Изначально прикуриватель являлся элементом, единственное предназначение которого состояло в возможности поджечь табачное изделие одной рукой, не отвлекаясь от управления транспортным средством. Поскольку обычно он располагается в зоне непосредственной видимости водителя, проблем с его быстрым извлечением не возникает. Да и для активации прикуривателя лишних движений совершать не придётся – достаточно утопить его, а обратное отщёлкивание просигнализирует, что спираль уже нагрелась и можно использовать его по прямому (и не только) предназначению.

С появлением зажигалок, имеющих столь же компактные размеры, актуальность прикуривателя временно упала, но развитие микроэлектроники вернула ему былую популярность. Многие мобильные гаджеты, от навигаторов до часов, для питания которых достаточно 12 В, оснащаются штекером, совместимым с гнездом прикуривателя, что позволяет использовать его для работы множества устройств. Однако рабочее напряжение и потребляемый ток – разные вещи, и нередки случаи, когда из-за высокой нагрузки предохранитель, отвечающий за работу прикуривателя, перегорает. Замена плавкого предохранителя – дело нехитрое, если знать, где он находится. Но именно это и является основной проблемой, поскольку многие отечественные автовладельцы не сильно разбираются в обозначениях и схемах, которыми снабжаются все автомобили.

Почему перегорает предохранитель

Назначение любого электрического предохранителя – защита подключённого потребителя от нагрузок по току, превышающих допустимые (установленные производителем) значения. Автомобильный предохранитель – это маленькая пластиковая деталь, внутри которых имеется провод с двумя выводами, предназначенными для подключения предохранителя в конкретный участок электрической цепи. Принцип работы предохранителя, отвечающего за прикуриватель, не отличается от всех других его собратьев: если сила тока превышает допустимые показатели (неизменные для ПП конкретного номинала), он начинает нагреваться до такой степени, что происходит расплавление его срединного участка. Цепь разрывается, и потребитель остаётся невредимым, поскольку весь удар принял на себя предохранитель, пожертвовав своей жизнью.

Такой подход более чем оправдан – стоимость предохранителя копеечная, заменить его можно за считанные секунды.

Поскольку бортовая электросеть современного транспортного средства включает не один десяток потребителей, количество предохранителей также велико, причём некоторые из них защищают не один, а несколько электрически устройств. Все они различаются номиналом, рассчитанным на определённое значение. В частности, номинал предохранителя прикуривателя в большинстве случаев – 15А.

Кроме значения силы тока, ПП различаются размерами и цветом. Их раскрашивание по идее должно облегчить автомобилистам ориентацию, однако мало кто из них с уверенностью может сказать, для каких целей предназначен предохранитель, судя только по его внешности. Скорее, эта «фича» оказалась полезной для автоэлектриков, но не для простых смертных.

Ещё более запутывает ситуацию использование разными автопроизводителями собственных цветовых схем, которые далеко не всегда совпадают.

Так что если у вас перегорел, например, предохранитель прикуривателя, перед его заменой лучше проштудировать руководство пользователя, дабы не допустить ошибку, которая может оказаться роковой.

Приведём маркировку расположенных в блоке предохранителей в зависимости от их типоразмера (в порядке возрастания):

  • Mini (самые маленькие);
  • Medium (среднеразмерные);
  • Maxi (крупные);
  • JCase (картриджного типа);
  • PAL (тоже в оболочке типа картридж);

Отметим, что заменить сгоревший предохранитель прикуривателя на ПП другого типа с таким же номиналом не получится, поскольку у него не будет совпадать форма посадочного гнезда – это нужно учитывать при походе в автомагазин. Объявив продавцу, на сколько ампер предохранитель прикуривателя вашего авто, вы получите в ответ недоумённое лицо – одного номинала недостаточно.

Перегорание автомобильного ПП, как уже отмечалось, вызвано только одной причиной – скачкообразным превышением номинального значения силы тока. Но если говорить о том, почему возникают такие ситуации, то причины могут быть разными. Обычно это использование устройств, электрические параметры которых не соответствуют характеристикам бортовой сети или номиналу плавкого предохранителя. Что касается конкретно прикуривателя, что здесь в силу вступает и такой фактор, как время непрерывной работы потребителя: для поджигателя сигарет это примерно 10 секунд, а если подключить автопылесос, то он может трудиться в поте лица и час. Впрочем, и сам прикуриватель можно активировать почти непрерывно, и это тоже может оказаться непосильной нагрузкой на предохранитель.

А поскольку большинство новых электроприборов подключаются именно к гнезду прикуривателя, нужно чётко разбираться, на какую нагрузку рассчитано это устройство.

Но даже в тех случаях, когда электрические характеристики подключаемого прибора в полной мере соответствуют параметрам бортовой электросети, это не означает, что риск выхода из строя ПП равен нулю. Скачки напряжении были, есть и будут, и спрогнозировать из невозможно, поскольку их активатором может оказаться даже чисто внешний фактор – например, проезд вблизи мощного источника электромагнитных волн. Тем не менее, самая частая причина перегорания предохранителя прикуривателя – это подключение нагревательных приборов – электрочайника или кипятильника, которые для своей работы требуют отбора большой мощности, причём на длительный период времени. Так что если вы большой любитель горячих напитков – соизвольте запастись комплектом ПП – они вам наверняка понадобятся.

Но и использование менее требовательных к нагрузке, но некачественных электронных приборов (например, неизвестно где собранных видеорегистраторов) тоже может стать причиной выхода из строя плавкого предохранителя.

Какой предохранитель отвечает за прикуриватель?

Такой устройство, как прикуриватель часто выходит из строя, вернее не само устройство, а его предохранитель, защищающее от попадания превышенного напряжения на (в данном случае) прикуриватель.

Прикуриватель на Нива Шевроле

Сгорание предохранителя происходит из-за, например, подсоединения замкнутого электрического насоса. Было однажды такое, что знакомый купил в местном магазине автозапчастей электрический насос автомобильный, привез его на работу и, решили испробовать, подкачать колеса. После подсоединения к прикуривателю предохранитель сразу же выбивало. Затем, один желающий решил испробовать на своем авто, и на его машине также сгорел предохранитель. Стали читать книжку от насоса, было написано: «Сделано в СЩА» (через букву Щ:)). Посмеялись и он повез на замену. Оказалось насос был замкнут.

Предохранитель прикуривателя, в основном, сгорает от подключения других устройств, сейчас их великое множество: видеорегистраторы, антирадары, FM-модуляторы, зарядные устройства и т.д. Причиной временной неисправности прикуривателя (сгоревший ПП) является некачественное электронное устройство из-за которых скачет напряжение. Возможно и сгорание самого прикуривателя, а не только предохранителя.

Подключенные ноутбуки, электрочайники, внешние радио и магнитолы еще быстрее приводя к сгоранию предохранителя, так как эти устройства имеют свои преобразователи напряжения.

В зависимости от марки и модели автомобиля, предохранитель может быть общим с магнитолой, а может быть конкретным для прикуривателя.

Где искать предохранитель прикуривателя

Убедиться в том, что перегорел именно этот прикуриватель, достаточно просто – нужно просто подключить несколько заведомо рабочих прибора, включая штатный прикуриватель. Если они дружно не будут подавать признаков жизни – причина именно в ПП. Но вот где находится предохранитель прикуривателя – это задачка со многими неизвестными, особенно если вы до этого никогда из не меняли.

Обычно все автопредохранители рассортированы по блокам: даже у вазовской классики их два: один в салоне, другой – в моторном отсеке. Их группируют для того, чтобы объединить в одном блоке ПП, обслуживающие сходные по характеристикам или локации устройства и даже целые линии. Внешне это, как правило, плоская коробочка с крышкой на защёлках, которая может быть расположена где угодно, включая порой очень неожиданные места:

  • в подкапотном пространстве (чаще всего – неподалеку от лобового стекла, где сосредоточены мощные жгуты электропроводки);
  • в салоне (стандарт – под приборной панелью, но встречаются коробки и за обшивкой);
  • в багажном отделении (такой способ практикуют некоторые зарубежные автопроизводители);
  • за перчаточным ящиком.

Древние автомобили были не такими прожорливыми в плане электроприборов, поэтому они оснащались компактными узкими колодками для предохранителей, не занимавшими много места. Сегодня аппетиты возросли многократно, поэтому и боксы для ПП имеют намного более солидные размеры.

Какой предохранитель отвечает за прикуриватель – чисто внешне определить невозможно, поскольку форма у многих автопредохранителей одинакова. Если по разным причинам вы не имеете возможности где-то увидеть подсказку, следует исключить из рассмотрения все ПП с большим или малым номиналом – гнездо прикуривателя рассчитано на 10 или 15 Ампер. На крышке блоков с внутренней стороны обычно прилеплена схема расположения предохранителей, даже с указанием принадлежности к определённой электроцепи, однако маркировка там непонятная – неспециалист по аббревиатуре вряд ли разберётся, отметим, что интересующий нас предохранитель может иметь маркировку «SIG», но необязательно. Если попытки вычислить местоположение ПП по схеме не удалось, то, если вы не экстрасенс, лучше всего прибегнуть к чтению инструкции (руководства пользователя), где всё расписано чётко и однозначно. Впрочем, если у вас под рукой имеется тестер, можно попытаться добиться желаемого методом прозвона, но это, во-первых, долго и нудно, а во-вторых, без получения гарантированного результата. К тому же местоположение бокса может быть настолько неудобным, что ни о каком прозвоне не может быть и речи.

Так что возвращаемся к тому, от чего начали – к мануалу по данной модели авто. Но и здесь могут таиться неприятные неожиданности – если у вас руководство от несколько устаревшей или дорестайлинговой модификации – в этом случае имеется вероятность наличия каких-то отличий, но в любом случае незначительных. Более того, автопроизводители стараются не менять стандартных локаций размещения блоков ПП, поэтому в рамках одной марки вы можете смело искать их в привычных местах.

Приступим к рассмотрению того, где расположен предохранитель прикуривателя у популярных в России марок/моделей легковых автомобилей:

  • на ВАЗ 2108/2109 найти блок предохранителей, в котором находится интересующий нас элемент, можно в моторном отсеке, у самого лобового стекла со стороны бардачка. Если модель старого образца, то искомый ПП имеет номер 7, реже – 12. На машинах, выпущенных после 2000 года, предохранитель прикуривателя чаще всего имеет маркировку F4, но встречается и вариант с F10. Если точное местоположение неизвестно – это не страшно, поскольку у вас всего два варианта, которые проверяются элементарным перебором;
  • на вазовских моделях 2110/2112/2111 искомый автопредохранитель находится в монтажном блоке и обозначен как F18. При этом номинал он имеет достаточно внушительный – 25 А. Это, в общем-то, большая редкость, позволяющая подключать к прикуривателю большое количество мощных электроприборов. Монтажный блок расположен под панелью приборов слева от руля. Не перепутайте, поскольку именно на этих моделях другой блок, на котором имеются как предохранители, так и реле, размещён с правой стороны, и тоже под приборной панелью;
  • у семейства Самара 2 с моделями 2113/2114/ 2115, которые являются как бы усовершенствованными версиями «восьмёрки» и «девятки», расположение основного блока иное – тоже в подкапотном пространстве, но рядом с аккумуляторной батареей. Намного реже встречается модификация, у которой наш ПП следует искать в блоке, расположенном под приборной панелью. Большинство предохранителей на этих моделях выполнены в ножевом типоразмере, который весьма распространён. Что замечательно – конструкторы таки додумались разместить на крышке монтажного блока достаточно познавательную схему, не позволяющую интерпретировать её неоднозначно. Как правило, ППП имеет маркировку F7;
  • БП Лада Приора смонтирован в салоне, слева под главной панелью. Чтобы получить доступ к предохранителям, нужно отщёлкнуть крышку. Плавкий предохранитель прикуривателя у этой модели, независимо от модификаций, расположен на одном месте (позиция F13), что не допускает разночтений. Номинал предохранителя – 15 А. Столь небольшое значение можно объяснить тем, что этот ПП имеет выделенную только для прикуривателя линию, других цепей он не обслуживает, как многие другие собратья;
  • на Лада Калина МБ, на котором расположен предохранитель прикуривателя, смонтирован в левой нижней части приборной панели, если быть более точным – за панелью внешних осветительных приборов. Здесь опять не нужно будет гадать при отсутствии пользовательского руководства, поскольку ПП всегда имеет маркировку F20. Но сам блок выпускался в двух вариантах, рассчитанных на размещение 31 или 26 реле/предохранителей;


    Блок предохранителей

  • БПП на Лада Гранта следует искать в салоне, на стандартном для многих вазовских моделей месте – слева под приборной панелью. Здесь крышка блока с обратной стороны также снабжена подробной схемой, на которой описываются номера ПП. В частности, предохранитель, защищающий от сверхнагрузок прикуриватель, имеет номер F20, являясь в этом плане преемником Калины. Номинал здесь тоже низкий – 15 А, так что при подключении к гнезду новых приборов нужно быть осторожным, иначе без пачки запасных устройств не обойтись. Дело в том, что на этой же цепи сидят такие потребители, как электрозамок багажника, «бибишка» (звуковой сигнал), а также диагностический разъём, и если одновременно задействовать все устройства, предохранитель может «обидеться»;
  • у Форд Фокус конструкторы разместили блоки в нескольких местах. Так, у Ford Focus первого поколения одна из коробок смонтирована с левой стороны под рулём, у моделей второго/третьего поколений – под крышкой моторного отсека, около лобового стекла со стороны руля. Схема размещения ПП имеется, автопредохранитель прикуривателя здесь обозначен номером 109, а его номинал стандартен для большинства иномарок – 20 А, независимо от модификации;
  • коробка с предохранителями у Renault Logan помещена в салоне, но немного нестандартно – с торца панели приборов, что в принципе особой роли не играет. Однако на втором поколении Логана искать автопредохранители следует уже под капотом: коробка размещена около АКБ. Местоположение тоже почему-то разное – F38 у первенца и F33 у более молодого представителя бренда. Отметим, что на Renault Logan номинал один из самых низких – всего 10 А. И хотя прикуриватель обслуживается отдельно, это всё равно недостаточно для большинства современных прожорливых потребителей. У второго поколения ситуация получше – 15 А;
  • поскольку Volkswagen Polo имеет несколько модификаций, локация монтажного блока у этой модели имеет два варианта размещения: внутри машины под рулём (блок В, конструкция встроена в панель) или в отсеке для силового агрегата (здесь размещены сразу два БП, обозначаемые буквами А и С). Маркировка позиций автопредохранителя прикуривателя также разная при одинаковом номинале в 15 А: у первого поколения – BS42, у Polo 3 — F22 (при номинале в 10 А), у четвёртого поколения – F49, у Поло 5 предохранитель прикуривателя идёт под номером F Почему немцы, любящие порядок, так оплошали? Различия в схеме размещении обусловлены особенностями технологии производства автомобилей данного бренда. Немцы используют гибкую схему, позволяющую без особых проблем изменять многие параметры автомашины;
  • короб с предохранителями у Chevrolet Cruze ищут под крышкой капота, со стороны водителя у самой ниши. Защиту прикуривателя обеспечивает предохранитель жёлтого цвета (который означает, что величина номинала составляет 20 А) и имеет порядковый номер 6. Узнать об этом не составит труда, если заглянуть под крышку монтажного блока, где имеется подробное схематическое описание всех ПП;
  • Opel Astra – один из немногих автомобилей, где короб с автопредохранителями разместили в багажном отделении. Правда, монтажные блоки имеются и в стандартных местах – под капотом и внутри машины. При этом интересующий нас элемент расположен либо в багажнике (модель Н, номинал 15 А, порядковый номер – 29), либо в салоне (двадцатиамперная модель F №F20 или модель J тем же номиналом, но под номером 6);
  • конструкторы Subaru Forester расположили голубую пластиковую коробку с плавкими предохранителями/реле в отсеке для силового агрегата со стороны водителя. Найти предохранитель прикуривателя номиналом 15 А можно на позиции F4.

Предохранитель прикуривателя: зачем нужен и где находится?

Основным предназначение прикуривателя на автомобиле является обеспечение безопасности движения. Такое устройство располагается в поле зрения водителя, поэтому при желании поджечь сигарету, ему вполне достаточно одной руки, при этом совершенно не отвлекаясь от ситуации на дороге. Запускается такое устройство от одного движения.

Благодаря наличию такого удобного устройства в автомобиле исключаются ситуации поиска зажигалки по карманам и другие отвлекающие от ситуации на дороге действия. В последнее время гнездо прикуривателя стало использоваться не только для этой цели, но еще и для подключения к бортовой сети различных приборов.

Из-за различной нагрузки и длительности работы таких устройств со временем может произойти перегорание предохранителя. Серьезной проблемы для автомобилиста это не представляет, да и замена его не доставляет никаких трудностей.

Единственное с чем порой сталкиваются автомобилисты, так это с проблемой нахождения места предохранителя, который несет ответственность за работу прикуривателя. В этом материале подробно и будет изложена данная проблема.

Какой предохранитель отвечает за прикуриватель: причины его перегорания

Сам по себе автомобильный предохранитель представляет собой деталь с двумя контактами, которые соединяются проводом. Когда сила тока увеличивается свыше номинального значения, этот предохранитель начинает нагреваться, а затем и плавится. При этом полностью прекращается соединение потребителя с бортовой сетью.

В основном причиной для выхода из строя предохранителя является именно превышение расчетного значения силы тока. На практике такая ситуация возникает, как правило, из-за того, что большинство устройств попросту не соответствуют бортовой сети или некачественные. Для таких устройств требуется высокое значение силы тока, которое всегда превышает номинал ПП.

Также не последним фактором в этом вопросе выступает и значение, и время работы. Рабочий цикл прикуривателя составляет 10 секунд. Соответственно при использовании, к примеру, тоже пылесоса это может затягиваться даже на час.

По этой причине использование неизвестных и некачественных устройств, которые автомобилисты подключают к гнезду зачастую и несут в себе потенциальную угрозу для предохранителя.

Где находится и как найти?

Предохранитель прикуривателя располагается в соответствующем блоке, то есть в узле где собраны все ПП разных линий и систем транспортного средства. Представляет собой блок пластиковую коробку, которая может располагаться в разных частях авто:

  • В моторном отсеке;
  • Под приборной панелью или обшивкой в салоне;
  • За вещевым ящиком;
  • В багажном отделении.

Отличить предохранитель прикуривателя от других предохранителей очень трудно. Можно попробовать отключить, к примеру, все мало и высокоамперные устройства, ведь предохранитель прикуривателя обычно устанавливается на 10-15 А. Изучить схему расположения предохранителей можно также на крышке блока предохранителей.

На некоторых марках авто это предусмотрено. Если же разобрать информацию на крышке блока предохранителей невозможно, то необходимо воспользоваться инструкцией. Можно попробовать определить ПП методом прозвона.

Но этот способ определения предохранителя занимает много времени и при этом совершенно не дает никакой гарантии.

О том, как заменить предохранитель прикуривателя будет подробнее изложено в этом видеоматериале:

Источник: https://automend.ru/articles/predohranitel-prikurivatelya-zachem-nuzhen-i-gde-nahoditsya/

Как заменить предохранитель прикуривателя

Каждый водитель должен внимательно изучить, сколько и какие ПП присутствуют в его машине. Разумеется, возить с собой такое же количество запасных автопредохранителей не нужно, но иметь твёрдый запас по всем номиналам (по 2-4 штуки) жизненно необходимо. Поскольку стоят они недорого, а места занимают ещё меньше, проблем с их хранением не возникнет. А вот поискать их среди другого хлама может оказаться куда более сложной задачей. Помните, что такая потребность может возникнуть в любой момент, а если с электрической частью авто не всё в порядке, то до устранения неисправности замена может потребоваться не одна.

Производить эту операцию нужно обязательно при выключенном зажигании, для страховки ключ лучше вообще вытащить. Не забудьте и отсоединить минусовую клемму аккумулятора. Дальнейшие действия предельно просты – открываем крышку (прижимной механизм может быть разным), находим нашу деталь, вытаскиваем её с помощью пинцета. Пинцет желательно использовать фирменный, его обычно прячут на крышке блока. Не следует пытаться вытащить предохранитель слишком тонким пинцетом. Если его поблизости нет, то пассатижи найдутся наверняка – ими тоже можно аккуратно воспользоваться. Ставить предохранитель прикуривателя взамен сгоревшего нужно такой же. Если подходящего под рукой нет – придётся обойтись без использования прибора, подключённого к прикуривателю, пока не купите нужный. Многие решают проблему установкой «жучков» в виде проволоки или скрепки – настоятельно рекомендуем отказаться от такого варианта, поскольку это грозит серьёзными последствиями и для остальной электроники, и для автомобиля (известно немало случаев, когда такая самодеятельность заканчивалась пожаром).

Редко, но встречаются ситуации, когда ПП расплавился и не желает извлекаться. Применять силу в таких случаях недопустимо – вы рискуете сломать всю панель. Пробуйте осторожно расшатывать корпус. При достаточном упорстве и настойчивости рано или поздно предохранитель будет извлечён. В крайнем случае, можно попробовать поддеть его кончиком отвёртки, ножа или иного острого предмета. Применив грубую силу, вы можете повредить посадочные места, что определённо создаст вам новую головную боль.

Но подобные проблемы встречаются крайне редко, так что замена ПП – операция простейшая, с которой в силах справиться даже ребенку (образно говоря, не сочтите за руководство к действию). Гораздо важнее выяснить, из-за чего автопредохранитель вышел из строя, какой из приборов ответственен за возникновение аварийной ситуации. Возможно, для этого придётся производить замеры тестером, и, если источник повышенной мощности будет найден, лучше откажитесь от его использования. В любом случае ему можно найти подходящую замену, купив аналогичное устройство, но потребляющее меньше мощности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: