Детали подвески в условиях российских дорог очень часто испытывают большие нагрузки – любой наезд на камень или попадание даже в небольшую яму становится для них настоящим испытанием. И его они проходят не всегда без потерь в виде механических повреждений. Особенно это характерно для амортизаторов и пружин, работающих совместно и часто выходящих из строя из-за постоянной тряски. И если установка новых стоек является обязательным условием при ремонте ходовой части автомобиля, то нужно ли менять пружины при замене амортизаторов для многих водителей является сложным вопросом. Чтобы дать на него ответ, вначале следует разобраться с той функцией, которую они выполняют.
Функция амортизаторов и пружин
Данные детали обеспечивают машине улучшение управляемости наряду с плавностью хода. Причем пружины являются частью подвески, которые нивелируют толчки и удары при езде по некачественному дорожному покрытию. Фактически такой упругий элемент в ходе своей эксплуатации совершает миллионы циклов «сжатие-разжатие». Кроме того, если автомобиль наезжает на препятствие, колесо подскакивает вверх, а транспортное средство становится неуправляемым. И чтобы как можно быстрее стабилизировать ситуацию, пружина отскакивает назад, одновременно сжимаясь с тем, чтобы колесо максимально быстро опустилось на землю. Однако после того, как данная деталь разжалась, транспортное средство еще долго раскачивается из-за высвободившейся энергии. Быстро погасить эти колебания призван амортизатор, имеющий достаточно сложную конструкцию.
Современный автопром уже давно освоил производство надежных пружин различной жесткости, поэтому такие детали выходят из строя очень редко. А вот стойки не отличаются такой же прочностью – они периодически нуждаются в замене. Однако нужно понимать, что ответ на вопрос, нужно ли менять пружины вместе с амортизаторами, зависит еще от одного немаловажного фактора. Ведь подвеска только тогда будет работать хорошо, когда данные детали правильно взаимодействуют между собой. Например, демпферы держат массу автомобиля, а стойки контролируют их движение, и если один из элементов этой связки будет работать не в полную силу, то другому придется принимать на себя повышенную нагрузку. И если пружины просядут из-за усталости металла или трещины в них, то амортизаторы намного быстрее выходят из строя.
Если не практиковать агрессивную манеру езды, упругие элементы подвески способны полноценно выполнять свою работу при накате даже в 300 000 км. Стойка же считается слабой частью в данной связке, так как в зависимости от вида в ней находится специальный газ или жидкость. Вдобавок в ее конструкцию входит немало уплотнительных колец, которые при повышенных нагрузках теряют свою способность обеспечивать герметичность.
Что такое амортизаторы и пружины
Амортизатор и пружина – неразрывный дуэт. Их главная задача сделать ход автомобиля максимально плавным и подконтрольным рулевому управлению.
Пружина за счет своей упругости сглаживает тряску и удары, которые неизбежны при движении машины по неровностям дороги. Когда автомобиль на любой скорости наезжает на яму, колесо подскакивает вверх. На мгновение происходит потеря сцепления резины с поверхностью дороги. Задача пружины – как можно быстрее придавить колесо вниз к дороге, потому что «подскок» блокирует рулевое управление.
Но пружина не просто давит вниз. Она совершает колебательные движения, гася энергию удара. Количество колебаний зависит от упругости пружины. Чем мягче сталь, из которой изготавливалась железная спираль, тем сильнее сжатие и гашение энергии удара.
В действие вступают те же силы, которые позволяют баскетболисту вести мяч. Колесо выступает в роли мяча. Если бы не было амортизаторов, то автомобиль постоянно раскачивался бы вверх-вниз на пружинах при езде по неровностям. Амортизатор гасит колебательные движения пружины. При этом энергия колебаний кузова превращается в тепло, от чего корпус амортизатора нагревается.
Демпфер устроен намного сложнее, чем пружина. А все мы знаем, что сложные системы ломаются чаще, нежели простые. Поэтому амортизатор изнашивается быстрее пружины.
Причины и последствия выхода из строя пружин
Свои демпфирующие свойства пружины могут потерять из-за многих факторов. Например, если сильно и регулярно перегружать автомобиль, то происходит их проседание. Также эти детали могут перестать полноценно выполнять свою функцию из-за следующих причин:
коррозия металла;
механический износ;
езда по неровному дорожному покрытию или трассам, изобилующим камнями и другими препятствиями;
усталость металла.
Если пружина потеряла хотя бы часть своих свойств, автомобиль гораздо хуже держится на дороге, плохо слушается руля. Также снижаются тормозные показатели транспортного средства, а амортизаторы изнашиваются раньше положенного срока.
Когда пружины нужно обязательно менять?
Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов, зависит от их состояния. Впрочем, многие автомеханики утверждают: лучше не экономить и ставить на автомобиль новый узел в сборе, и отказаться от лихой езды, существенно снижающей эксплуатационный ресурс элементов подвески. Однако в конечном счете многое зависит от обстоятельств ремонта – например, стойки в некоторых автомобилях могут устанавливаться только в сборе с пружиной – и решения самого автовладельца. Вместе с тем есть немало визуальных свидетельств того, что демпферы однозначно подлежат замене:
изменилась высота автомобиля: для определения этого достаточно сравнить расстояние всех колес до колесных арок;
в витках пружины имеются дефекты;
начальная коррозия демпферов свидетельствует о том, что лучше их заменить;
неспособность пружины после цикла сжатия разгибаться на положенную высоту.
Единственное, что не удастся заметить при визуальном осмотре этих деталей – усталость металла. Поэтому при ремонте подвески все-таки рекомендуется не устанавливать на новые амортизаторы пружины со следами ржавчины, иначе рано или поздно потребуется повторная замена этих деталей.
Нужно ли менять пружины при замене амортизатора?
В каких случаях необходимо менять пружины вместе с амортизатором?
Всем автолюбителям известно, что наши дороги очень далеки от идеального состояния. Большая часть дорог просто покрыта ямами разной величины и колдобинами. Наиболее сильно от этого страдает подвеска автомобиля, в частности его пружины и амортизаторы. Автослесари при осмотре авто предлагают менять все вместе, но есть ли смысл каждый раз при неисправности амортизатора менять пружины?
Предназначение пружин
Работая вместе, амортизатор и пружина отвечают за мягкий ход и управляемость авто. Пружина смягчает толчки и вертикальное раскачивание на неровной дороге, а также помогает восстановить сцепление с дорогой при съезде.
Функция пружины заключается в том, чтобы поглотить энергию при ударе колеса об землю. Эта способность напрямую зависит от ее мягкости. Так как поглощенная энергия долго расходуется, и автомобиль будет еще продолжительное время поддаваться раскачке, то тут уже начинается работа амортизатора. Его задача − погасить раскачивание колес и превратить в энергию тепла раскачивание кузова авто и его подвески.
Не стоит забывать, что такая деталь автомобиля, как амортизатор, не очень прочная, и ее надо часто проверять, а если есть повреждения — срочно менять. Но тут возникает естественный вопрос: «Подлежит ли замене вся система?». Работа всей подвески автомобиля будет слаженной только при условии взаимного дополнения пружины и амортизатора.
Причины замены пружин:
- наружные повреждения;
- ржавчина;
- сильные нагрузки при быстрой езде по бездорожью;
- изношенность металла.
Все названные причины негативно влияют на состояние автомобиля и могут привести к поломке. Конечно же, при замене амортизатора можно менять и пружины, но это уже дополнительные расходы. При том, что изношенность метала на глаз не определить, для этого нужно специальное оборудование.
С другой стороны, если произвести установку нового амортизатора на пружину со ржавчиной, то срок его работы существенно уменьшится. Многие водители, чтобы уменьшить расходы по повторному обращению к автомастеру, просят поменять этот комплект вместе.
Обязательной является замена пружины в двух случаях:
- выход из строя;
- следы ржавчины или разрушений.
Замена амортизаторов и пружин производится парами на ось. Все дело в том, что состояние пружин может быть разным, а это ведет к дисбалансу автомобильной подвески. После замены необходимо сделать развал-схождение колесных пар.
Можно ли переставлять пружины местами?
Не лишним будет упомянуть о частой практике многих автовладельцев: в стремлении сэкономить они меняют пружины местами, то есть демпферы со стороны водителя устанавливают на сторону переднего пассажира. Обычно так делается, если пассажиры перевозятся редко. Причем подобные работы часто осуществляются самостоятельно.
Данный метод, конечно же, имеет право на жизнь, однако разумным и профессиональным его не назовешь. Ведь пружина со стороны водителя подвергается большим нагрузкам, и перестановка ее на правую сторону автомобиля лишь временно решает проблему. По сути, сам владелец транспортного средства создает в нем слабое место, ибо уже неоднократно доказано: подобно амортизаторам, пружины нужно менять только парами на ось. Игнорирование этого правила приводит к дисбалансу подвески – ведь левая и правая пружины имеют современно разные эксплуатационные свойства. И это во многих случаях приводит к ухудшению управляемости машиной, как и снижению комфортности езды – ведь демпферы уже гораздо хуже поглощают удары от дорожного покрытия. Поэтому при ремонте подвески всегда нужно помнить, что попытка сэкономить энную сумму может привести к существенному снижению безопасности транспортного средства.
Когда нужно и не нужно менять пружину при замене амортизатора
Максимальная эффективность подвески достигается только при правильной работе пары пружина-амортизатор. Эти два элемента дополняют друг друга и по отдельности становятся бесполезными.
Пружина удерживает массу автомобиля, а амортизатор гасит раскачивания и колебания. В норме нагрузка равномерно распределяется между двумя этими деталями подвески. Но если один из компонентов выходит из строя, второму приходится работать за двоих.
Если пружина становится очень мягкой (например, от старости), то амортизатор принимает на себя огромную нагрузку. В таком режиме демпфер долго не проработает и быстро сломается. Изношенный же амортизатор перестает ограничивать движения пружины. Машина начинает «прыгать» на дороге, из-за чего ей становится практически невозможно управлять, что может вести к ДТП.
Качество пружины влияет не только на плавность хода. От нее зависят сила сцепления колеса с дорогой, управляемость и тормозные качества автомобиля.
Несмотря на простоту устройства, пружина постепенно теряет свою упругость. Причин этого может быть несколько:
- естественный износ металла, который приводит к его «усталости»;
- повреждающие факторы (отскакивающие от дороги камни, трение, частое полное сжатие);
- частая перевозка тяжелых грузов;
- быстрый проезд неровностей на дороге;
- коррозия металла, ускоренная дорожной солью и повышенной влажностью;
Нужно ли всегда менять пружину вместе с заменой амортизатора? Этот вопрос можно часто встретить на автомобильных форумах. Практически в любом автосервисе мастера скажут, что «да, одно без другого не меняется». В идеале действительно замену пружины можно производить вместе со сменой амортизатора, но это не обязательное условие.
Если при визуальном осмотре вы не обнаруживаете явных следов коррозии и износа пружины, то ее можно оставить. Также будет нелишним проверить ее на мягкость.
Обратите внимание: Оставляя старую пружину, водитель идет на небольшой риск. Иногда визуально определить состояние детали не так просто. Если пружина потеряла свои рабочие качества, то замененный амортизатор придет в негодность быстрее, чем бы это произошло с новой пружиной.
Заменив оба компонента системы амортизации, водитель может быть точно уверен в ее идеальном состоянии.
Существуют ситуации, когда пружину нужно менять в обязательном порядке:
- в случае поломки любого витка (пружины ломаются чаще в верхней или нижней части);
- при явных коррозийных процессах;
- уменьшения высоты между колесными арками и поверхности дороги (пружина проседает);
- при явной разнице в высоте задней и передней части автомобиля;
В любых других случаях пружину можно менять через одну замену амортизатора.
Если вы не возите пассажиров, то при замене демпфера левую и правую пружины стоит поменять местами.
Важно напомнить, что амортизаторы и пружины меняются всегда в паре на одной оси. Это делается для того, чтобы избежать несбалансированности подвески. А дисбаланс подвески ухудшает управляемость автомобилем.
(14 голос., средний: 4,71 из 5)
Раскоксовка двигателя: инструкция, рекомендации, выбор средства для раскоксовки
Что делать, если не работает обогреватель заднего стекла?