Разница между зимними и всесезонными шинами

Технический регламент запрещает эксплуатацию автомобилей без зимних покрышек. Будут ли нарушителей штрафовать на 2000 рублей, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов Алексей Румянцев.

11 ноября 2020 года вступают в силу изменения в технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Уточнены требования к оборудованию транспортных средств зимними шинами. Они обязательны для категорий М1 и N1. А это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. К ним относятся и легковые автомобили. Кроме них в категории М1 и N1 попадают автобусы, специализированные пассажирские транспортные средства, а также грузовики, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

Вопрос-ответ Можно ли использовать летнюю запаску зимой?

Для других категорий транспорта, кроме G, зимой обязательны цепи противоскольжения на ведущую ось, если нет зимних шин и позволяет конструкция ТС.

Всесезонка: за или против?

Каждый водитель вправе самостоятельно выбирать, какую резину устанавливать на свой автомобиль. Однако для предотвращения неприятных последствий неправильно выбранных покрышек необходимо на каждый сезон устанавливать те варианты, которые не запрещены законодательно. Многие автолюбители предпочитают экономить на шинах и приобретают всесезонные разновидности.

Всесезонная резина, казалось бы, должна обладать качествами как летних, так и зимних разновидностей. Однако не всё так просто, ведь покрышка не может быть как мягкой, так и твёрдой в одно и то же время.

Всесезонные варианты обладают специфическим протекторным рисунком, который состоит из летнего и зимнего варианта. При этом стоит упомянуть о недостаточной крупности блоков, которая не придаст уверенности во время выхода из заноса.

При этом для выполнения функций в летнее время величина слишком большая. Неопределённая глубина канавок также не позволит выполнять маневры на ледяной поверхности или же скользком снежном покрытии. При таких шинах не рекомендуется резкое торможение.

Особенности использование всесезонки летом и зимой:

  • Универсальная резина обладает большой твёрдостью, поэтому при низких температурах (ниже 20º С) она «дубеет». В такие моменты управление автотранспортом становится очень сложным, а это напрямую угрожает безопасности водителя и пассажиров.
  • Летом, наоборот, хорошо разогретый асфальт способен почти расплавить всесезонку – иногда от скатов на поверхности покрытия образовываются чёрные резиновые полосы, поэтому для жаркого климата данные разновидности также не предназначаются, так как быстро изнашиваются.

Оптимальный вариант для всесезонки – регион, в котором климат настолько мягок, что не бывает заметных переходов между сезонами, а их температура практически не различается.

В условиях российских дорог такой тип резины использовать не рекомендуется – помимо быстрого износа, она также может привести к аварийным ситуациям на дороге – в таких случаях водитель от её использования потеряет больше, чем приобретёт.

Эксперты ответили, какие шины лучше: «зима» или «всесезонка»

Эксперты ответили на вопрос в споре, какие автошины практичнее в эту пору года: зимние или всесезонные? Прежде всего, необходимо понять, что так называемая «всесезонка» — это автошина, которая имеет лишь удовлетворительные характеристики для летнего и зимнего периода эксплуатации.

Также эксперты рекомендуют усвоить информацию о том, какими основными критериями и параметрами характеризуется автомобильная шина. Прежде всего, это состав резины, затем высота протектора и рисунок протектора.

У летних шин протектор низкий. Данный тип шин должен обеспечить надежное сцепление колес с асфальтным покрытием, что обеспечивает специальный рисунок, который наносится при изготовлении. Протектор летних шин отличается от зимних глубиной и шириной канавок, которая у летних относительно небольшая. Летние шины делают из более твердых материалов для того, чтобы обеспечить требуемый коэффициент сцепления с разогретым в жару асфальтом.

Всесезонные шины представляют компромисс летней и зимней резины. В двух словах: зимой они лучше летней, но значительно хуже зимней и наоборот. Это неплохо приспособленная к зиме и лету шина. Протектор у всесезонных шин ниже, по сравнению с зимними, но блоки протектора рассечены на ламели и отделены друг от друга, как на зимней резине.

Зимняя шина имеет высокий протектор, который обеспечивает лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они лучше сминают снег и располагают лучшим результатом самоочистки протектора от снега. Протектор состоит из ламельных блоков, которые делятся на еще более мелкие ламели. Главное преимущество зимней резины — это эластичность, которая сохраняется при низких температурах благодаря специальному составу резины.

Как итог плюсы всесезонной резины:

— шины стоят дешевле, чем зимние и летние, вместе взятые;

— экономия на необходимости «переобуваться» дважды в год;

— если зима окажется теплой, «всесезонки» будет достаточно, к тому же они не так шумят во время движения как подавляющее большинство зимних шин.

Минусы всесезонных шин:

— на льду и на укатанном снегу всесезонка уступает зимним шинам;

— всесезонка изнашивается вдвое быстрее за счет того, что используется круглый год;

— эластичность всесезонных шин гораздо ниже по сравнению с зимними шинами, поэтому в мороз ниже -10С градусов они могут задубеть, и машина будет скользить при малейшем заносе. И если летом будет слишком жарко, чрезмерная мягкость приведет к тому, что шины утратят сцепление с дорогой.

Фото: из открытых источников

Юридические аспекты использования всесезонной резины в зимнее время

  • Приложение 8 и его пункт 5.5 Таможенного регламента ограничивает применение зимней резины в летний период с июня по август.
  • К тому же, пункт 5.6.3 запрещает эксплуатировать транспортное средство, которое не оборудовано зимними покрышками, зимой (с декабря по февраль).

Соответственно, летом не разрешено использовать шипованные протекторы, а в зимний период запрещено ездить на летней резине. Если климат отдельно взятого региона предполагает затяжные зимы, то местный муниципалитет имеет право внести свои поправки и увеличить длительность всего зимнего периода.

Помимо этого в разделах ПДД были добавлены особые стандарты, классифицирующие покрышки на три вида:

  • Летние разновидности;
  • Шины, предназначенные для зимы;
  • Всесезонные покрышки.

Однако при классификации всесезонных вариантов до сих пор существует путаница, так как, по мнению специалистов, есть только два варианта, действительно подходящих для российских дорог – летние и зимние.

При этом специалисты отмечают, что всесезонка, как правило, не обладает достаточными характеристиками для того, чтобы эксплуатировать её в условиях российских реалий, как зимой, так и летом.

Помимо этого, за пределами РФ такие шины вовсе не воспринимаются полицейскими, поэтому в путешествие по другим странам лучше отправляться либо на летних, либо на зимних вариантах.

Закон, однако, позволяет использовать всесезонную резину на территории РФ круглогодично, но только в тех случаях, когда она имеет маркировку MS и соответствующее графическое изображение. При отсутствии знака использовать такие разновидности можно лишь с марта и до ноября.

Лучшие производители шин для езды по бездорожью

Опытные автолюбители, давно использующие грязевые колёса, знают практически всех её производителей, учитывая, что их не так много. Те же автолюбители, кто только собирается поставить такие шины впервые, должен знать, что помимо качества и характера их использования, крайне важно выбрать такой бренд, который бы устроил в том числе и по цене.

Грязевые шины для внедорожников, например на «Ниву», могут стоить как 4-5 тыс. руб. за колесо при выборе китайских брендов, так и 15-20 тыс. руб., если водитель остановился на более известном и дорогом бренде.

Ниже приведён рейтинг наиболее популярных среди российских автолюбителей компаний, производящих шины для грязи для большинства транспортных средств:

  • Самым лучшим производителем на протяжении последних лет безоговорочно признаётся бренд BFGoodrich Mud Terrain, так как он превращают любой внедорожник в настоящий вездеход. Глубокие протекторы сконструированы таким образом, что они загребают любую, даже самую жидкую грязь, позволяя автомобилю преодолеть трудные участки. Направленная конструкция грязевых зацепов позволяет водителю направлять колёса, и они будут стабильно держать дорогу.

Вам это будет интересно О насосах для накачки шин

К положительным качествам резины также можно отнести тот факт, что благодаря особому составу резиновой смеси она спокойно может использоваться как летом, так и зимой. По стоимости продукция бренда относится к средней ценовой категории. Оригинальная шина бренда в зависимости от размерности может стоить от 8,5 до 16 тыс. руб. Резина на «Оку» грязевая обойдётся всего в 8 тыс. руб., для «Нивы» придётся отдать уже 11 тыс. руб.


Резина для грязи BFGoodrich

  • Ещё один известный в узком кругу экстремальных водителей производитель – это Cooper Discoverer, с конвейера которого выходят только вездеходные шины, обладающие рядом преимуществ перед конкурентами. Среди многочисленных моделей покрышек этого бренда имеются уникальные бронированные шины, предназначенные для езды по скальной поверхности. Компания гарантирует, что они не могут быть повреждены даже самыми острыми каменными выступами.

На заметку!

Что касается эксплуатации по грязи, то инженеры компании разработали собственную конструкцию протектора, который не только эффективно цепляется за грунт, но и быстро очищается от грязи после преодоления бездорожья. По ценообразованию колёса принадлежат к тому же сегменту, что и описанная выше модель. Продукция стоит в районе 10-12 тыс. руб. за колесо.

  • Корейский производитель шин Kumho также представил линейку грязевой резины для внедорожников 4х4 под названием Road Venture. Компания обладает огромными производственными мощностями, высоким уровнем маркетинга и продаёт миллионы единиц продукции ежегодно. Средняя цена одной покрышки колеблется в пределах от 5,5 до 6,5 тыс. руб. Однако стоимость никак не повлияла на качество марки, и резина обладает отменными ходовыми качествами и высоким уровнем надёжности.
  • Одна из самых крупных компаний в мире — японский концерн Bridgestone — также не мог оставаться в стороне. Его грязевые шины, производящиеся под маркировкой Dueler D673, завоевали доверие сотен тысяч потребителей по всему миру. Неизменное качество марки, продуманный глубокий протектор, идеальное сцепление с мягкой глиной и мелкими песками, а также стильный внешний вид с контрастной маркировкой модификации на профиле в сочетании со стоимостью около 7 тыс. руб. за колесо, заслуживает повышенного внимания автолюбителей.

Вам это будет интересно О резине на УАЗ Патриот


Внедорожные покрышки Bridgestone Dueler

  • Что касается популярности, то здесь первое место много лет держит компания Yokohama с её серией грязевых шин Geolandar. Именно эта резина используется практически всеми командами при проведении ралли на внедорожниках. Изделия обладают высоким уровнем сцепления с дорогой, помогают автомобилю преодолеть различные грунтовые условия, легко очищаются от грязи, а также способны прослужить владельцу много лет. Стоимость покрышек начинается от 7 тыс. руб. и может доходить до 15 тыс. руб. за колесо с размерами для полноразмерного автомобиля 4х4.

Несмотря на высокое качество, почти все перечисленные выше бренды устанавливают высокую цену для многих обладателей отечественных автомобилей. Поэтому водители часто приобретают продукцию российских шинных заводов, которая не уступает в надёжности и эксплуатационным свойствам большинству западных аналогов.

Самыми известными и востребованными грязевыми шинами отечественного производства всегда была продукция Ярославского шинного завода. Достигнут этот эффект благодаря многочисленным контрактам на поставку изделий для нужд армии. Данные покрышки идеально показывают себя на любом типе грунта, ими оснащается большинство автомобилей УАЗ. Стоимость резины Я-192 не превышает 4,5-5 тыс. руб. за колесо.


Грязевые шины Ярославского при производстве своих знаменитых внедорожников ВАЗ-2121 и Chevrolet Niva ставит на них резину «Нижнекамскшина», которая хорошо себя ведёт на твёрдом покрытии и умеренном бездорожье, но мало подходит для суровых испытаний, так как не обладает должными вездеходными качествами. Цена продукции предприятия также составляет в районе 5 тыс. руб. за колесо.

Важно!

Вне зависимости от типа покрышек и выбранного водителем бренда, шины требуют особого ухода и контроля качества поверхности перед каждой серьёзной поездкой. Сложные дорожные условия сводят гарантию полной безопасности при езде практически к нулю, так как острые препятствия в сочетании с двойными перегрузками в определённый момент времени могут привести к проколу и разбортовке колеса.

Штраф за использование всесезонной резины зимой

Итак, можно ли ездить зимой на всесезонной резине? В октябре минувшего года рассматривался проект закона, который позволит добавить в 12 главу КоАП новый пункт. Он установит размер штрафа на нарушения эксплуатации покрышек транспортного средства, который составит 2 000 руб. Однако на данный момент штраф пока не предусматривается.

Получается, что, несмотря на пункт Таможенного регламента № 5.6.3, штраф на эксплуатацию летней резины в зимний период ещё не налагается, поэтому формально можно ездить. При этом не стоит забывать, что такие покрышки прослужат недолго и не будут высокоэффективными.

Как отличить зимнюю резину от всесезонной


Какими бы ни были условия температуры воздуха или наличия осадков на дороге, автомобиль должен в любом случае чётко держать контакт с дорогой и зимой, и летом, и в переходные сезоны. Это предельно важно для того, чтобы добиться нормального уровня безопасности. Пределом в 7°С, на который ориентируются все водители для «переобувания» автомобиля, можно обезопасить себя от большинства дорожных неприятностей, связанных со сменой сезонов. Но тут следует отметить один важный дополнительный момент: среди шин некоторое время выделяли летние, зимние и всесезонные. На сегодняшний день Регламенты Таможенного союза, которые действуют также и на территории России, больше не признают такого понятия как «всесезонная резина». В Европе, на которую активно переориентируются Украина и страны Прибалтики, также такого понятия нет. По большому счёту, практический анализ показывает, что особенности шин, которые представляются в качестве «всесезонных» являются просто редуцированным вариантом либо летних, либо, чаще, зимних. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы предельно чётко понимать разницу между этими базовыми типами, тогда и на внесезонной шине можно будет отличить, к какому же типу она на самом-то деле тяготеет.

Зимние типы шин более мягкие – достаточно прикоснуться, содержание каучука в них намного выше. Когда на улице мороз, зимний тип резины от трения о дорогу сохраняет температуру, в результате которой становится более эластичным, за счёт чего сцепление с дорогой получается на порядок более плотным и качественным. А вот если использовать её летом, то она попросту плавится, стремительно стирается, да ещё и портит дорожное покрытие.

Более жёсткие шины летнего типа при езде на раскалённом асфальте, наоборот, охлаждаются и сохраняют форму и степень нужной для дороги жёсткости. А вот на холоде такая резина становится твёрдой до хрупкости, у неё падает площадь контакта с дорогой, устойчивость машины тоже уменьшается, растут риски аварии при потере управления. Отличительной особенностью для зимней шины может быть наличие шипов на протекторах. Тут никаких сомнений в сезонности шины уже быть не может по определению. А вот если зимняя шина фрикционная, шипов на ней нет. Однако, тут могут подсказать рисунки на протекторе.

У летней резины рисунок протектора более глубокий. Тогда как аналогичный рисунок для зимнего варианта имеет характерную диагонально ориентированную структуру, на которой очень развитая сеть канальчиков, по которым отводится от протектора вода. В целом этот рисунок сильно напоминает ёлочку (это европейский тип шины). Либо же на протекторе множество фигур типа ромба, которые размещаются на заметном расстоянии друг от друга (это так называемый скандинавский тип).

При проблемах шарнира равных угловых скоростей не всегда требуется его замена. Довольно часто достаточно ремкомплекта. По ссылке https://www.trialli.ru/catalogue/transmissiya/remontnye-komplekty-shrusa/ Вы можете найти ремонтные комплекты ШРУСа для автомобилей ВАЗ разных моделей.

Возможно Вас заинтересует:

В компании Bridgestone разработали новые зимние топливосберегающие шины для автобусов

Вопрос о разработке новых шин для всех видов автотранспорта, которые обладают такими характеристиками, как низкое сопротивление качению и пониженный расход потребляемого топлива, в последнее время…

Шина BFGoodrich g-Force Winter

Шина BFGoodrich g-Force Winter — зимняя нешипованная шина с направленным рисунком протектора. Предназначена для эксплуатации на легковых автомобилях при всех зимних температурах от +7 до -40 граду…

Шина Pirelli Winter Ice Zero

Описание шины Pirelli Winter Ice Zero Шина Pirelli Winter Ice Zero – это зимняя шипованная покрышка нового поколения с направленным рисунком протектора шины, которая разработана инженерами кон…

Рисунок протектора шин

Рисунок протектора шин. Рисунок протектора шины бывает трех видов симметричный, асимметричный и направленный. Симметричный рисунок протектора шины — рисунок, который можно устанавливать любо…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: