238М2)
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320)38
Расход масла, % к расходу топлива, до0.5 0.2 (Евро 2)
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С)М-10-Г2к М-8-Г2к
Сколько масла в двигателе, л29 (атмосферный) 32 (турбированный)
Замена масла проводится, часов500 1000 (Евро-2)
Размеры, мм: — длина — ширина — высота(ЯМЗ-238Б) 1315 1045 1070
Ресурс двигателя — по данным завода, часов — на практике, тыс. км8 000 800+
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса300+

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238

Отдельно следует сказать о технических характеристиках ЯМЗ-238 турбо. Он является четырехтактной дизельной силовой установкой, имеющей 8 рабочих цилиндров и V-образное их расположение. Он оборудован системой непосредственного впрыска горючего. Кроме турбированной модели выпускается также и классический атмосферный агрегат. Всего существует порядка 25 различных модификаций силовой установки, некоторые из которых являются турбированными и обозначаются в виде серии ДЕ. Современные модели соответствуют экологическим нормам категории Евро-2.

Модификации ЯМЗ 238

Данный дизельный двигатель считается одним из самых востребованных среди всего перечня продукции Ярославского завода. Он практически не отличается от моторов ЯМЗ-236. Базовая мощность силовой установки начинается с 180 л. с. Более форсированный вариант имеет мощность в 240 л. с. Большие силовые показатели имеют моторы турбированные и формированные модели ЯМЗ-238/Г2. Они отличаются от классических «атмосферных» вариантов наличием мощной турбины.

Характеристики мотора
Схема двигателя

В процессе разработки турбированных моделей были внесены определенные изменения в конструкцию, особенно в поршневую группу. Переработали топливный насос, а также коленчатый вал. Двигатели модификации Евро-1 Турбо также относится к доработанным вариантом классического Евро-0. В результате дальнейшей модификации силовых установок начали выпускать уже варианты Евро-2 Турбо, которые и обозначаются сегодня в виде серии ДЕ. На ДВС последней серии устанавливают специальные насосы высокого давления.

Обязательно почитайте: Трактор МТЗ 82

Технические характеристики

МодельЯМЗ-238ДЕ2-1ЯМЗ-238ДЕ2-2ЯМЗ-238ДЕ2-3ЯМЗ-238ДЕ2-5ЯМЗ-238ДЕ2-6
Число и расположение цилиндровV8
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16,5
Рабочий объем цилиндров, л14,86
Мощность, кВт (л.с.)243 (330)
Частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1274 (130)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)195 (143)
СцеплениеЯМЗ-183
КППЯМЗ-238ВМ7ЯМЗ-238ВК7ЯМЗ-238ВМ7ЯМЗ-238БЗ
Габариты, мм2260×1045×11001260×1045×11002450×1045×1100
Масса, кг16151615158512251680
ТНВД173.5-11173.6-11173.5-11173.5-11173.6-11
Генератор, модель1322.37711702.37711322.37711322.37711702.3771
ПрименяемостьАвтомобили, шасси МАЗ-533605-020, МАЗ-533605-021, МАЗ-533605-040, МАЗ-630305-020, МАЗ-630305-021, МАЗ-630305-040, МАЗ-630305-226, МАЗ-630305-248, МАЗ-630305-250; седельные тягачи МАЗ-543205-020, МАЗ-642205-020; самосвалы МАЗ-551605-221, МАЗ-551605-225, МАЗ-551605-240, МАЗ-555105-225; лесовозы, сортиментовозы МАЗ-543205-020, МАЗ-641705-220, МАЗ-630305-226 и их модификацииСамосвал КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6351ЗЗН2, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ-5133В2Автомобили, шасси МАЗ-533605-020, МАЗ-533605-021, МАЗ-533605-040, МАЗ-630305-020, МАЗ-630305-021, МАЗ-630305-040, МАЗ-630305-226, МАЗ-630305-248, МАЗ-630305-250; седельные тягачи МАЗ-543205-020, МАЗ-642205-020; самосвалы МАЗ-551605-221, МАЗ-551605-225, МАЗ-551605-240, МАЗ-555105-225; лесовозы, сортиментовозы МАЗ-543205-020, МАЗ-641705-220, МАЗ-630305-226 и их модификацииАвтомобили, шасси МАЗ-630305-023, МАЗ-630305-024, МАЗ-630305-043, МАЗ-631705-210, МАЗ-631705-220, МАЗ-631705-230, МАЗ-631705-241, МАЗ-631705-261; седельные тягачи МАЗ-642205-023, МАЗ-642205-024, МАЗ-642205-025, МАЗ-642505-220, МАЗ-642505-230Самосвалы КрАЗ-65055, КрАЗ-65032, КрАЗ-65032-043, КрАЗ-6130С4; бортовые автомобили, шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-6322; лесовозы КрАЗ-64372, КрАЗ-64372-045, КрАЗ-6133М6; седельные тягачи КрАЗ-5444, КрАЗ-64431, КрАЗ-6446
МодельЯМЗ-238ДЕ2-8ЯМЗ-238ДЕ2-11ЯМЗ-238ДЕ2-16ЯМЗ-238ДЕ2-19ЯМЗ-238ДЕ2-20
Число и расположение цилиндровV8
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16,5
Рабочий объем цилиндров, л14,86
Мощность, кВт (л.с.)243 (330)
Частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1274 (130)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)195 (143)
СцеплениеЯМЗ-183ЯМЗ-183-35ЯМЗ-183-15ЯМЗ-183-15
КППЯМЗ-239ЯМЗ-330-01ЯМЗ-239-23 или ЯМЗ-239-13*ЯМЗ-2381-06ЯМЗ-239-22 или ЯМЗ-239-12*
Габариты, мм2260×1045×11002255×1045×11002260×1045×1100
Масса, кг165015851650
ТНВД173.5-11173.5-30
Генератор, модель1322.3771
ПрименяемостьАвтомобили МАЗ-631705-212, МАЗ-631705-024, МАЗ-631705-222, МАЗ-631705-232, МАЗ-631705-243, МАЗ-631705-263; седельные тягачи МАЗ-642505-221, МАЗ-642505-232; самосвалы МАЗ-551650-231, МАЗ-551650-251Седельные тягачи МАЗ-642505-221, МАЗ-642505-232Автомобили МАЗ: бортовые МАЗ-530905-225-055/056; шасси МАЗ-631705-244/264/370 в герметичном исполненииАвтомобили МАЗ: бортовые МАЗ-533605-220/221; МАЗ-630305-220/221; седельные тягачи МАЗ-543205-220/226, МАЗ-642205-220/222; самосвалы МАЗ-551605-271/273/275/280; шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-241/249/250Автомобили МАЗ: бортовые МАЗ-530905-225; МАЗ-631705-222/233; седельные тягачи МАЗ-642505-221/233; самосвалы МАЗ-651705-282; шасси МАЗ-631705-244/264/370
* Коробка передач с двухконусными синхронизаторами
МодельЯМЗ-238ДЕ2-21ЯМЗ-238ДЕ2-22ЯМЗ-238ДЕ2-33ЯМЗ-238ДЕ2-36ЯМЗ-238ДЕ2-37
Число и расположение цилиндровV8
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16,5
Рабочий объем цилиндров, л14,86
Мощность, кВт (л.с.)243 (330)
Частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1274 (130)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)195 (143)
СцеплениеЯМЗ-183-10ЯМЗ-183-15
КППЯМЗ-2381-31ЯМЗ-2381-07ЯМЗ-2381-36
Габариты, мм2260×1045×11001388×1045×1100
Масса, кг15851215
ТНВД173.5-30
Генератор, модель1702.37719422.3701-034007.3771-86
ПрименяемостьАвтомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4: самосвалы КрАЗ-65055, -65032, -6230С4, КрАЗ-7133С4; бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322, КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221, КрАЗ-7133Н4, КрАЗ 64372; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443, КрАЗ-6446Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-247 (с торцевыми шлицами под отбор мощности)(замена ЯМЗ-238ДЕ2-32) Автомобили КрАЗ (см. ЯМЗ-238ДЕ2-21)Автомобили МАЗ-6430 под КП EatonЗерноуборочный комбайн Acros 590 Plus (ООО КЗ «Ростсельмаш»)
МодельЯМЗ-238ДЕ2-38ЯМЗ-238ДЕ2-39ЯМЗ-238ДЕ2-40ЯМЗ-238ДЕ2-41ЯМЗ-238ДЕ2-42
Число и расположение цилиндровV8
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16,5
Рабочий объем цилиндров, л14,86
Мощность, кВт (л.с.)243 (330)
Частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1274 (130)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)195 (143)
СцеплениеЯМЗ-183-15ЯМЗ-183-40ЯМЗ-183-15
КППЯМЗ-2381-06ЯМЗ-2381-07ЯМЗ-239-22 или ЯМЗ-239-12*ЯМЗ-2381-06
Габариты, мм2260×1045×11001388×1045×11002260×1045×1100
Масса, кг1585165012601585
ТНВД173.5-30
Генератор, модель
ПрименяемостьАвтомобили МАЗ: шасси МАЗ-533605; -630305; самосвалы МАЗ-551605, -555105; седельные тягачи МАЗ-543205, -642205; лесовозы МАЗ-543205, -641705, -630305 и их модификацииАвтомобили, шасси МАЗ-551602-247, МАЗ-630305-247 (с торцевыми шлицами под отбор мощности)Автомобили МАЗ (см. ЯМЗ-238ДЕ2-20)Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-630305, МАЗ-631705; седельные тягачи МАЗ-642205, МАЗ-642505Тягачи МЗКТ 6×6 МЗКТ-690610
* Коробка передач с двухконусными синхронизаторами
МодельЯМЗ-238ДЕ2-43ЯМЗ-238ДЕ2-46
Число и расположение цилиндровV8
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия16,5
Рабочий объем цилиндров, л14,86
Мощность, кВт (л.с.)243 (330)
Частота вращения, об/мин2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)1274 (130)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч)195 (143)
СцеплениеЯМЗ-183-15
КППЯМЗ-2381-36
Габариты, мм1388/1045/11002260/1045/11001388/1045/1100
Масса, кг121515851215
ТНВД173.5-30
Генератор, модель9422.3701-03
ПрименяемостьАвтомобили МАЗ выпуска до 01.04.2010 г. — в запчасти(замена ЯМЗ-238ДЕ2-29) Автомобили КрАЗ 6×4, 6×6, 8×4: самосвалы КрАЗ-65055.1 (2, 3), -65032.1 (2, 3, 4, 5), -6230С4, КрАЗ-7133С4.1 (2) «Бригадир»; бортовые автомобили КрАЗ-65053, КрАЗ-6322 «Солдат», КрАЗ-5133ВЕ, -5233ВЕ; шасси КрАЗ-6322, -63221.1 (2, 3), КрАЗ-7133Н4, КрАЗ 64372.1 (2) «Лесник»; тягачи КрАЗ-6133М6, -6233М6, -64431, КрАЗ-6443 «Докер», КрАЗ-6446.1 (2)Автомобили КрАЗ (замена ЯМЗ-238ДЕ2-2) КрАЗ-7133Н4; КрАЗ-65053

Распространенные неисправности мотора

Основные поломки, которые присущи двигателям ЯМЗ-238, считаются характерными для большинства дизельных агрегатов. Чтобы устранить возникающие проблемы с моторами, требуется выявить первоначальную причину. Обычно это:

  1. Нарушения технических требований: использование плохого топлива либо смазочных материалов низкого качества.
  2. Эксплуатационные повреждения: забивание грязью радиатора системы охлаждения, смятие поддона картера, ослабление затяжки определенных соединений, нарушение угла опережения зажигания, а также проблемы с турбиной.

Регулировки двигателя

Сервисное обслуживание подобного двигателя должно осуществляться с регулярностью в 25 тыс. км. Сама такая процедура представляет собой целый комплекс операций, целью которых является придание должного технического состояния узлам и отдельным деталям. Так, в ТО входят следующие процедуры:

  1. Регулировка клапанов. Здесь важно соблюдать порядок регулировки клапанов.
  2. Замена масла, а также фильтров.
  3. Проверка момента затяжки резьбовых соединений. После того, как была проведена подтяжка момента затяжки ГБЦ ЯМЗ 236, следует отрегулировать тепловые зазоры, присутствующие в клапанном механизме.
  4. Чистка форсунок.
  5. Иные операции, направленные на техническое обслуживание двигателя.

Турбированная силовая установка ЯМЗ-238 является одной из наиболее распространённых моделей, выпускаемых на Ярославском заводе. За все время производства выпущено порядка 25 различных модификаций, включая турбированные варианты. Основные проблемы с такими моторами характерны для других дизельных агрегатов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: