Чем отличаются свечи зажигания для контактной и бесконтактной систем зажигания


4 / 5 ( 48 голосов )

В статье вы узнаете про комплект бесконтактного зажигания ВАЗ 2107, что он из себя представляет, а также подробно рассмотрите схему подключения. Многие владельцы стареньких семерок задумываются о том, что использование контактной системы – это неразумно, накладно, дорого, так как цена бензина становится все выше, а расход его немаленький. Так что же вам даст установка электронного бесконтактного зажигания на автомобиль?

Преимущества бесконтактного зажигания

Можно выделить массу плюсов у такого рода систем, среди основных преимуществ – это завидная надежность. Малое количество элементов – это залог долгой и стабильной работы. Но самое главное – отсутствие больших токов и механических прерывателей. В этом главное отличие электронного типа от классического контактного, которое устанавливалось на ВАЗ 2107 первых выпусков. Конечно, до точности микропроцессорной системы далеко, но трамблер, не имеющий контактного прерывателя, способен улучшить работу мотора.

Итак, можно выделить следующие преимущества использования бесконтактной системы на ВАЗ 2107 и аналогичных моделях:

  1. Снижение расхода топлива ввиду более правильной установки угла опережения зажигания, большей мощности искры.
  2. Повышение стабильности работы двигателя внутреннего сгорания. Обороты коленчатого вала постоянны, перебоев не возникает.
  3. Увеличение надежности, так как отсутствует (практически) механическое взаимодействие, а также нет искровых промежутков.
  4. Снижение расходов на комплектующие. Датчик Холла, например, выходит из строя намного реже, нежели контактная группа прерывателя.

Что такое бесконтактное и электронное зажигание

Следует сразу разграничить понятия «электронное» и «бесконтактное» зажигание, так как это принципиально разные системы. Электронное зажигание имеет датчик положения коленчатого вала и управляется с его помощью через ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для работы бесконтактного зажигания такие сложности не нужны. Как оно устроено? В распределителе воспламенения бесконтактного типа вместо размыкающихся контактов установлена индукционная катушка, дающая ток высокого напряжения, который затем даётся на свечи. А дальше, как обычно, воспламеняется горючее в цилиндрах.

Схема подключения электронного зажигания

Стоит заметить, что схема подключения бесконтактного зажигания на ВАЗ 2107 точно такая же, как и для любого другого автомобиля классической серии. Она состоит из следующих компонентов:

  1. Трамблер с датчиком, работающим на эффекте Холла.
  2. Электронный блок – коммутатор, позволяющий усилить сигнал от датчика.
  3. Катушка – высоковольтный трансформатор, который повышает напряжение до необходимого значения (порядка 30 кВ).
  4. Также к системе ВАЗ 2107 производится подключение тахометра – к сигнальному проводу датчика Холла.
  5. Провода низкого и высокого напряжения.
  6. Свечи.

Вот это все элементы, из которых и состоит комплект бесконтактного зажигания ВАЗ 2107. Схема соединений приведена на рисунке, ничего сложного в ней нет. Стоит заметить, что в том случае, если вы приобретаете в магазине комплект, а не все его элементы отдельно, то на упаковке эта схема будет приведена. Как правило, производитель предоставляет такую информацию.

Проверка и замена коммутатора зажигания ВАЗ 2107

Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.

Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.

Назначение коммутатора

Бесконтактная система зажигания отличается тем, что электрический импульс, подаваемый на катушку (катушки), формируется не контактом прерывателя, установленным в трамблере, а коммутатором. Электронная схема последнего подает искру в цилиндры с оптимальным временем опережения, основываясь на данных о текущем режиме работы двигателя и положении коленвала в каждый конкретный момент. Коммутатор способен выдерживать физические нагрузки, вибрацию и температурные перепады в широком диапазоне. Отсутствие контактов в схеме обеспечивает большую надежность и долговечность работы узла.

Еще одно достоинство такого решения состоит в том, что коммутатор ВАЗ 2107 имеет возможность перепрограммирования со стороны пользователя для установки момента опережения, соответствующего качеству топлива и динамическим требованиям к автомобилю.

Параметры коммутатора ВАЗ 2107

Рабочее напряжение коммутатора — 13,5 вольт, допустимый диапазон напряжения — от 6 до 16 вольт. Максимальный ток коммутации — 8,5 ампер. Коммутатор обеспечивает стабильное искрообразование в диапазоне оборотов двигателя от 20 до 7000 оборотов в минуту.

Схема подключения коммутатора ВАЗ 2107

В бесконтактную систему зажигания ВАЗ 2107 входят:

  1. Свечи.
  2. Распределитель (датчик) зажигания.
  3. Экран для защиты от помех.
  4. Бесконтактный датчик положения бегунка.
  5. Коммутатор, управляющий искрообразованием.
  6. Катушка зажигания.
  7. Блок монтажный.
  8. Реле включения зажигания.
  9. Выключатель зажигания на рулевой колонке.

Провод “А” идет к плюсовой клемме выхода генератора автомобиля. Схема подключения коммутатора ВАЗ 2107 приведена на рисунке:

Признаки неисправности коммутатора ВАЗ 2107

Главный симптом поломки коммутатора — отсутствие искры на свечах зажигания. Как вариант, искра может быть недостаточно мощной или периодически пропадать. В этом случае двигатель плохо заводится, работает с перебоями, глохнет на холостых, теряет мощность или его обороты постоянно плавают. Следует помнить, что все эти признаки могут появляться и при неисправностях других деталей системы зажигания: датчика Холла. проводов и свечей, катушки зажигания, распределителя. Искра также пропадает при обрыве ремня ГРМ и при отсутствии контакта в схеме электропитания системы зажигания.

Чтобы точно установить причину, необходимо отдельно проверить работоспособность коммутатора.

Проверка

Простейший способ проверить коммутатор — попробовать заменить его заведомо исправным. Но сделать так можно лишь в том случае, если исправный коммутатор находится под рукой. Покупать же новый блок только для проверки работы старого нецелесообразно. Есть более дешевый и не особенно сложный способ. Чтобы проверить коммутатор, необходим всего лишь стандартный набор ключей и контрольная лампа. Этого достаточно, чтобы удостовериться в наличии или отсутствии импульсов, подаваемых на катушку зажигания. Перед проверкой коммутатора убедитесь в том, что на него и катушку зажигания подается “плюс”. Также проверьте контакты подключения датчика Холла и работоспособность самого датчика.

Проверка коммутатора зажигания ВАЗ 2107 выполняется следующим образом:

  • выключить зажигание;
  • открутить гайку на катушке зажигания и отстыковать провод коричневого цвета с маркировкой “К” (провод идет к разъему “1” на коммутаторе);
  • подключить контрольную лампу в разрыв между клеммой провода и выводом катушки;
  • включить зажигание;
  • повернуть ключ и запустить стартер.

Мигающая лампочка говорит об исправном коммутаторе. Если же лампа не светится, необходима замена коммутатора.

Замена коммутатора ВАЗ 2107

Чтобы заменить коммутатор, необходимо выполнить следующие действия:

  • выключить зажигание;
  • отсоединить колодку проводов от разъема коммутатора;
  • открутить гайки крепления;
  • снять старый коммутатор и поставить на его место новый;
  • затянуть гайки крепления;
  • подсоединить колодку проводов к разъему.

На этом замена коммутатора ВАЗ 2107 закончена и можно проверить работу зажигания, попытавшись завести двигатель.

semerkavaz.ru

Установка бесконтактного трамблера на ВАЗ 2107

По сути, самая сложная работа – это замена трамблера, сверление отверстий на кузове для установки коммутатора и монтаж новой катушки. Да, обратите внимание на то, что при установке бесконтактного зажигания вместо классического обязательно нужно менять катушку. Дело в том, что они немного разные, так как вырабатывают различное напряжение на вторичной обмотке. Если контактная система работает при напряжении около 25 кВ, то электронная же при 30-35 кВ. Когда проведете установку всех компонентов, нужно взглянуть на схему.

По сути, в вашу задачу входит только подключить колодки к трамблеру ВАЗ 2107 и к коммутатору. И останется три провода – один «масса», а два других – к катушке. Обратите внимание на то, что на один из выводов катушки подается напряжение только при повороте ключа. Все это можно видеть на схеме, приведенной в статье. Некоторые автомобилисты используют несколько иную конструкцию – устанавливают по два элемента (две катушки, два коммутатора, два датчика Холла). При этом один такой комплект работает только на две свечи. По сути, от этого повышается производительность и мощность, но конструкция усложняется.

Виды СЗ на ВАЗовских авто

Перед тем, как проверить катушку зажигания ВАЗ, давайте разберемся в разновидностях СЗ.

  1. Контактная система. Такой вид считается одним из самых старых, по сравнению с более современными вариантами, он обладает множеством недостатков. Как правило, чаще всего в таких системах выходят из строя прерыватель и распределитель цепи. Кроме того, со временем эксплуатации контакты СЗ могут подгорать и залипать, в результате чего работа силового агрегата может быть нарушена.
  2. Бесконтактное зажигание на ВАЗ или БСЗ — это более современный вариант, сделанный разработчиками для обеспечения более высокой надежности. В данном случае конструкция исключает использование прерывателя, вместо него используется бесконтактный датчик. На сегодняшний день БСЗ используется на многих автомобилях, довольно часто владельцы ВАЗ ставят ее вместо контактной СЗ. В целом узлы такого типа практически не требуют контроля, поскольку трущиеся элементы в таких системах отсутствуют. Применение БСЗ позволяет добиться оптимальной работы мотора и более качественного возгорания воздушной смеси.
  3. Электронное зажигание считается одним из наиболее совершенных вариантов. Электронное зажигание также почти полностью исключает использование трущихся компонентов. Кроме того, такая система оснащается различными контроллерами, а также управляющим блоком. Контроллеры используются для того, чтобы электронное зажигание могло зафиксировать параметры работы ДВС, а это, в свою очередь, необходимо для своевременной подачи искры. Такая СЗ обеспечивает наиболее оптимальную и правильную работу силового агрегата. Но основное ее достоинство заключается в экономичности (автор видео — Роман Романов).

Завершающий этап

А теперь осталось поговорить о самом важном – о качестве монтажа. Итак, вам потребуются следующие материалы:

  1. Пластиковые хомуты-стяжки.
  2. Термоусадочная изоляция.
  3. Наконечники для проводов.

Вот и все, аккуратно зачищаете края проводов и надеваете на них небольшой отрезок термоусадочной изоляции (при необходимости), затем наконечник. При помощи плоскогубцев производите обжимку. Затем крепите к кузову семерки массовый провод, а остальные к катушке. Все, монтаж практически завершен, теперь необходимо все провода, идущие от трамблера к коммутатору и катушке, зафиксировать. В этом вам помогут хомуты-стяжки. Аккуратно крепите провода к жгутам, которые уже имеются в подкапотном пространстве. На этом все работы завершены, можно наслаждаться прекрасной ездой под управлением бесконтактной системы.

Как отремонтировать трамблёр на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание! Обрисовывать процесс ремонта мы будем на контактном трамблёре зажигания, а вот бесконтактный трамблёр (Мы его ещё распределитель будем именовать, потому что это одно и то же) мы уже трогать не будем, так как он во-1-х прогуливается довольно длительное время, а во-2-х если у него что то и выходит из строя то это или датчик холла тупит, или крышка трамблёра сломалась или ротор его ещё бегунок именуют пробивает, ну и вакуумный регулятор, на самом деле ломаться там больше то и нечему, а вот в контактном трамблёре сами контакты повсевременно окисляются (В особенности если автомобиль у вас стоит всё время на улице, либо в не отапливаемом гараже в каком очень повышена влажность) из-за этого его приходиться разбирать и их чистить (Контакты можно чистить обыденным школьным ластиком, некие так же наждачкой которую ещё шкуркой именуют чистят контакты но мы для вас не советуем так как она их портит и грязюка оставляет, ну и надфилем ещё можно и им кстати идеальнее всего)!

Разборка: 1) Сначала снимите сам агрегат с автомобиля и не забудьте приготовить место где вы будете работать, различного рода грязищи и в особенности воды по близости быть не должно, вить если она попадет на контакты то просто в негодность их после чего приведёт, более тщательно процесс снятия распределителя вы можете узреть в статье под заглавием: «Замена распределителя зажигания на автомобиля».

2) Сейчас когда распределитель у вас снят, отсоедините с него верхнюю крышку для этого два боковых фиксатора которые её укрепляют подцепите (Проще всего отвёрткой их подцапать, руками они не всегда отсоединяются), после того как она отсоединена, поглядите на контакты (Их всего четыре, для наглядности некие стрелками на небольшом фото указаны) на их не должно быть окисления и они должны быть броского цвета, и кстати ещё центральный стержень проверьте, нажмите на него несколько раз он не в коем случае не должен быть сломан и ходить должен мягко без каких или заедания, он голубой стрелкой на небольшом фото указан.

Примечание! Не считая того на самой крышки трещинок быть никаких не должно и она должны быть цела, другими словами не иметь никаких ложбинок и вмятин, не считая этого для наглядности чуток ниже показана крышка от совершенно другого автомобиля, но сущность не в этом, поглядите на её контакты, данные контакты окислены чтоб вы уже могли осознать как это смотрится, их можно надфилем зачистить до блеска (Минут 10-15 работы) и она у вас начнёт снова работать, либо можно просто на новейшую поменять если контакты уже не очищаются!

Правильный зазор на свечах зажигания ваз 2107 карбюратор

Зазоры в свечах зажигания следует выставлять в зависимости от системы зажигания и системы питания. Если зазор у свечей будет больше, чем требуется — увеличится расход бензина, если зазор будет меньше требуемого — машина будет дергаться на небольших оборотах.

Согласно руководству по эксплуатации ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, зазор между электродами свечей зажигания для контактной системы зажигания (КСЗ) должен составлять 0,5-0,6 мм, для бесконтактной системы зажигания (БСЗ) – 0,7-0,8 мм, зазоры свечей в инжекторном двигателе – 1,0-1,3 мм.

Летом зазор в свечах зажигания можно немного увеличивать, зимой – уменьшать, буквально на 0,1-0,15 мм.

Ниже несколько вариантов состояния свечей, по которым можно сделать выводы о работе двигателя:

  • электроды свечей покрыты черным нагаром – топливная смесь переобогащенная, необходимо проверить карбюратор.
  • электроды свечей покрыты белесым налетом – топливная смесь слишком бедная
  • выгоревшие электроды могут быть из-за неправильно подобранного типа свечей, слишком раннего угла зажигания, использования плохого бензина (с низким октановым числом)
  • замасленные электроды – как правило проявляется на двигателе с возрастом и говорят о необходимости ремонта поршневой группы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: