При стандартном подходе тестирования автомобильных фильтров обычно берут один экземпляр и рассматривают его отдельно от всей топливной системы автомобиля. Такая экспертиза по ГОСТу не несет в себе полезной информации, так как фильтр — это не автономный элемент, а часть всей смазочной системы двигателя. Исходя из этого, мы решили применить оригинальную методику оценки масляных фильтров — проверять не столько сам очистительный компонент, сколько его «совместимость» с топливной системой автомобиля. Благодаря проведенному анализу, вы сможете узнать реальный ресурс масляных фильтров, отличный от заявленного.
Но для начала давайте разберемся, по какому, собственно, алгоритму работает масляный фильтр и есть ли в его работе какие-либо нюансы.
Нюансы работы масляного фильтра и периодичность его замены
Безусловно, есть. Не будем заострять внимание на строении масляного фильтра и основных его функциях, лучше расскажем о маленьком нюансе его работы. Возможно, для вас станет открытием, что по мере загрязнения бумажного накопителя качество фильтрации…растет. Происходит это из-за забивания пор и, как следствие, снижения пропускной способности. Залежи грязи остаются «по эту сторону», затрудняя проход шламу в цилиндры двигателя. Однако вместе с продуктами износа и чистому маслу тяжелее будет проходить, а со временем так, вообще, невозможно. Поэтому, с точки зрения «фаната-фильтровальщика», вместо специальной бумаги лучше использовать тонкую металлическую фольгу, без пропускной способности грязи. А, заодно, и масла!
С противоположной точки зрения «фаната-двигателиста», лучше, чтобы фильтра не было вовсе. Однако его отсутствие не должно сказываться на чистоте масла. Вот на таком принципе борьбы и единства противоположностей вся работа топливной системы и строится. Грязь накапливается, качество фильтрации повышается, но и сопротивление тоже. Это приводит к тому, что давление за фильтром настолько падает, что узлы трения оказываются практически без смазки. И тут на подмогу приходит перепускной клапан: он открывается и пропускает неочищенное масло в обход фильтра. С этого момента фильтрация масла прекращается и начинается активный износ основных узлов двигателя.
Исходя из этого, каждому автомобилисту следует сделать вывод о том, когда нужно менять масляный фильтр. Что говорят об этом фирмы производители? Они обещают 10—15 тыс. км беспроблемного пробега. Но так ли это в реальности? Продолжительность ресурса масляного фильтра зависит не только от километража, но и от качества моторного масла, от условий эксплуатации (погода, режим) и от состояния двигателя. Поэтому дотошно придерживаться строгих рамок технического регламента не следует. Лучше изучить характеристику топливной системы своего автомобиля, так вы будете иметь представление о реальном ресурсе «своего» масляного фильтра.
Функции воздушного фильтра
Для того, чтобы завести двигатель, нужны топливо и воздух. Они образуют горючую смесь, которая воспламеняясь, запускает мотор в работу. Этот фильтр установлен на входе в систему, сразу после воздухозаборника.
Его предназначение – отсеивать все вредные примеси, сор, пыль из поступающего воздуха, которыми богата наша атмосфера. Если бы этого элемента не было, то загрязнения проникали бы в двигатель, засоряли его узлы и механизмы, способствовали нестабильной работе силового агрегата, его преждевременному выходу из строя.
Напомним, что для нормальной работы бензинового или дизельного ДВС необходимо получить из атмосферы 15 кг очищенного воздуха на 1 кг топлива. Фильтр обязан в полном объёме снабжать мотор этой важной составляющей топливной смеси.
Фильтр состоит из корпуса и фильтрующего элемента.
- Корпус.
- Фильтрующий элемент.
При интенсивной эксплуатации автомобиля фильтр быстро засоряется. Если долго не проводить замену, то он утрачивает пропускную способность, в машину поступает меньшее количество воздуха.
Это чревато созданием обогащённой смеси, которая не полностью сгорает, на выходе загрязняет атмосферу вредными веществами.
Одновременно возрастают расходы на топливо, силовая установка теряет мощность, быстрее изнашиваются детали.
Чтобы не тратить деньги на преждевременный ремонт двигателя, водителям следует регулярно, согласно ТО, менять воздушный фильтр. Если автолюбитель летом часто передвигается по загородным пыльным дорогам, замену необходимо производить чаще.
Почему фильтры различаются?
Действительно, отчего фильтры так сильно разнятся по своей функциональности? Ведь они все сертифицированы, рекомендованы и исправно работают на благо топливной системе авто. Мы, конечно, не эксперты-фильтровальщики, но в ходе тестирования очистительных элементов свое мнение по этому вопросу сформировали.
Есть три составляющих, которые разделяют фильтры на хорошие и плохие, — это количество фильтровальной бумаги, аккуратность технологии ее укладки, структура и плотность. Также кое на что имеет влияние перепускной клапан. К сожалению, процедура тестирования по ГОСТу эти различия не учитывает, ведь оценивание качества фильтрации эталонной пыли не отражает действительной многофакторной структуры загрязнения моторного масла. А разница между тем принципиальна – твердые вещества откладываются на поверхности, а продукты разложения смазочной жидкости отфильтровываются объемом бумажного наполнителя. Поэтому утолщенная бумага, с высокой плотностью, всегда будет лучше фильтровать органические частицы. И этот фактор никак не контролируется! По количеству бумаги – все ясно, давайте разберемся с качеством ее укладки. Представьте картридж, где часть гофрированной бумаги «слеплена». Если в одной стороне картриджа складки бумаги слеплены, то в другой они будут разрежены. Из-за этого грязь начнет забивать «слепленную» часть складок и она станет подобна глухой стенке, не пропускающей абсолютно ничего. Фильтрация будет осуществляться только за счет разреженной части, но площадь-то ее уже совсем не та! Отсюда и разница.
Методика нашей проверки
Для анализа масляных фильтров мы применили уникальную методику проверки, состоящую в оценке сопротивления фильтров на разной стадии загрязнения в различных режимах эксплуатации. Как это производилось?
В крупных столичных автомагазинах мы закупили два десятка пар новеньких фильтров различных брендов. По отдельному экземпляру каждой марки вскрыли и измерили давление открытия перепускного клапана. Вторые образцы отправили на моторные стендовые испытания. Итак, вначале мы установили на мотор пустой фильтр, без картриджа, и сняли эталонную напорную характеристику насоса. Цель данного эксперимента – установить начальную «отметку», от которой следует отсчитывать снижение давления в фильтрах. Процедура производилась с использованием чистого масла. Далее, мы приступили к испытаниям фильтров. Сняли показания давления масла в тех же режимах, что и с фильтром без картриджа. На третьем этапе следовало засорить масляный фильтр. Для этого в чистое масло мы добавили смесь специальной пыли, алюминиевой пудры и «тяжелую» мазутоподобную органику. Количество эталонной грязи мы заранее рассчитали посредством анализа спектральной характеристики отработанного масла, а также с помощью показаний пропуска пыли воздушными фильтрами. Испытательную грязь мы ввели постепенно равными порциями, чтобы она успела равномерно осесть на фильтровальной бумаге. После каждого впрыска грязи оценили снижение давления в топливной системе. Чтобы уложиться в требуемые сроки, после выработки каждой порции загрязнителя, полученные данные обрабатывали, выводя линию падения давления до момента открытия перепускного клапана. Таким образом, мы испытывали фильтр каждой марки в отдельности, прерываясь только на промывку мотора по специальной технологии.
В ходе испытаний мы проверили не только качество фильтрации загрязняющей смеси, но еще и провели мониторинг таких параметров, как цена изделия, внешний вид и особенности конструкции. К чему оценка этих показателей? К тому, что качество изготовления масляного фильтра гарантирует стабильность его работы в целом.
Разновидности
Остановимся на типах комплектующих. Каждый характеризуется конкретными параметрами, определяющими эффективность, метод очистки, технические параметры.
Разновидности приборов фильтрации двигателя | |||
Инерционные | Инерционно-масляные | Бумажные | Устройства с нулевым сопротивлением |
Такие устройства уже устарели, хотя определенного эффекта можно добиться и с ними. Прибор имеет объемный корпус с подушкой из лески внутри. Воздух очищается на первичном цикле, потому что меняется направление движения, а воздух продолжает двигаться по инерции. В результате загрязняющие частицы оседали на дне емкости. | Эксперты считают их более эффективными, если сравнивать с обычными инерционными моделями. Но и их уже относят к устаревающим моделям. Конструкция напоминает инерционные, но используется дополнительно масло: оно увеличивает способность улавливать и задерживать засоряющие частицы различных размеров. | Получили наибольшее распространение. Воздух очищается благодаря специальному бумажному материалу с пористой текстурой. Бумага многослойная, что определяет тщательную очистку при прохождении воздуха через нее. Волокна переплетаются настолько плотно, что способны улавливать мельчайшие частицы с размером менее одного микрона. | Очистка обеспечивается поролоновым или хлопчатобумажным материалом. Детали обрабатывают специальными составами для повышения эффективности. Специалисты отмечают: такие модели более долговечны, их допускается очищать, чтобы потом продолжить использовать. |
Чаще всего автолюбители останавливают выбор на бумажных моделях, но особого внимания заслуживают и устройства с нулевым сопротивлением.
Фильтр нулевого сопротивления
Сейчас растущей популярностью пользуется модель нулевого сопротивления для авто. Его особенность – способность пропускать воздух свободно, без задержек подачи. Увеличивается максимальная скорость подачи, разгон становится меньше.
Базовое значение у материала, из которого изготавливают устройства: у него крупные поры, а бумаги используется минимальное количество. Традиционно базовым элементом становится специальная хлопковая ткань, а также особый алюминиевый экран.
Известно два основных типа фильтрующих прибора с нулевым сопротивлением.
Без пропитки (сухой) | С применением пропитки |
Больше похож на привычное устройство для фильтрации, но при этом изготовлен из других материалов. Тут прирост уровня мощности составит ориентировочно 5%. | Максимально эффективный прибор. Производится из многослойного тканевого материала, пропитанного современным составом маслянистой текстуры. Всевозможные засоряющие элементы задерживаются в пропитывающем слое. Мощность в среднем увеличивается на 7%. |
Широко используется тип с пропиткой благодаря его положительным характеристикам. Но надо помнить о его недостатках. Ключевым становится необходимость частого промывания. Это придется делать уже после трех тысяч километров пробега. В противном случае качество фильтрации резко снизится.
Категории масляных фильтров
Банальная формулировка многих фирм нашу комиссию не устроило никоим образом. Возможно, по размерам и подходит, но для каких именно автомобилей рекомендуется? Для новых, разъезжающих по автомагистралям, или для нагруженных, ломовых лошадок, таскающих прицепы по сельскому бездорожью? В связи с этим условием мы решили разделить автомобили, для которых рекомендованы масляные фильтры, на 3 категории – «Премиум класс», «Средний класс» и «Экономкласс».
Первая категория подразумевает новенькое авто, разъезжающее по автобану на дорогом синтетическом масле. Темп старения моторного масла для данного типа – низкий, тяжелые органические вещества накапливаются медленно. Поэтому ресурс масляного фильтра здесь оценивается в первую очередь.
К «Экономклассу» относятся автомобили, противоположные первой категории. Большие износы, повышенное давление картерных газов и расход масла. Сама смазочная жидкость дешевая, минеральная, стареет быстро – помогают картерные газы. На подобных типах мотора на первое место выступает задержка фильтром тяжелых продуктов разложения, а ресурс, в принципе, некритичен: в любом случае требуется замена масла через 5—7 тыс. км. Да цена играет большую роль – на таких авто ездят люди скромного достатка.
К «среднему классу» относятся автомобили, в которых равноценно все – и качество фильтрации, и ресурс масляного фильтра.
Так как в каждой категории свои приоритеты, то и весовые коэффициенты мы использовали разные. В таблице вы можете увидеть, выделенное красным то, что подходит больше всего, и синим то, что мы бы не рекомендовали использовать для любой категории двигателей. Расстановка фильтров по местам ознаменована суммой баллов, которую набрал каждый испытуемый экземпляр за такие параметры, как: качество фильтрации, стоимость, ресурс и внешний вид.
В целом мы заметили, что «европезированные» условия эксплуатации фильтров для «Премиум класса» в лучшей степени гарантируют европейские же бренды. А долгий срок нашему «Эконому» в условиях тяжелой российской жизни обеспечивает наши отечественные марки фильтров. Хорошо показал себя Bosch – во всех категориях проявил себя на «отлично». Отличился и SCT – правда, в худшую сторону. Удачно продемонстрировали свою работу «Ливны», впрочем, ничего удивительного – бумажный наполнитель не нашего производства, да и наслоен он в 1,5—2 раза больше, чем у других. Вот, только технология и конструкция картриджа у него явно хромают на обе ноги.
Как оценивали
Поскольку в каждом классе свои приоритеты, то и весовые параметры мы использовали разные. Для удобства читателя табличные значения мы выделили разными цветами: красным – то, что подходит больше всего и синим – то, что, что следует использовать с предосторожностью для всех категорий двигателей. Расстановку масляных фильтров по местам произвели согласно сумме баллов, набранных претендентами за общее впечатление, ресурс, качество фильтрации и цену. Итоговые оценки в рейтинге расположились от лучших к худшим: первый фильтр, с самой высокой суммой баллов получил о, последний – оценку «1», остальные заполнили середину. Такое табличное соотношение данных позволит читателю уйти от интегральной оценки к индивидуальной – остановить свой выбор на изделии с более высоким ресурсом, качеством фильтрации и т.д.
Рейтинг масляных фильтров
18 место: SCT SM 101
Сконструирован хорошо, но параметры далеки до идеала. Возможно, виноват европейский подход к свойствам бумажного наполнителя и явный ее недостаток. Свою лепту внес и «мягкий» клапан, с давлением усилия в два раза меньше, чем у всех. В итоге ресурс отсутствует совсем.
Достоинства: Низкая стоимость, хорошее исполнение.
Недостатки: Самый небольшой ресурс, в итоге последняя строчка во всех трех категориях.
17 место : Olefant OF-54
Примерная цена – 90 руб.
Особым образом себя в работе не проявил. Старается фильтровать, но качество удерживания вредоносных веществ отстает от других очистительных элементов.
Достоинства: Низкая стоимость
Недостатки: Твердое предпоследнее место для всех классов: ресурс маленький, фильтрация не из лучших.
16 место: NAC Genuine parts 2—8833
Примерная цена – 90 руб.
При изготовлении данного продукта производитель сильно пожалел фильтровальной бумаги, чем существенно снизил качество фильтрации. Очистительный элемент, конечно же, работать будет, но недолго.
Достоинства: Невысокая стоимость импортного изделия.
Недостатки: Практически по всем параметрам уступает своим собратьям – хвалить не за что.
15 место: Fenom FN994
Примерная цена – 90 руб.
Фирма-производитель немного улучшила характеристика данного фильтра, в связи, с чем выросли показатели всех параметров. Однако корейские штрихи NACа, с которым в близком родстве состоит Fenom, все-таки не позволили вывести продукт на достойное место.
Достоинства: В целом не худший ресурс и реальная стоимость.
Недостатки: Самая маленькая площадь фильтрации из-за недостатка бумаги.
14 место: GoodWill OG 410
Примерная цена – 75 руб.
Бросается в глаза очень прилежное исполнение, но по ресурсу сильно уступает другим европейским «коллегам». Наоборот, как-то ближе к российским «собратьям». В среднем очень даже неплох, надежен, стабилен и недорог.
Достоинства: Недорогой фильтр среднего уровня.
Недостатки: Ресурс уступает другим фильтрам европейского производства. С «долгоиграющим» моторным маслом лучше не использовать.
13 место: Finwhale LF105
Примерная цена – 100 руб.
Типичный универсальный фильтр европейского производства, с хорошим ресурсом.
Достоинства: Большой ресурс, невысокая стоимость.
Недостатки: На старые авто лучше не ставить, так как с мазутоподобным образованием справляется не лучшим образом.
12 место: Механик М фсм 237
Примерная цена – 55 руб.
Обновленный продукт «Цитрона». Работает гораздо лучше, чем прежде. Бумаги не пожалели и улучшили остальные показатели.
Достоинства: Лидер по части фильтрации. Хорошо подходит для авто среднего класса. Очень привлекательная стоимость.
Недостатки: Неаккуратно изготовлен: неравномерное гофрирование, местами сложенные складки.
11 место: Tutela 30 3/4 ” x 16UNF
Примерная цена – 340 руб.
По конструкции схож с фильтром Champion, но бумаги положили поменьше. В результате — и параметры похуже.
Достоинства: Оптимальные показатели по ресурсу и по качеству фильтрации.
Недостатки: Давление перепускного клапана в два раза больше, чем у остальных фильтров, может привести к масляному голоданию. Цена нереальная!
10 место: Hengst H12W05
Примерная цена – 105 руб.
Фильтр европейского происхождения, но параметры явно тяготеют к российским условиям. В целом, стабилен по всем показателям.
Достоинства: Красивый и доброкачественный универсальный фильтр с показателями выше среднего уровня.
Недостатки: Дорогостоящ.
9 место: Fram PH5822
Примерная цена – 70 руб.
Фильтр может похвастаться показателями выше среднего и при этом не завышенной ценой.
Достоинства: Подходит для двигателя в любом состоянии. Недорог и уровень «выше среднего».
Недостатки: От популярного бренда невольно ждешь более похвальных заслуг.
8 место: Champion C230
Примерная цена – 100 руб.
Внешний облик довольно хорош, вот, только площадь фильтрации стала поменьше. В целом, хорошие показатели по всем параметрам.
Достоинства: Равноценный результат для всех категорий: от премиум класса до эконома.
Недостатки: Плотная укладка бумажного фильтра не любит запыленные дороги.
7 место: Суперфильтр Колан
Примерная цена – 130 руб.
Фильтр имеет весьма приличные показатели по всем параметрам. Правда, не оправдывает ожиданий по работе с продуктами разложения масла.
Достоинства: Хорошее качество фильтрации, ресурс выше среднего, эффективен по всем типам двигателей.
Недостатки: Нет упаковки, дефекты окраски корпуса, неравномерное гофрирование, высокая цена.
6 место: PEKAR 2108—1012005
Примерная цена – 70 руб.
Типичный представитель . Хороший результат обеспечивает большая плотность бумаги и широкая площадь фильтрации. Стоит поработать только с ресурсом.
Достоинства: Недорогая стоимость фильтра, хорошо подходит среднему российскому потребителю.
Недостатки: Небольшой ресурс.
5 место: Delpfi FX0019
Примерная цена – 85 руб.
Фильтр имеет самое оригинальное исполнение: об этом говорит и размер корпуса, и конструкция картриджа, и строение перепускного клапана.
Достоинства: Лидер в среде премиум класса. Оптимальный ресурс и нормальная стоимость.
Недостатки: Не разделяет восторга от езды по пыльному бездорожью, так как и бумага европейская и плотность ее укладки небольшая.
4 место: Невский фильтр НФ-05-М
Примерная цена – 65 руб.
В фильтре используется много толстой бумаги высокой плотности, которая, конечно, существенно понижает давление, но и увеличивает фильтрацию. Цена весьма приемлема. Впечатление в целом положительное – и стоимость подкупает.
Достоинства: Универсальный фильтр по всем параметрам.
Недостатки: Относительно небольшой ресурс.
3 место: Ливны 2105—1012005
Примерная цена – 70 руб.
Чемпион по площади фильтрации. Бумаги умудрились напихать в два раза больше, чем у других фильтров. В целом не плох, но эстетики в нем маловато, поскольку после его вскрытия обнаружена довольно убогая конструкция и техника изготовления.
Достоинства: Лидер по фильтровальной площади. Ресурс выше, чем у «европейцев».
Недостатки: Весьма слабый уровень изготовления.
2 место: Mahle OC384
Примерная цена – 90 руб.
Довольно-таки симпатичное изделие европейского происхождения. Благородный экстерьер, надежность и невысокая цена! Отличная равномерность укладки фильтровальной бумаги, а также ровный картридж обеспечивают стабильность работы. По ресурсу можно назвать его лучшим.
Достоинства: Высокое качество изготовления. Годен для премиум и среднего классов, демонстрирует типично европейские черты характера на дороге.
Недостатки: Качество фильтрации у одного из лидеров могло быть и получше.
Как выбрать салонный фильтр
Выбор салонного фильтра для авто – это весьма сложный процесс, который не имеет ориентиров на стандартные показатели. Из-за специфики изделий очень сложно выделить ключевые характеристики, однако редакторам Expertology удалось собрать для вас 9 очень важных рекомендаций.
- При подборе салонного фильтра обязательно отталкивайтесь от каталожного номера оригинального изделия.
Однако целесообразно приобретать не оригиналы, а аналоги от известных производителей. Такой выбор позволит не только хорошо сэкономить (примерно 50-75%), но и обеспечит не менее качественную очистку воздуха на длительный срок. - Убедитесь, что купленный вами фильтр правильно устанавливается в посадочное место
. Обратите внимание на плотность его закрепления и отсутствие сильного искривления тканевых пластин. Отдайте предпочтение моделям, у которых предусмотрены элементы укрепления корпуса в виде клееных уголков или пластиковых (резиновых) рамок. - Фильтровальный материал должен иметь специальную обработку
. Та часть, которая размещена со стороны вентилятора, обычно подвергается поверхностному ламинированию. Это нужно для того чтобы избежать попадания ворсинок в вентиляцию, в противном случае они могут стать как причиной загрязнения проточного воздуха (и, к тому же, мощным аллергеном), так и снизить работоспособность всей системы кондиционирования. - Большая коробка
– не всегда признак подделки. Многие производители намеренно увеличивают размеры упаковочных боксов, дабы снизить вероятность повреждения салонных фильтров при транспортировке и складировании. Однако многие пользователи ошибочно воспринимают эту меру предосторожности как факт фальсификации. - Маркировка
направленности воздушного потока – очень удобная вещь. Она позволяет избежать хлопот с неправильной установкой фильтра. Поэтому, мы советуем отдать предпочтение тем изделиям, которые имеют обозначения “Верх” и “Низ”. - Наличие активированного угля
– это больше, чем простой рекламный ход. Все не понаслышке знают о пользе активированного угля в поглощении некоторых газов, в том числе диоксида азота и углеводородных соединений. Так что если сохранение здоровья для вас – не пустые слова, – и вы готовы потратить чуть больше средств, то мы настоятельно рекомендуем приобретать именно угольные фильтры. - Масса угольного фильтра
– очень важная характеристика. В общем случае, чем выше его масса, тем больше активированного угля вмещают в себя тканевые пластины. - При покупке угольного фильтра обязательно удостоверьтесь в целостности упаковки
. Дело в том, что наличие сквозных отверстий в бумажном боксе или полиэтилене может спровоцировать “выдыхание” некоторой порции активированного угля из-за создания воздушного потока. Отсюда и заведомо более низкий рабочий ресурс, и возможные механические повреждения. - Настоятельно не рекомендуем измерять ресурс фильтров в километрах пробега
– с данными изделиями такой подход не работает. На характеристику их долговечности влияет масса показателей, таких как загазованность и запыленность локаций, по которым вам приходится передвигаться, а также режимы работы кондиционера. По такой логике самым оптимальным мерилом ресурса является период работы, и, по личному опыту, скажем: средний ресурс любого фильтра (простого или угольного) будет варьироваться от 9 до 12 месяцев.