Причины возникновения утечки тока аккумуляторной батареи
Аккумулятор считается одной из главной составляющей работы автомобиля. Он должен быть заряжен, обеспечивая тем самым работоспособность двигателя и других устройств. Часто причиной утечки тока становится забывчивость владельца. Многие оставляют свой автомобиль на ночь с включенным оборудованием или откладывают на длительный срок покупку нового аккумулятора. Кроме этого, ток может уходить из-за нарушений при работе проводки. Таким образом, причинами появления утечки являются:
- Большой ресурс выработки аккумуляторной батареи;
- Не выключенные фары, габариты, магнитола;
- Разрушение изоляционного слоя проводов под воздействием неблагоприятных климатических и дорожных факторов;
- Окисление основных узлов или скопление слоя грязи на них (гнезда для подключения приборов, контакты клеммных колодок);
- Короткое замыкание в проводке дополнительно установленного оборудования из-за невнимательности прокладки проводов;
- Повреждение проводов металлическими креплениями;
- Оплавление некоторых участков проводки, расположенных рядом с двигателем.
Исключив вариант, что водитель не забывает выключать фары и электронику, следует искать утечку тока в другом месте.
Устранение реальной неисправности
Ситуация, которая будет описана в данной статье, реально произошла с одним из так называемых «мастеров гаражных кооперативов». Пригнали классику и попросили устранить неисправность, связанную с быстрой «кончиной» аккумулятора. Ну а далее по порядку.
Разберемся – как можно выявить утечку тока в нашем автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр, который измеряет ток до 10А.
Устанавливаем измерительный прибор в режим измерения силы постоянного тока. Штекеры проводов вставить в соответствующие гнезда на приборе.
Диагностика и норма тока утечки АКБ
В автомобиле присутствуют устройства, потребляющие ток регулярно. К ним относятся:
- Часы:
- Память ЭБУ;
- Иммобилайзер;
- Сигнализация.
Их функционирование подразумевает постоянное питание. Энергозависимая память после перезагрузки снова начинает работать, запоминая текущие установочные функции. Охрана автомобиля осуществляется с момента постановки на стоянку. Все эти приборы нуждаются в токе, что говорит о возможности потребления небольшого объема энергии в регулярном режиме.
Так как ток уходит на работу многих энергозависимых устройств, то следует указать, что существует норма утечки. Она является постоянной величиной, которая высчитывается путем суммирования объема потребления каждого устройства. Если в автомобиле постоянными потребителями выступаю часы, сигнализация, аудиосистема, то сумма их токопотребления составит 1мА+20мА+3мА соответственно. При складывании величин тока для всех устройств, работающих постоянно, получается общая сумма в пределах 50–80 мА.
При сравнении с лампочкой фары, потребляющей около 500 мА, норма утечки тока в 50 мА не может повлиять на разряд АКБ.
Чтобы определить норму утечки тока в собственном автомобиле, следует провести диагностику. Она осуществляется путем замеров токопотребления. При выявлении величины потребления больше нормы, появляется необходимость поиска и устранения неполадки в работе электрооборудования или бортовой сети.
Поиск мест утечки тока
Подготовьте схему, на которой будут указаны все предохранители данной модели автомобиля. Далее, оставив мультиметр подключенным по приведенной выше схеме, нужно поочередно вынимать предохранители из их гнезд, следя за показаниями прибора. Если показания будут без изменений, следует вставить предохранитель на место и перейти к следующему предохранителю. Как только ток утечки покажет нормальное значение, цепь считается найденной.
Далее, следует изучить все подключенные приборы и всю проводку подозрительной цепи. Для удобства можно воспользоваться куском длинного провода, поочередно исключая разные участки цепи из работы. Так можно найти неисправность гораздо быстрее.
Вот таким способом можно достаточно быстро выявить и ликвидировать повышенную утечку тока в автомобиле.
Самостоятельная диагностика мультиметром
Диагностика проводится с использованием обычного мультиметра (тестера). Измерения тока осуществляются в разрыве массы или в разрыве «плюсового» участка. Схема определения в разрыве массы считается безопасной. Для ее выполнения требуется выполнить такие действия:
- Установки мультиметра соответствуют измерению показаний тока в амперах (10-20 А);
- Отсоединить минусовую клемму с АКБ;
- Соединить один провод тестера с клеммой аккумулятора;
- Другой провод тестера должен находиться на снятом проводе.
Можно не соблюдать полярность для электронного тестера. Перед началом измерений следует выключить зажигание, и вынуть ключ.
Выявление утечки в разрыве плюса предполагает такую схему:
- Настроить амперы на приборе;
- Отсоединить «+»с АКБ;
- Минусовый разъем тестера подключить к отсоединенной клемме АКБ;
- Плюсовый разъем тестера соединить с «-» аккумулятора.
При правильно выполненных шагах на экране тестера возникнет величина тока. Превышение нормы (15–80 мА) найденным значением тока свидетельствует об утечке. В результате нужно искать проблемную цепь.
Как найти утечку
Утечка может быть вызвана несанкционированным потребителем или коротким замыканием в цепи. Поиски начинаются с нештатных приборов и электронных компонентов. В отличие от заводской проводки вновь установленное оборудование может питаться от проводов, уложенных в первое попавшееся место. При желании быстро все разместить мастер не обращает внимания на то, что проводка может лежать вблизи мотора. При работе агрегат выделяет тепло, действующее на изоляционный слой проводов. В результате появляются оплавленные участки.
При расположении кабелей вблизи металлических мест, которые соприкасаются постоянно, можно наблюдать перетирание. Целостность проводки нарушается, что ведет к короткому замыканию.
Поэтому после предварительной диагностики с помощью мультиметра стоит осмотреть визуально отдельные участки и элементы оборудования, размещенного после покупки машины. Часто концевики сигнализации размещаются в местах соприкосновения дверей. Искать необходимо обгоревшие, коррозионные или нарушенные участки. Если такие не найдены, то стоит перейти к стадии глубокой диагностики.
Правила пользования прозвонкой
Единственное правило, которое необходимо запомнить, проводить процесс прозвонки разрешается только в полностью обесточенной цепи.
Вам это будет интересно Особенности изолирующих клещей
Обратите внимание! Если проверять провода под напряжением, можно получить удар током, а в некоторых случаях вызвать пожар.
Ниже подробно описано как как проверить провод мультиметром и без него.
Как правильно прозвонить провода (мультиметром и без приборов)
Поэтапный процесс работы:
- перед началом работы необходимо повернуть рукоятку мультиметра в нужное положение;
- подсоединить концы щупов в необходимые гнёзда. Чёрный щуп в гнездо, указанное как СОМ (в некоторых случаях обозначается как «*» или точкой заземления), а красный — в гнездо, где стоит символ Ω (иногда указывается как R). Необходимо подчеркнуть, что символ Ω может быть нарисован как одиночно, так и в совокупности с обозначениями других знаков (V, mА). Такое расположение проводов, поможет придерживаться полярности при проведении будущих замеров;
Как подключать щупы
- включить мультиметр. В основном для этого есть отдельная кнопка или работа может начинаться автоматически при повороте рукоятки в необходимое положение;
- закрыть измерительные концы друг с другом. Если слышен сигнал, значит, устройство правильно работает;
- взять тестируемый провод (заранее зачистить его от изоляции). Дотронуться измерительными щупами к оголённым местам кабеля;
- в случае исправности прозвучит звук, а показания мультиметра будут нулевые или покажут на сопротивление. Если на экране будет указано 1 и не последует звуков, то значит, что проверенный кабель оборван.
Прозвонить провода можно и без применения мультиметра. Для работы понадобится:
Схема устройства с лампочкой
- классическая батарейка питания (желательно брать квадратную на 4,5Вольт);
- обычная лампочка на 4 Вольт, через нее диагностируется (контролируется) линейный участок кабеля;
- пара соединительных кабелей и коннектор захватывающего вида.
После подготовки инструментов для работы, с их помощью необходимо собрать простую измерительную цепь. При, верно, собранной цепи и в случае исправности провода, лампа будет работать. Если на участке есть дефект, то лампочка не загорится.
Как выполнить глубокую диагностику
Глубокая диагностика проводится после визуального осмотра проводки. Смысл метода заключается в отключении какого-либо оборудования и измерении тока посредством мультиметра. Схема выполнения операций:
- Установить оборудование для измерения тока в амперах, сняв минусовую клемму аккумуляторной батареи;
- Подсоединить провода тестера к отсоединенному проводу АКБ и к минусовой клемме;
- Выдергивать по очереди предохранители, размыкая цепь;
- При изменениях величины тока выяснить, за какое оборудование отвечает данный предохранитель.
Другим способом измерения является изготовление самодельного адаптера. Для этого используется сгоревший предохранитель. К сделанному адаптеру подключаются щупы мультиметра. Процесс аналогичен – проверка по отдельности различных цепей.
После выяснения подозрительного места выявляется короткое замыкание путем прозвания проводов с помощью тестера. Предварительно необходимо установить режим измерения сопротивления.
Есть исключения при проверке этим способом, так как не все оборудование работает совместно с предохранителями.
Устранение утечки
Когда выявлена утечка, необходимо приступать к устранению причины. Перед выполнением всех операций клеммы аккумулятора должны быть сняты. Варианты решения:
- Скопление грязи на участках соединения – следует провести очищение от пыли, грязи при помощи спиртового раствора.
- Повреждена изоляция – закрыть внутренние жилы и предусмотреть защиту от дальнейшего воздействия негативных факторов (надеть шланг для исключения перегрева и перетирания);
- Вода или запотевание в приборах – просушить. Если вода попала внутрь блока сигнализации, то требуется аккуратно произвести вскрытие модуля. Смочив спиртом, дождаться стекания воды, грязи. После удаления запотевания придумать защитный кожух, предотвращающий проникновение влаги внутрь.
- Неправильно работающий электронный прибор – ремонт или замена.
Устранив причину утечки, следует снова проверить мультиметром норму токопотребления.
В видео можно подробнее ознакомиться с постоянными потребителями тока и проверкой утечек тока. Сравниваются две машины, в которых разное токопотребление в зависимости от установленного оборудования.
Причины утечки
АКБ может быстро разряжаться по следующим причинам:
- нарушение цепи способствует быстрому растрачиванию ресурса батареи, поскольку от генератора она не заряжается;
- внутренняя электроника в виде монитора, магнитолы или видеорегистратора подключена неправильно (читайте о том, как выбрать автомагнитолу);
- клеммы окислились или загрязнились;
- провода повреждены или изоляция проводки протёрлась;
- аккумулятор изжил себя или изначально был некачественным.
Время от времени АКБ необходимо проверять и подзаряжать, благодаря чему длительность эксплуатационного срока достигнет 4 — 5 лет. Если длительность эксплуатационного срока превышает 5 лет, процедура замены аккумуляторной батареи является обязательной. Невнимательность водителя и его халатность – наиболее частые причины утечек.