Автомобиль, как любое технологическое изобретение человека, можно сказать, напичкан электроникой. В современных машинах, нажатием одной кнопки можно одновременно поднять все стекла и заблокировать двери, все фары вступают в работу благодаря электронным импульсам, текущим по проводам, провода идут от аккумулятора, и этот список можно продолжать еще очень долго. Но ввиду различных обстоятельств соединения проводов могут выходить из строя. В некоторых это коррозия, в других окисление, в третьих короткие замыкания вследствие попадания влаги на контакт и т.д.
Однако существует отличный выход из ситуации — это смазка для контактов, которая может предотвратить все разрушительные процессы или же остановить их.
Смазка для контактов в автомобиле
Принцип действия и полезный эффект
Несмотря на то, что смазки для электроконтактов от различных производителей имеют разные химические составы, принцип их действия примерно одинаков. Ниже приведены основные функции смазок:
- вытеснение влаги;
- изоляция от воды и кислорода, что существенно снижает окислительные процессы;
- защита от такого явления, как утечка тока;
- снижение контактного сопротивления в пятне соприкосновения клемм;
- проникновение в оксидные и сульфидные отложения, что останавливает коррозионные процессы и разжижает отложения на поверхности контактов.
То есть после обработки такой смазкой окислительные процессы в контактах сильно замедляются или останавливаются вовсе. Это существенно увеличивает надёжность проводки авто и продлевает срок службы клемм и контактов.
Универсальная электроизоляционная смазка
Оптимальным решением задачи по сохранению работоспособности электрических контактов является Смазка для электроконтактов EFELE.
Она предназначена для автомобилей, промышленного и бытового оборудования. В состав материала входит силиконовая жидкость, неорганический загуститель и дополнительный пакет присадок.
Диэлектрическая смазка EFELE – это однородный густой состав белого цвета. Он хорошо удерживается в месте соединения, не стекает, не засыхает в процессе эксплуатации, сохраняет свои свойства на протяжении всего срока работы оборудования.
Основные преимущества материала:
Имеет высокие диэлектрические свойства.
Обладает термо- и морозостойкостью. Состав применяется в широком диапазоне рабочих температур: -40 °C…+160 °C
Предотвращает образование коррозии и окисления
Не вымывается водой и слабыми кислотными и щелочными растворами
Защищает контакты от возникновения короткого замыкания
Предотвращает утечку тока из соединения
Надежно герметизирует и изолирует
Обладает совместимостью с большинством пластмасс и эластомеров
Смазка Liqui Moly и её аналоги
Рассмотрим несколько популярных смазок, используемых для контактов автомобильной проводки, начиная с самого известного и подходящего для этой цели.
- Liqui Moly. Производитель выпускает электропроводные смазки в двух видах: аэрозоль (Electronic Spray) и гель (Batterie-Pol-Fett). Пластичная смазка более эффективна в долгосрочной перспективе, так как она устойчива к смыванию водой и начинает самопроизвольно стекать только после разогрева до 145 °C. Однако использовать пластичную смазку для труднодоступных мест неудобно, так как её необходимо наносить контактным способом. Аэрозоли хорошо подходят для быстрой обработки контактных поверхностей, в том числе труднодоступных. Но эффект от аэрозолей кратковременный. Для эффективной защиты обрабатывать контакты потребуется не реже, чем 1 раз в 3 месяца.
- Солидол или литол. Это традиционные смазки для клемм аккумулятора и других контактов авто. Они не совсем подходят для подобных целей, так как не обеспечивают достаточно надёжной защиты от окисления и довольно быстро высыхают. Требуют частого обновления. Используются в основном водителями старой закалки.
- Графитовая смазка. Основной недостаток этого средства для защиты от окисления — частичная электропроводность и низкая температура самопроизвольного стекания. Подходит для обработки одиночных контактов (АКБ, стартера, генератора). При промазывании маленьких, многопиновых фишек может вызвать утечку тока с сопутствующим сбоем в работе электроники.
Смазки для контактов — это хорошее решение для тех автомобилистов, которые не желают сталкиваться с проблемами окисления проводки.
Одно из условий нормальной зарядки автомобильного аккумулятора – качественный контакт между клеммой и контактом на корпусе АКБ. Чтобы избежать окисления, ухудшения контакта требуется смазать специальным составом контактирующие поверхности.
Способы применения силиконовой смазки
Смазка silicone, благодаря своей консистентности (пластичности), способна проникать в самые труднодоступные места, поэтому отлично подходит для обработки замков дверей автомобиля. Впрысните в замок небольшую порцию смазки, и замки будут всегда радовать вас легким открыванием в любую погоду, как зимой, так и летом.
Silicone морозоустойчивая и не впитывает влагу. Все знают, как бывает сложно после мойки зимой открыть двери авто, даже после продувки сжатым воздухом щелей замков. Это можно легко избежать. После мойки автомобиля зимой попросите работников мойки продуть замки и петли вашего авто, а затем сами обрызгайте замки и петли силиконом. После этого вы забудете о проблеме замков до следующей мойки.
Силиконовая смазка идеально подходит для обработки уплотнителей на окнах и дверях автомобиля. После мойки автомобиля протрите уплотнители сухой тряпкой, а затем обработайте их силиконом, обрызгав их из аэрозольного баллончика.
Старайтесь разбрызгивать без потеков, много лить не нужно, а излишки обязательно разотрите губкой. Смазка возвратит эластичность уплотнителей и покроет их водоотталкивающим слоем. Зимой в мороз уплотнители не будут примерзать, круглый год будут эластичными и выглядеть, как новые.
Какие задачи позволяет решить смазка?
Использование специальной смазки, позволяющей избежать окисления контактов на клеммах аккумулятора, одновременно решает несколько задач:
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
- позволяет увеличить площадь контакта – что уменьшает потери электричества;
- защищает поверхность свинца и других металлов, участвующих в контактах, от окисления.
Последний момент особенно важен. При долгой эксплуатации транспортного средства во влажной среде поверхность покрывается оксидом. Что и приводит к ухудшению контакта. Причем в некоторых старых транспортных средствах обжимные клеммы изготовлены из меди. Вместе со свинцом она образовывала гальваническую пару.
ТОП-5 смазок для клемм аккумулятора
Итак, из всех рассматриваемых смазок не все хорошо эффективны и действительно заслуживающие на похвалу, так что с более чем 10-ти составов можно выделить лишь 5 лучших средств по уходу за клеммами. Их оценка — субъективное мнение, основанное таких критериях, как: надежность слоя — насколько оно защищает клеммы от коррозии и окислов (прямое назначение), длительность удержания, устранение скользящих разрядов, простота процесса нанесения, широкий температурный диапазон работы.
Смазка | Тип основы | Вязкость | Рабочая температура,℃ | Герметичность | Кислотоустойчивость |
Molykote HSC Plus | Масляная | Высокая | -30°C… +1100°C | Высокая | Высокая |
Berner battery pole spray | Масляная | средняя | -30°C… +130°C | Высокая | Высокая |
Presto Batterie-Pol-Schutz | Воск | средняя | -30°C… +130°C | Высокая | Высокая |
Vmpauto MC1710 | Масляная | Высокая | -10°С… +80°С | Высокая | Высокая |
Liqui Moly Batterie-Pol-Fett | Масляная | Высокая | -40°C… +60°C | Высокая | Высокая |
Качественная смазка для клемм должна иметь целый комплекс свойств:
- Кислотоустойчивость
. Главная задача: предотвратить развитие окислительных процессов, останавливать уже начавшиеся. - Герметичность
. Средство одновременно должно вытеснять влагу, конденсат, защищать и от воздействия кислорода! - Диэлектричность
. Исключение появления блуждающих токов позволяет экономно и целесообразно расходовать заряд аккумулятора. - Вязкость
. Одно из важных критериев качества. Излишняя текучесть может не лучшим образом сказаться на защите АКБ: в условиях высокого температурного режима работы происходит термическое разложение молекул смазки, и вам снова придется ее наносить на клеммы. - Широкий диапазон рабочей температуры
. Автомобиль эксплуатируется в разных температурных условиях, поэтому свои свойства средство по уходу за клеммами должно сохранять и при низких, и при высоких температурах. И желательно, чтобы оно сохраняло свою вязкость.
Чем грозит присутствие на поверхности контактов окислов?
Необходимо внимательно следить за состоянием контактов – в некоторых случаях может даже не помочь их замена, прочистка своими руками. Опасность использования аккумулятора автомобиля с закисшими контактами очевидна. Последствия:
- снижается проводимость – уменьшается напряжение на клеммах АКБ, подаваемое от генератора;
- снижается напряжение на контактах стартера – аккумулятор, по причине плохого контакта, отдает на них низкое напряжение и вал просто не проворачивается.
Особенно опасно попадание на контакты серной кислоты. В некоторых случаях это может привести к действительно серьезным проблемам. В том числе к поломкам клемм – в особо сложных случаях. Наличие даже небольшого слоя окислов приводит к неприятным последствиям – плохой контакт не позволяет осуществить запуск мотора.
Когда мазать клеммы АКБ
Мазать клеммы аккумулятора нужно не тогда когда там уже появился слой белого окисла, а желательно перед установкой аккумулятора или по крайней мере в самом начале процесса окисления. В среднем, меры по уходу за клеммами необходимы каждые два года. На современных необслуживаемых АКБ, не требующих такого большого внимания, необходимость смазывать клеммы может возникнуть спустя 4 года эксплуатации. Хотя, по большому счету, все зависит от условий окружающей среды, состояния электропроводки и батареи. Поскольку повреждение клемм, плохой контакт, перезарядка от генератора, нарушение герметичности корпуса и попадание технических жидкостей только способствуют образованию налета.
Как поступить если контакты уже окислились?
Нужно помнить: если поверхность клемм и контактов уже окислились – смазывать их бесполезно. Предварительно, перед нанесением смазки, нужно очистить металл до блеска при помощи:
- наждачной бумаги – причем желательно изначально обработать крупной, после чего мелкой («нулевкой»);
- с помощью болгарки с установленной на неё щеткой – процесс более быстрый, но действовать следует максимально осторожно.
Восстановление поверхности после окисления необходимо осуществлять с выключенным двигателем, сам аккумулятор должен быть отсоединен.
Борьба с потерей контакта в электропроводке машины
В конструкции машины предусмотрено множество электрических приборов. Следовательно, для их подключения имеется большое количество разъемов. Именно последние являются главными источниками потери контакта в проводке авто. Но случается это и с другими узлами. Самыми банальными причинами являются загрязнение маслом либо грязью, а также окисление контактов. Последний фактор особенно актуален при наличии влажности, провоцирующей электрохимическую коррозию. Она же может очень быстро вывести из строя контакты.
Какие же элементы наиболее поддаются влиянию вышеописанных факторов? Во-первых, страдает аккумулятор. Для предотвращения потери контакта нужно очистить его выводы. Кроме того, очистке поддается внутренность клеммы. Для этого подойдет обычный нож. Хотя лучше все-таки применить мелкие напильники круглой и плоской формы. Внутреннюю поверхность очищают круглым напильником, а выводы АКБ – плоским. Стоит обратить внимание, что некоторые клеммы имеют обработку тонким слоем олова. Его не рекомендуется удалять.
Далее нужно переходить к стартеру. Втягивающее реле желательно демонтировать и разобрать. Правда, для этого нужно отпаять его выводы. При изношенности контактных болтов, их можно повернуть на пол оборота. В этом узле зачастую корродируют наконечники высоковольтных проводов. Все операции по очистке окислившихся деталей лучше проводить надфилем. Наконечники высоковольтных проводов и гнезда катушки и распределителя также зачастую подвержены коррозии. Они очищаются надфилем круглой или плоской формы. Но можно использовать и наждачную бумагу. Однако гнездо катушки обычно труднодоступно. Потому для его очистки лучше приобрести специальное средство в аэрозольном флаконе. Его нужно ввести в гнездо, подождать некоторое время, и затем удалить при помощи ватной палочки. Для очистки контактов бегунка распределителя зажигания применяют надфиль. Контакты прерывателя имеют серебряное покрытие, потому надфиль в данном случае неприменим. Для их очистки нужно намочить растворителем или бензином кусок капроновой тряпки и аккуратно вытереть ею контакты.
При потере контакта в электрических разъемах, может быть несколько причин: обрыв провода на входе разъема, слабая пружина, окисление. На старых авто очищение разъемов вполне можно проводить надфилем. На более «свежих» авто лучше применить вышеописанные средства в баллонах. Простейшим способом является многократное соединение/отсоединение разъема. Но эта мера помогает на некоторое время. При обрыве провода лучше заменить контакт. Можно также осуществить скрутку провода в обход разъема. В продаже имеются ремонтные провода с уже смонтированными наконечниками, готовыми к вставке в разъем.
Наконец, последним элементом, который подвержен потере контакта, являются выключатели. Контакты неразборных узлов обрабатывают очищающим средством. Далее нужно несколько раз понажимать кнопку переключателя. Можно также применить универсальную смазку. Если и этот шаг не помогает, то нужно заменить выключатель.
Какие средства стоит использовать
В продаже имеется большой выбор различных смазок, позволяющих сделать контакт более плотным и качественным. Все их можно разделить на две категории по консистенции:
- в виде спрея;
- густая смазка – паста.
Спрей проще в нанесении, нет необходимости контактировать с самой смазкой. Но следует помнить: при распылении он может попасть на какие-либо иные поверхности (корпус аккумулятора, кузов). Смазка в виде паста гораздо более практична в этом плане. Многие виды смазок имеют в комплекте специальный пластиковый шпатель. С его помощью можно аккуратно намазать все контакты.