Двигатель ВАЗ

    У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…

    Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…

    У меня на сайте уже есть статья про выбор карт памяти (можете посмотреть здесь), очень…

    Часто автовладельцы при использовании автомобиля и сервисном обслуживании машины задумываются о том, какой должен быть в бачке расширения уровень антифриза. Следует ли заливать охлаждающую жидкость под самую крышку или стараться удерживать уровень посередине между минимумом и максимумом. Поговорим поподробнее о том, каким должен быть уровень антифриза в бачке расширения.

Принцип работы системы охлаждения

Принцип работы системы охлаждения двигателя чрезвычайно прост. Состоит такая система из радиатора, термостата и помпы, бачка расширения и замкнутого контура, по которому циркулирует антифриз или тосол. Движение жидкости обеспечивается за счёт помпы, которая от привода ГРМ вращается и прогоняет антифриз по системе. Жидкость забирает тепло от двигателя и в последующем охлаждается, проходя через соты радиатора.

Объем антифриза в системе охлаждения

Первоначально на холодном автомобиле жидкость в системе охлаждения циркулирует по малому кругу, однако, как только мотор прогревается, сразу же открывается термостат. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, что и позволяет эффективно охлаждать мотор. Как известно, объем жидкости будет зависеть в том числе и от её температуры. Нагреваясь, охлаждающая жидкость может расширяться, а появившийся лишний объем принимает на себя бачок расширения.

Многие современные автомобили могут иметь бачок расширения со специальной крышкой с отводящим клапаном, что позволяет стравливать лишнее давление воздуха, предупреждая разрыв всей системы по причине увеличения давления при перегреве двигателя. Поэтому открывать крышку расширительного бачка системы охлаждения на работающем или горячем двигателе строго запрещается.

Зачем нужна система?

Малый и большой круг охлаждения двигателя часть общей системы. Давайте посмотрим зачем она нужна. Для начала, стоит вспомнить особенности работы силового агрегата. При воспламенении температура газов может достигать до 200°C. И только часть образовавшегося тепла преобразуется в работу. Остальная часть выходит вместе с выхлопом, а также нагревает детали двигателя. Чтобы не возникала проблема с перегревом запчастей и их деформацией, используется целый комплекс конструктивных особенностей. Отвод тепла происходит по воздуху, маслу, которое смазывает детали. Но, основная часть тепла отводится водяной системой охлаждения.

Исходя из перечисленного, можно сказать, что система охлаждения обеспечивает защиту мотора от перегрева. Обратите внимание, что в технике используется несколько разновидностей систем охлаждения:

  • Термосифонные
    – тут циркуляция производится за счет разницы в плотности между жидкостью с разной температурой. Охладившись, антифриз опускается вниз к двигателю, выталкивая в радиатор порцию горячей жидкости;
  • Принудительные
    – циркуляция происходит благодаря насосу, который, как правило, приводится в действие от коленчатого вала;
  • Комбинированная система
    . Основная часть мотора охлаждается принудительно, и только от некоторых деталей производится отвод тепла термосифонным методом.

Чем опасен большой объём охлаждающей жидкости?

Многие начинающие автовладельцы совершают распространённое ошибку, они заливают тосол или антифриз по максимальную риску. Им кажется, что таким образом они лучше охлаждают двигатель, предупреждая его перегрев и серьёзные неисправности. Однако, в действительности, при наличии избыточного объема антифриза в системе увеличивается давление, бачок не может правильно стравливать давление, в результате появляются либо протечки по соединениям, либо пластиковую емкость может просто разорвать при серьезном перегреве двигателя.

При излишнем давлении в системе антифриз может просачиваться под не плотно прикрученную клапанную крышку. Это приводит к неправильному сгоранию топлива, а редкоземельное напыление цилиндров начинает выгорать. В конечном счёте, требуется замена поршневой группы, а такой ремонт по своей сложности и стоимости сопоставим с капитальным. При этом подобных неисправностей можно было бы с легкостью избежать, поддерживая правильный объем охлаждающей жидкости в системе.

Увеличение давления в системе отрицательно сказывается на работоспособности термостата и помпы. Насос не может правильно работать в подобных условиях, повышается нагрузка на его крыльчатку, что приводит к выходу из строя помпы, после чего требуется дорогостоящий и сложный ремонт двигателя. Аналогичные проблемы с помпой могут также отмечаться и при минимальном уровне антифриза.

Объем антифриза в системе охлаждения

Чтобы избежать подобных проблем автовладельцу необходимо будет следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке расширения, стараться держать объем посередине между максимумом и минимумом, а вот если антифриз быстро уходит, то следует проводить соответствующую диагностику, определять места протечек и выполнять ремонт автомобиля.

Ещё одним последствием неправильного давление в системе охлаждение является перегрев двигателя. Казалось бы, чем больше антифриза в системе, тем лучше охлаждается мотор, однако помпа и антифриз не могут правильно функционировать в подобных условиях, в результате чего двигатель перегревается. Проявляются проблемы с маслосъемными колпачками, смазка в каналах начинает закоксовываться, в итоге требуется вскрывать мотор и выполнять его сложный и дорогостоящий ремонт.

Выводы

Автовладельцу необходимо помнить о том, что низкий и высокий уровень антифриза в бачке расширения будет одинаково вреден для автомобиля. Это не только приводит к неправильному охлаждению и различного рода поломкам как системы охлаждения, так и всего двигателя в целом. Необходимо будет следить за состоянием системы охлаждения, доливать при необходимости антифриз, используя исключительно качественную охлаждающую жидкость, которую меняют в полном соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля? Этот вопрос, друзья, часто задают себе начинающие автовладельцы. И действительно, каков оптимальный объём охлаждающей жидкости нужен? Давайте разберёмся с этим, но до того как дать ответ, необходимо вникнуть в конструкцию этой системы и особенности её работы, тогда всё встанет на свои места. Приступим.

Устройство, конструкция, принцип работы

Жидкостная система охлаждения

Достоинством жидкостной системы охлаждения как раз и является возможность поддержания температуры в заданном диапазоне, поэтому она лучше воздушной. Но конструкция этой системы значительно сложнее.

В ее состав входит:

  1. Рубашка охлаждения
  2. Водяной насос
  3. Термостат
  4. Радиаторы
  5. Соединяющие патрубки
  6. Вентилятор

При этом основным рабочим элементом такой системы является специальная жидкость – антифриз, при помощи которой и осуществляется отвод тепла. Раньше вместо него использовалась обычная вода, но из-за низкого температурного порога замерзания и образования накипи от воды постепенно отказались.

Рубашка охлаждения

Рубашка охлаждения – специальная система каналов в блоке цилиндров и головке блока, по которой движется жидкость. Если рассматривать все по-простому, то выглядит это так: имеется блок, в который устанавливаются цилиндры, а также основные узлы и механизмы. Поверх этого блока сделана оболочка, а пространство между ними и используется как каналы для движения жидкости. Такая конструкция позволяет жидкости омывать цилиндры, проходить рядом с узлами, установленными в блоке и головке, что обеспечивает отвод тепла от них.

Рекомендуем: Газобаллонное оборудование на авто плюсы и минусы

Помпа

Так выглядит водяная помпа

В рубашку охлаждения установлена водяная помпа. Она состоит из приводного зубчатого колеса (шкива) и крыльчатки, которая помещается внутрь рубашки, посаженных на одну ось. Привод ее осуществляется от коленчатого вала при помощи ремня.

Именно водяной насос и обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Получая вращение от коленчатого вала, крыльчатка заставляет двигаться жидкость по каналам рубашки.

Антифриз, ТОСОЛ, охлаждающая жидкость: что это за персонажи?

За долгую историю автопрома инженеры придумывали разные способы, которые помогали бороться с избыточным нагревом двигателей внутреннего сгорания. Существуют системы охлаждения воздушного типа, жидкостного и комбинированного.
В настоящее время наибольшее распространение в легковых машинах получил жидкостный вариант, и именно о нём мы сегодня и говорим. Кстати, возвращаясь к главному вопросу статьи — сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля, можем раскрыть ещё один нюанс, который часто интересует будущих и начинающих автовладельцев.

Что такое антифриз? По сути, это и есть та самая охлаждающая жидкость. Её особенность в том, что она подходит для использования в холодную пору года, потому как не замерзает при отрицательных температурах.

Существуют различные марки и разновидности таких жидкостей, но на отечественном просторе больше всего на слуху ТОСОЛ – её название уже давно стало нарицательным.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости

И так, секреты системы охлаждения двигателя автомобиля мы раскрыли. Теперь рассмотрим схему циркуляции охлаждающей жидкости.

Среднестатистический автомобиль, независимо от того бензиновый или дизельный у него мотор, имеет следующие элементы системы охлаждения:

  • рубашка охлаждения самого мотора;
  • радиатор;
  • вентилятор радиатора;
  • термостат;
  • центробежный насос (помпа);
  • расширительный бачок;
  • теплообменник;
  • совокупность соединительных трубок и клапанов;
  • блок управления.

Объем антифриза в системе охлаждения

Рубашка охлаждения

Ключевой деталью, от которой зависит качество исполнения главной задачи системы — рубашка охлаждения. Это совокупность каналов для антифриза, проделанных в непосредственной близости от блока цилиндров и головки блока двигателя.

Объем антифриза в системе охлаждения

Радиатор

Без него разогретая в моторе жидкость не сможет остыть, отдав тепло окружающей среде. Помогает радиатору вентилятор.

Вентилятор

Вентилятор усиливает набегающий поток воздуха, тем самым улучшая теплообмен.

Термостат

Важным элемент. Контролирует температуру антифриза, открывая или закрывая доступ для него к радиатору. Чем интенсивнее нагрузка на двигатель, тем больше тепла он выделяет и тем больше жидкости пройдёт через радиатор.

Помпа

Температура мотора должна быть на уровне 80-90 градусов – не меньше и не больше. Следующий элемент в нашем списке – насос. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок

Выполняет несколько функций.

Во-первых, он компенсирует изменение объёмов жидкости в системе, которое, как мы знаем из школьного курса физики, неизбежно при нагреве.

Во-вторых, именно в него мы заливаем новые порции антифриза.

Теплообменник

Благодаря теплообменнику тёплый воздух поступает к кондиционеру или отопителю салона.

Блок управления

В современном автомобиле это электронная схема, которая на основе информации от различных датчиков температуры, выдаёт команды исполнительным устройствам (термостату, вентилятору, насосу).

Круги циркуляции

Обычно выделяют большой и малый. Основным считается малый. По нему жидкость циркулирует сразу после запуска мотора. В функцию этого круга входит поддержание оптимальной температуры для работы силового агрегата. В малый круг входит помпа, рубашка мотора и печка. Это позволяет быстро прогревать двигатель. Также, при низкой температуре воздуха антифриз двигаясь только по малому радиусу, не будет остужать силовой агрегат до минимальной температуры, наоборот, сохраняя тепло.
Внешний радиус (круг) системы охлаждения включает в себя радиатор и расширительный бак. Циркуляция антифриза по нему, начинается только после достижения двигателем рабочей температуры. Открытие подачи происходит после срабатывания термостата.

Иногда, в системе могут происходить сбои. Они являются следствием заклинивания термостата. В зависимости от того, в каком положении его заклинило, двигатель будет или перегреваться, или наоборот, не сможет достичь оптимальной температуры. Устраняется проблем путем замены термостата, также желательно, иногда для профилактики промывать систему.

Заключение

. Охлаждающая система является важным элементом, обеспечивающим работоспособность двигателя. Для полноценной диагностики неисправностей нужно знать, чем различаются малый и большой круг охлаждения двигателя. Разобравшись в данном вопросе, вам будет значительно проще выявить причину неправильной работы этой системы.

Так сколько антифриза в системе охлаждения?

Наверное, теперь мы можем ответить на главный вопрос статьи — сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля?
Для примера возьмём творение отечественного автопрома – ВАЗ 2110. Устройство его остужающего мотор контура такое же, как мы описали выше.

Так вот, эксперты советуют заливать в расширительный бачок не менее 7-8 литров антифриза. На первый взгляд это может показаться много, но поверьте, тут экономить не нужно.

Дело в том, что если вы зальёте меньше, то жидкости окажется недостаточно для нормального охлаждения, и мотор будет работать при повышенной температуре.

Конечно, можно так и оставить, но такое положение вещей чревато выходом силового агрегата из строя, а стоимость ремонт гораздо больше, чем цена баклажки ТОСОЛа.

Теперь, дорогие читатели, вы примерно представляете, сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля. Попутно мы выяснили строение охлаждающего контура и представляем что представляет из себя схема циркуляции охлаждающей жидкости.

Не забывайте подписываться на новостную рассылку и изучайте машины вместе с нами!

«>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: