В коробке передач автомобиля находится масло, которое периодически нужно проверять, оценивать его состояние и, при необходимости, производить замену. Во время очередной такой проверки на щупе могут быть обнаружены мелкие пузырьки. Такая ситуация будет свидетельствовать о наличии проблем в работе коробки передач. Если не будут предприняты соответствующие меры, то рабочий узел будет интенсивно изнашиваться и в скором времени выйдет из строя.

В результате вспенивания масла снижается эффективность смазывания внутренних деталей механизма. Коробка интенсивно нагревается, передачи переключаются сложнее, электроника не справляется с нагрузкой и в конечном итоге весь механизм выходит из строя. Дальше потребуется дорогостоящий и сложный ремонт или полная замена всей коробки.

Нужно своевременно реагировать на такую ситуацию, без промедления проводить диагностику и устранять причину появления пены в смазочной жидкости. Нам предстоит разобраться в сложной и важной проблеме, которая может коснуться каждого автомобилиста.

  • 2 Превышения срока использования масла
  • 3 Чрезмерный перегрев
  • 4 Важность своевременного ремонта
  • 5 Общие рекомендации и профилактика
  • Причины вспенивания масла АКПП

    Многие факторы могут вызвать образование пены в масле трансмиссии. Устранение проблемы всегда должно начинаться с диагностики и выявления причины. Так будет проще убрать пену и предотвратить её дальнейшее образование. Ниже будут изучены все причины, по которым пенится масло в АКПП.

    Неправильное смешивание

    Когда требуется осуществить замену технических жидкостей, в частности, масла в трансмиссии, многие автовладельцы поддаются соблазну экономии. Жидкости не меняются полностью, а доливается новое масло до необходимого уровня. В этом случае происходит смешивание разных жидкостей, что недопустимо. Жидкости, выпущенные разными производителями, или, имеющие разную маркировку, не должны смешиваться друг с другом, в противном случае можно столкнуться с образованием пены.

    Почему же пенится масло в коробке передач? Всё дело в химических реакциях, которые происходят между составляющими разных смазочных составов. Такая ситуация приводит к утрате защитных и эксплуатационных свойств смазки.

    Причины вспенивания масла АКПП

    Выход из такой ситуации может только один — полноценная замена состава, залитого в коробку передач. Всё содержимое сливается, а механизм промывается с использованием особого состава. Важно использовать специальную промывку, поскольку она способна удалить остатки старой смазки, непригодной к использованию. Процесс промывки должен повторяться до тех пока, в жидкости не будет оставаться следов масла. Перед промыванием необходимо снять фильтр, если он присутствует. Перед заливкой новой смазки фильтрующий элемент устанавливается на прежнее место.

    Аномальный уровень масла

    Смазочная жидкость должна удерживаться на определённом уровне, который является оптимальным для нормальной работы устройства. Излишек, равно как и недостаток, — это нарушение эксплуатации автомобиля, что обязательно приведёт к серьёзным последствиям, если не будет своевременно устранено.

    Среди автомобилистов «гуляет» мнение о том, что несколько завышенный уровень масла в коробке передач благотворно сказывается на её работе. Это утверждение верно только для некоторых моделей авто, а в большинстве случаев оно является неверным. К сожалению, многие водители прислушиваются к такому суждению и нарушают нормы, установленные производителем машины. Например, автомобили Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, BMW крайне чувствительны к завышенному уровню масла в трансмиссии. Перелив смазки может привести к разорванным прокладкам, неисправным клапанам и выходу из строя фрикционов.

    Не менее опасным является низкий уровень масла в коробке передач. Здесь совершенно неважен тип трансмиссии: и в механике, и в автомате, и в вариаторе одинаково часто возникают поломки из-за масла, которое пенится. Даже очень надёжные механизмы не выдерживают такой эксплуатации.

    Воздух в трансмиссии

    Масло пенится в автомате и механике из-за попадания воздуха в большом количестве. Он вытесняет масло, замещая его. Воздух может попадать из-за разгерметизации узлов, например, при разрыве шланга или через трещины. Автомобиль в таком состоянии эксплуатировать категорически запрещается, поскольку при каждом пройденном километре количество масла будет быстро снижаться.

    Чтобы выявить такую проблему, необходимо тщательно осмотреть автомобиль, в частности коробку передач. Особенное внимание нужно уделять следующим элементам:

    • сальники;
    • плита, которая соединяет мотор с коробкой передачи;
    • кольца;
    • прокладки;
    • нижняя часть корпуса.

    Протечки удобно определять по следам вытекающей жидкости, которая будет иметь характерный цвет. Мало будет устранить течь и вернуть системе прежнюю герметичность. Придётся промывать коробку передач и полностью менять жидкость. Ведь внутрь вместе с воздухом могла попасть грязь, которой там точно не должно быть.

    Зачем КПП вообще нужна смазка

    Автоматическая коробка работает на базе гидротрансформатора, который передает крутящий момент от двигателя к колесам. Со стороны трансмиссии устройство через валы соединено с масляным насосом и планетарным механизмом. Управление передачами происходит от гидроблока, соединенного с электронным блоком управления.

    Гидротрансформатор состоит из двух колес с лопастями — насоса и турбины, помещенных в ATF, между которыми установлен реактор. ДВС воздействует на гидронасос, заставляя жидкость под действием центробежной силы вращать турбину, при этом нагреваясь до высоких температур. С помощью реактора момент усиливается в 2 — 3 раза.

    Турбинное колесо приводит в движение шестерни планетарного механизма. Они свободно вращаются в масляной среде до тех пор, пока не включится передача. В этом случае соответствующая шестерня заблокируется фрикционными дисками, которые сжимаются толкателями под давлением жидкости. Распределение давлений в нужном алгоритме происходит по сигналу электромагнитных клапанов — соленоидов, расположенных в гидроблоке.

    Читать

    Устройство и принцип работы гидротрансформатора АКПП

    Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет несколько функций:

    • является рабочим телом, передающим крутящий момент;
    • создает давление для плавного переключения передач;
    • смазывает детали, предотвращая трение;
    • охлаждает систему, защищая от перегрева.

    Масло для АКПП подбирается с учетом его вязкости, типа химических присадок, допусков от нагрузки двигателя. Если жидкость пенится, это означает неправильную работу коробки и ее скорый износ.

    Превышения срока использования масла

    Любая смазочная жидкость не может работать вечно. Со временем она утрачивает свои эксплуатационные свойства, потому требуется периодически выполнять замену. В инструкции к авто указываются интервалы для замены смазки в трансмиссии, которые будут безопасны для ТС. Они всегда указываются с некоторым запасом, потому отклонения в большую сторону возможны.

    Тест трансмиссионных масел

    Есть общие цифры, которые примерно подходят всем авто. Если их придерживаться, то срок службы трансмиссии существенно увеличится:

    • срок службы минеральной смазки в автомате ограничивается 20–30 тысячами км;
    • синтетическая смазка в автомате может исправно служить около 50 тысяч км;
    • минеральная техническая жидкость в механику должна заливаться через каждые 30 тыс. км;
    • синтетика в механике требует замены через каждые 70 тыс. км.;
    • новая синтетика в вариатор заливается через каждые 30 тыс. км.

    Мы изучили практически все причины, заставляющие масло в АКПП, механике и вариаторе пениться. Осталось совсем немного.

    Что делать водителю

    Первыми сигналами неисправности в автомате будут толчки и рывки при переключении передач. Далее АКПП начнет пропускать или блокировать передачи, а затем выйдет из строя гидравлическая и электронная части.

    Чтобы не пропустить момент, когда масло начинает пениться, нужно регулярно проверять его уровень и качество. Достоверные измерения получаются только после разогрева рабочей жидкости до 80 — 90℃:

    1. Предварительно проехав 10 — 20 км, автомобиль останавливают на горизонтальной площадке.
    2. Селектор выставляют на «P» или «N» в зависимости от модели трансмиссии.
    3. На холостом ходу достают измерительный щуп, насухо вытирают, вставляют обратно в трубу на 5 с и снова достают.
    4. Правильный уровень ATF находится между насечками показателя «Hot».
    5. Красный или светло-желтый цвет масла говорит о хорошем состоянии.
    6. При проверке консистенции масло должно сразу впитываться в салфетку.

    В зависимости от производителя алгоритм проверки может меняться, например, у Honda щуп проверяют после глушения двигателя.

    Устранение неполадок

    Если уровень ATF ниже о:

    Читать

    Полная и частичная замена масла в АКПП Форд Эксплорер 5

    1. Нужно осмотреть днище автомобиля в поисках утечек из АКПП и провести ремонт при обнаружении оборванных шлангов, деформированных деталей, износившихся прокладок;
    2. Долить в коробку ту же ATF, которое залито, до требуемого уровня.

    Когда масло пенится, его объем увеличивается, поэтому уровень на щупе будет выше верхней насечки. Чтобы точно убедиться, при повторной проверке разогретый двигатель глушат и выжидают пока жидкость отстоится. Излишки масла вытягивают с помощью технического шприца и тонкой трубки.

    Если пена в масле КПП возникла из-за старения, перегрева, неудачного микса различных жидкостей:

    1. Снять и промыть поддон.
    2. Полностью слить непригодную жидкость.
    3. Заменить фильтры.
    4. Прочистить радиатор.
    5. Залить свежую жидкость, рекомендованную производителем.

    В самых запущенных случаях потребуется переборка, диагностика и замена частей АКПП. Чтобы не доводить трансмиссию до ремонта, нужно учитывать конструктивные особенности как бензиновой, так и дизельной АКПП при эксплуатации:

    • резкие движения на старте и при торможении перегружают гидротрансформатор;
    • при долгом буксовании или буксировании тяжелых прицепов автомат перегревается из-за высоких нагрузок;
    • АКПП нуждается в регулярном обслуживании.

    Чрезмерный перегрев

    Появление пены в смазочной жидкости может появляться в результате её высокого нагрева. Такая ситуация может возникать при агрессивной езде. Автоматическая коробка посылает на панель приборов сигнал о превышении температуры нагрева масла. С механикой всё сложнее, поскольку водителю приходится только догадываться о температуре смазки.

    Если автомобиль участвует в спортивных состязаниях, то коробка передач обязательно должна быть оборудована системой измерения температуры масла и оповещения при достижении критического уровня. В автомобиле, который эксплуатируется в условиях большого города, преодолевает бездорожье и испытывает высокие нагрузки, замена масла должна осуществляться чаще.

    Как не допустить возникновения пены?

    В целях профилактики, автомобилист должен периодически проверять уровень масла в КПП, обращать внимание на поведение машины при передвижении, когда переключаются скорости.

    Таким образом, присутствие пены в масле свидетельствует о неисправности коробки передач. Выделяется много причин вспенившегося топлива в КПП, начиная от того, что в коробку проник воздух, заканчивая тем, что имеется утечка жидкости через уплотнительные элементы. Определить точный характер неисправности возможно, если осуществить полноценную диагностику транспортного средства.

    Важность своевременного ремонта

    Проблему выявили? Причину определили? Самое время заниматься её устранением. Кстати, с этим тянуть никак нельзя. В противном случае, при эксплуатации авто с пенящимся маслом уже после 10 тыс. км можно остаться один на один с поломанным автомобилем. Такой ремонт будет стоить в десятки раз дороже, чем своевременное устранение причины.

    Важность своевременного ремонта

    При невозможности устранения причины неисправности придётся обращаться в СТО для проведения диагностики. Нужно выбирать автосервис с хорошей репутацией. Каждая минута дорога, это важно понимать каждому автомобилисту.

    Общие рекомендации и профилактика

    В конце нашего разговора хотелось бы указать на некоторые рекомендации и методы профилактики. При их соблюдении вспенивание смазочной жидкости будет выявляться на начальной стадии и своевременно устраняться.

    1. Уровень смазочной жидкости в двигателе и коробке передач должен проверяться каждую неделю, максимум — раз в месяц, но не реже.
    2. Замена технической жидкости должна осуществляться в сроки, указанные в инструкции к автомобилю.
    3. Агрессивный стиль езды сильно изнашивает автомобиль, в том числе, вызывает перегрев масла и появление пены.
    4. В режиме Parking нужно отмечать все изменения в поведении авто.
    5. При малейших изменениях и появлении первых признаков поломки необходимо заниматься диагностикой и ремонтом автомобиля.

    Любой автомобиль требует ухода и заботы. На это он ответит безукоризненной работой и чётким реагированием на команды водителя. Любую поломку лучше предупредить и устранить на ранних стадиях. В противном случае, автомобиль можно заглохнуть посреди дороги и стать для своего владельца настоящей проблемой.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: