Замена тормозной жидкости своими руками.

18 март 2016 Лада.Онлайн 29 063 0

Замена тормозной жидкости в системе гидропривода тормозов на современных моделях Лада (Гранта, Калина, Приора, Нива 4х4, Веста и XRAY) должна выполняться раз в три года или после 45 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). На Лада Ларгус — раз в шесть лет или после 90 тыс. км. пробега. Все автомобили имеют однотипную конструкцию тормозов, поэтому процесс замены тормозной жидкости аналогичен.

Существующие типы систем АБС


Последовательность смены тормозной жидкости с АБС, по сути, является простой и тривиальной процедурой. Несмотря на это, современная автоиндустрия считается с тенденциями в области безопасности: практически все модели автомобилей выпускаются с установленными системами ASC и EBD. Контроль за данными узлами осуществляется системой курсовой устойчивости — ESP.

В связи с этим замена ТЖ проводится только в авторизированных сервисных центрах. Причина этому кроется в необходимости подключения ЭБУ к диагностическому сканеру. На тех автомобилях, в которых система клапанов и насос с гидроаккумулятором представлены отдельными узлами, сменить тормозную жидкость своими руками невозможно по той же причине.

Тестер тормозной жидкости

Точно определить срок, когда возникла необходимость обслуживания, довольно сложно. Теоретически существует возможность проверки параметров как новой, так и бывшей в эксплуатации тормозной жидкости с помощью специального тестера, замеряющего электропроводность состава.

Предполагается, что чем больше в составе воды, тем выше электропроводность. Но не всё так просто.

  • Прибор по-разному реагирует на химический состав используемых изготовителями присадок.
  • Имеющиеся в продаже модели тестеров не отличаются высоким качеством и достоверностью показаний. Впрочем, не исключено, что именно вы станете обладателем устройства, не имеющего этих недостатков.
  • Более совершенными считаются модификации, у которых предусмотрена регулировка параметров по эталону. Но в этом случае остаётся открытым вопрос о том, где взять для этих целей эталонную тормозную жидкость.

Надёжные и способные дать достоверные показания модели приборов стоят дорого.

А потому лучше производить не замеры, а рекомендованное в технической спецификации автомобиля обслуживание.

Зачем меняют тормозную жидкость в автомобиле

Основная задача ТЖ — передача на тормозные цилиндры и колодки энергии от главного цилиндра системы. Частота ее замены устанавливается производителем: проводят процедуру раз в 1,5-2 года либо каждые 35-40 тысяч километров пробега. Данная периодичность соответствует штатному режиму эксплуатации автомобиля.

Меняют тормозную жидкость также при поломках тормозной системы, особенно если в неё попала влага. Сама по себе ТЖ — очень гигроскопичный состав, и если она впитывает воду, то сразу же теряет свои характеристики. Тормозная система в автомобиле не отличается полной герметичностью, из-за чего в нее может попадать вода через компенсационные отверстия.

Еще одной причиной смены ТЖ является распространенная ошибка — смешивание разных автожидкостей. Конечно, делать это можно, но при этом нужно брать во внимание большое количество факторов и параметров — модель двигателя, состав, характеристики самой жидкости, тип присадок, условия эксплуатации и прочие. Допустимо доливание незначительного количества состава, но специалисты настоятельно советуют осуществлять полную замену ТЖ.

Оптимальный вариант — замена жидкости на аналогичную от того же производителя и той же марки.

Мифы о тормозной жидкости

Бытует несколько заблуждений касательно ТЖ, которые принимаются на веру многими водителями.

Первый миф — замкнутый режим работы тормозной жидкости. Компенсационные отверстия, имеющиеся в тормозной системе автомобиля, отвечают за движение воздуха внутри неё. Вместе с потоками воздуха внутрь попадают пары влаги, которые впитываются ТЖ, что приводит к утере ее свойств.

Второй миф — о возможности смешивания между собой разных жидкостей. Конечно, делать это можно, однако далеко не в каждом случае и не со всеми составами. В зависимости от модели автомобиля и его конструктивных особенностей при производстве ТЖ применяются определённые стандарты. По этой причине долить жидкость другой марки и производителя можно, но в крайних случаях и в малых количествах.

Третий миф — жидкости, соответствующие стандарту DOT-4, можно заливать в любые машины. Это не совсем так; конкретной марке и модели автомобиля соответствует определённый вид жидкости. Следует придерживаться требований производителя авто — безопасность и жизнь значительно дороже, чем цена, заплаченная за бутылку ТЖ.

Необходимость замены

Посредством тормозной жидкости происходит передача усилия от педали тормоза через главный тормозной цилиндр на рабочие тормозные цилиндры, приводящие в действие тормозные механизмы на колесах автомобиля. Для того чтобы обеспечивать эффективное торможение, жидкость должна:

  • Сохранять свои характеристики в широком температурном диапазоне (от -30 °С до +150 °С и выше).
  • Быть неагрессивной по отношению к резинотехническим изделиям и металлическим поверхностям деталей системы.
  • Обладать высокой смазывающей способностью для поддержания надежного функционирования тормозных цилиндров.

Помимо того что в процессе эксплуатации эти свойства постепенно ухудшаются, необходимо также учитывать еще один важный параметр: гигроскопичность. Он характеризует способность жидкости впитывать и удерживать влагу из воздуха.

Влага усиливает коррозионное воздействие на металлические элементы тормозной системы и увеличивает риск закипания.

При повышении содержания воды до 3% температура кипения снижается приблизительно на 70 °С. При закипании воды происходит выделение пара, который хорошо сжимается. Это может привести к «провалу» тормозной педали и резкому падению эффективности торможения. Именно из-за гигроскопичности замена тормозной жидкости должна производиться не по пробегу, а регулярно (каждые 2-3 года).

Выбор нужного типа жидкости

Для того чтобы правильно выбрать тип применяемой жидкости, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и ознакомиться с требованиями производителя. Существует четыре основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Все они различаются по составу, поэтому смешивать между собой жидкости разных классов (и даже одного класса, но выпущенных разными производителями) крайне не рекомендуется. Особенно это касается DOT 5, изготовленной на основе силикона, ее нельзя смешивать с другими типами.

Подготовка к работе

Для того чтобы заменить тормозную жидкость, в первую очередь нужно подготовить необходимые материалы и приспособления:

  • Свежую жидкость.
    Ключ, который поможет открутить прикипевшие тормозные трубки
  • Торцевые ключи на 7-8 мм (для старых автомобилей) или 9-11 мм (для более новых).
  • Прозрачные пластиковые или силиконовые трубочки диаметром 4 мм или 6 мм (в зависимости от диаметра штуцера прокачки).
  • Прозрачную емкость (лучше всего подойдет пластиковая бутылка объемом 1-1,5 л).
  • Домкрат (если процедура не проводится на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве, для упрощения процедуры понадобятся несколько домкратов).

Кроме этого, замена тормозной жидкости требует привлечения помощника.

Также необходимо определить, какая схема тормозных контуров используется на автомобиле. От этого зависит последовательность работы:

  • Диагональная («крест-накрест») – сначала прокачивается заднее правое колесо, затем переднее левое, далее заднее левое и переднее правое.
  • Параллельная – прокачка начинается с заднего правого колеса, затем работа производится поочередно на заднем левом, переднем правом и переднем левом колесах.

Перед выполнением работ нужно найти на тормозных механизмах штуцеры для прокачки, при необходимости очистить их от грязи и снять резиновые колпачки.

Способы замены тормозной жидкости


Заливать свежую ТЖ желательно в автосервисе. Собственно, эта мысль и приходит первой в голову многих водителей. В таком случае нет необходимости копаться самостоятельно в авто, вооружившись ключами и забравшись в смотровую яму. В автосервисе имеется специальное оборудование и профессиональные специалисты.

Однако стоит помнить о том, что в сервисах предоставляется услуга только по замене тормозной жидкости, не более того. Кроме того, итоговая цена может значительно возрасти из-за дополнительных работ.

Второй вариант — самостоятельная замена жидкости. Он значительно дешевле — его цена измеряется только в стоимости самой ТЖ и собственных трудозатрат, выгоден и включает в себя еще и визуальный осмотр автомобиля и его состояния.

Во втором случае первое, что необходимо сделать — залезть в руководство по эксплуатации авто и поинтересоваться схемой, или конструкцией, тормозной системы. Она может быть параллельной либо диагональной.

Замена тормозной жидкости проводится поочередно в контурах. В первом случае начинают с правого заднего колеса, переходят на левое переднее, левое заднее и правое переднее. Во втором — с правого заднего, левого заднего, правого переднего и левого переднего колес.

Для удобства проведения работы по смене жидкости автомобиль лучше поднять на смотровую яму либо эстакаду и снять с него колеса, соблюдая правила безопасности. После заливки нового средства проводят полную прокачку тормозов.

Подмена с системой АБС

Наличие системы АБС усложняет эту процедуру из-за того, что модулятор также должен быть накачан. И для этого нужно создать избыточное давление в расширительном бачке. Нужно создать специальное устройство, чтобы залить раствор. Чтобы поменять тормозную жидкость, понадобится ещё одна крышка резервуара, груша (её можно взять в любой аптеке) и кусок трубы с клапаном. На крышке нужно установить патрубок. Согласно инструкции, для замены тормозной жидкости в автомобилях с АБС необходимо создать давление 1 бар на бак.

Сначала выкачивают из резервуара старую жидкость и добавляют новую. Затем делают прокачку на колёсах. Заливают жидкость в бак по максимуму. Закрывают крышку, вставляют грушу под давлением. После этого кладут трубку на штуцер и вводят другой конец в контейнер (бутылку минеральной воды). С помощью ключа 10 нужно отвинтить винт прокачки.

Будет также интересно: Полировка фар нужна при помутнении фар

При выходе старой жидкости делают перекачку до тех пор, пока вся грязная жидкость не выйдет. Можно определить это состояние визуально. Затем закрывают фитинг с усилием и заполняют тормозную жидкость до верхнего уровня. Устанавливают заводскую крышку обратно. Всё, эта процедура успешно завершена.

Смена тормозной жидкости с АБС

Данный процесс можно посмотреть на видео:

В тормозной системе автомобиля с АБС при замене ТЖ стоит брать во внимание несколько нюансов. В стандартном порядке процедура проводится при условии, что насос, гидроаккумулятор и блок клапанов располагаются в одном узле.

Если же система АБС раздельна, то смену жидкости лучше производить в сервисе. В такой ситуации ТЖ заливается в систему специальным аппаратом под высоким давлением, что исключает вероятность попадания воздуха.

В тормозных системах с узлами SBC либо ESP замена тормозной жидкости проводится только с применением специальной установки. Объясняется это тем, что при такой процедур огромную роль играет последовательность открывания клапанов гидромодуля, что сделать самостоятельно невозможно.

Для проведения замены тормозной жидкости своими руками в системе с АБС понадобятся:

  • Прозрачная ёмкость.
  • Прозрачный шланг длиной 20-30 см.
  • Ключи на 8 и 10.
  • Груша либо шприц.

Проводится процедура следующим образом:

  • В бак заливается свежий состав.
  • Правый и левый передние цилиндры тормозной системы прокачиваются.
  • Прокачивается задний правый цилиндр, при этом включается насос и зажимается педаль тормоза.
  • Прокачивается задний левый цилиндр при включенном гидронасосе.
  • Проверяется герметичность системы.

Если на модуле АБС располагается сливной штуцер, прокачиваются все цилиндры, после чего установка «прогоняется» под избыточным давлением.

Самостоятельную замену тормозной жидкости лучше всего проводить только в крайних случаях и на автомобилях до 1990 года выпуска. Оптимальным вариантом смены ТЖ является обращение в сервисный центр, где правильно проведут всю процедуру, не нарушив герметичности тормозной системы.

Проведение работ

Процедура замены раствора несколько отличается для автомобилей с АБС и без нее. Если батарея, насос и аппарат клапанов АБС включены в один блок, можно заменить ТЖ своими руками. Но если аккумулятор расположен отдельно, замена должна производиться на станции технического обслуживания, так как для этого требуется специальное оборудование, обеспечивающее дополнительное давление в системе.

Перед описанием простой подмены раствора в соответствии с правилами следует уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждой из цепей тормозной системы. Поэтому прежде чем проводить её, нужно прочитать инструкции или техническую документацию, узнать структуру указанной системы, чтобы понять, в какой последовательности и что делать.

Последовательность замены:

Будет также интересно: Замена прокладки клапанной крышки двигателя

  1. Проверяют, какой раствор заливается в бак автомобиля, и покупают её из той же группы. Жидкости из группы DOT-4 часто используются. Важно не добавлять раствор, который был открыт некоторое время. В открытой бутылке может быть вода, а это, в свою очередь, может иметь опасные последствия для вождения автомобиля.
  2. Устанавливают машину на стенд или едут в машине на лифт, снимают все колёса.
  3. Находят бачок с раствором под капотом автомобиля, откручивают пробку и доливают новую к той, что в данный момент находится в баке, чтобы жидкость после доливки не выдавалась из ёмкости. В связи с тем, что мы не удаляем раствор перед заливкой нового, можно избежать закупорки в тормозной системе. Постепенно добавляют оставшийся раствор в бак, сливая старую жидкость.
  4. Откачивают использованный раствор. Для этого переходят к сапуну, расположенному далеко в тормозном цилиндре. Обычно это правая задняя часть автомобиля. Продолжают последовательность.
  5. При движении вправо на заднюю часть автомобиля ставится сапун на тормозной суппорт, на него надевается прозрачный резиновый шланг. Другой конец кабеля вставляется в предварительно подготовленный резервуар для отработанной жидкости. Благодаря этому избегают попадания использованной тормозной жидкости. Кроме того, это также предотвратит попадание воздуха в тормозные шланги при условии, что наконечник шланга погружен в изношенную и подсоединённую ёмкость.
  6. Нужно попросить помощника, чтобы он сел за руль автомобиля и поставил ногу на педаль тормоза. Затем следует несколько раз прокачать педаль тормоза, чтобы повысить давление в тормозной системе. Следующим шагом является нажатие педали на чёткую отметку и удержание её до дальнейшего уведомления. Когда один человек нажимает на педаль тормоза, другой человек откручивает вентиляционное отверстие на суппорте тормоза, вставляет предварительно подготовленный контейнер под резиновый шланг и следит за отработанной жидкостью. Цвет протекающей жидкости в итоге должен быть таким же, как у нового материала.
  7. Если цвет жидкости всё ещё оставляет желать лучшего или в жидкости появляются пузырьки, но давление выходящего раствора при этом значительно уменьшилось, нужно закрыть воздушный клапан, снять ногу с педали тормоза и потом ещё раз прокачать. Это нужно для того, чтобы увеличить давление и затем снова удерживать тормоза до отказа. Затем снова открутить сапун, из которого раствор начнёт вытекать снова под воздействием высокого давления. Помнить нужно, что педаль тормоза нажимается всё время, когда клапан включён.
  8. В тот момент, когда цвет исходящей жидкости будет таким же, как тот, что был залит в резервуар под капотом, и если пузырьки воздуха перестают появляться в отфильтрованном растворе, необходимо отключить воздушный клапан. Только в этом случае человек, садящийся за руль, может снять ногу с педали тормоза полностью.
  9. Затем устанавливают колёса и в безопасном месте проверяют эффективность тормозов.

Будет также интересно: Вакуумный усилитель тормозов: что нужно знать о работе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: