Через сколько лет нужно менять аккумулятор автомобиля


Замена аккумулятора – очень простая операция, которую может самостоятельно выполнить любой автовладелец. Основная загвоздка заключается лишь в том, когда менять аккумулятор автомобиля. Если работоспособность многих деталей машины можно определить визуально, но понять отслужила ли АКБ полный ресурс таким образом практически невозможно.

В ситуации, когда аккумулятор не способен завести двигатель также много не ясного, ведь время от времени батарея может полностью разряжаться, но такое состояние является абсолютно нормальным и легко устраняется подключением батареи к зарядному устройству. Далее будут рассмотрены основные признаки, по которым можно судить о том, что пора менять автомобильную батарею.

В какое время лучше менять аккумулятор

Если известно, что ресурс АКБ подходит к концу, но аккумулятор ещё способен заводить двигатель автомобиля, то рекомендуется заменить его в осеннее время года. При отрицательной температуре для запуска двигателя требуется значительно больше энергии, поэтому изделие, которое легко справится с такой операцией летом, может подвести в любой момент, когда наступят холодные дни.

Кроме этого владелец машины может быть неприятно удивлён, когда обнаружит аккумулятор машины полностью замёрзшим. Если батарея эксплуатируется много лет, то в результате образования большого количества налёта на пластинах, который не переходит обратно в раствор электролита, его плотность заметно уменьшается.

В результате, температура замерзания такой жидкости понижается, что приводит к образованию льда внутри корпуса батареи. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к разрушению пластин, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию АКБ.

Кроме вышеприведённых доводов в пользу замены аккумулятора осенью, можно назвать значительно больший расход электроэнергии в зимнее время. Прежде всего, нагрузка на аккумулятор возрастает из-за необходимости частого включения осветительных приборов, по причине короткого светового дня. Особенно остро встаёт эта проблема в северных широтах, где день зимой может длиться всего несколько часов.

Второй причиной является замедленное движение транспортных средств на обледеневших дорогах. Необходимость соблюдать осторожность не позволяет двигаться со значительными оборотами двигателя, поэтому в таком режиме работы мотора генератор может быть автоматически отключён, в результате чего основная нагрузка по обеспечению электричеством всех потребителей ляжет на плечи аккумуляторной батареи.

Электролит и его роль в автомобильном аккумуляторе

На легковых автомобилях, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, используются свинцовые аккумуляторные батареи. Пластины АКБ находятся в специальной жидкости, способной проводить электрический ток — электролите. Аккумуляторный электролит представляет собой раствор соляной кислоты в дистиллированной воде.

Посторонние примеси в электролите не допускаются, поскольку они ухудшают характеристики жидкости — плотность и электропроводность.

В свинцовом аккумуляторе для прохождения токообразующих процессов используются три компонента:

  • двуокись свинца PbO2, находящаяся на положительном контакте (катоде);
  • губчатый чистый свинец, присутствующий на отрицательном контакте (аноде);
  • электролит.

В процессе разрядки батареи происходит преобразование чистого свинца на аноде в сульфат PbSO4. При этом вещество меняет цвет и отдает в электрическую цепь два электрона. На катоде происходит поглощение электронов и преобразование двуокиси свинца в сульфат. Движение электронов выполняется через внешнюю цепь.


Устройство и принцип работы свинцового аккумулятора

При формировании сульфата свинца на катоде происходит расход серной кислоты из раствора электролита, что приводит к снижению плотности. Если батарея поставлена на зарядку, то процессы идут в обратном направлении. Подзаряд идет до определенного момента, после которого плотность раствора далее не возрастает. Этот момент считается точкой полного заряжения аккумулятора. Дальнейшая зарядка приводит к разложению воды на кислород и водород, которые выделяются из электролита в виде пузырьков газа. Этот процесс называется кипением батареи.

Признаки износа аккумулятора

Основным признаком, по которому можно судить о сильном износе АКБ является быстрый разряд батареи. Если приходится часто ставить аккумулятор на зарядку, и при этом генератор и электронный регулятор автомобиля находятся в исправном состоянии, то аккумулятор в самое ближайшее время нужно будет заменить.

Быстрое закипание электролита также является признаком скорой гибели батареи. Отложение на пластинах сульфатов приводит к значительному снижению ёмкости батареи, что вызывает чрезмерное образование газов внутри банок, даже при подаче на клеммы стандартного зарядного тока.

Снижение разрядного тока свидетельствует о том, что внутреннее сопротивление батареи значительно повысилось. При значительном увеличении этого показателя аккумулятор полностью утратит способность заводить двигатель, поэтому при первых признаках такой неисправности следует попытаться восстановить заряд батареи с помощью зарядного устройства. Более точно определить внутреннее сопротивление АКБ а также его разрядный ток можно с помощью специальных приборов.

Как правильно замерить напряжение аккумулятора

Максимально точные значения можно получить, осуществив комплекс диагностик. Для этого необходимо иметь при себе специальные устройства (мультиметр, вольтметр или нагрузочную вилку). Для осуществления измерений напряжения от аккумулятора необходимо соединить контакты устройства и клеммы батареи.

Во время диагностических процедур стоит понимать, что источник питания, подсоединённый к бортовой системе авто, потребляет энергию. Поэтому показания могут быть несколько ниже, но они не должны опускаться ниже значений 11—11,5 вольт. Проведение корректных измерений допустимо на полностью отключённой и заряженной АКБ, то есть электрическая цепь должна быть разомкнута. Однако это необязательное условие: если вы проверяете напряжение в замкнутой цепи, то учитывайте определённую погрешность.

  1. АКБ подсоединена к системе автомобиля, который не заведён. При этом условии бортовая сеть потребляет определённое количество энергии, поэтому показатель напряжений должен находиться в диапазоне 12,5—13,0 В.
  2. На заведённой машине с выключенными источниками потребления энергии показания прибора должны варьироваться в промежутке от 13,5 до 14 вольт. Более высокие показания говорят о том, что батарея разряжена, а генератор работает не в штатном режиме. Стоит учесть, что повышение данных в холодное время года не является точным свидетельством разряженности АКБ. Если в течение некоторого времени вольтаж вошёл в рамки, то система полностью работоспособна. Пониженные показатели (от 13 до 13,4 вольта) говорят о некоторой разряженности батареи. Необходима зарядка аккумулятора.
  3. На заведённой машине с включёнными источниками потребления электроэнергии значение напряжений должно быть больше 12,8—13,0 В.

Обращаем ваше внимание, работа с мультиметром или вольтметром допускает обратное соотношение полюсов измерительного прибора и клемм АКБ. Нагрузочная вилка должна использоваться строго в соответствии с полярностью

Мы не рекомендуем проверять напряжение аккумулятора в машине с помощью бортовой системы, потому что она подключена не напрямую к батарее. Поэтому допускаются определённые погрешности измерений.

Проверка заряда аккумулятора по напряжению рекомендуется спустя некоторое время после полной зарядки аккумулятора автомобиля, а также в условиях рабочей температуры (около 20 градусов Цельсия).

Ниже представлена таблица «Степень заряда АКБ по напряжению».

Уровень заряда АКБ

Напряжение в разомкнутой цепи малосурьмянистых (Sb/Sb) и гибридных (Sb/Ca) аккумуляторов, вольт

Напряжение в разомкнутой цепи

в кальциевых (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca) аккумуляторах, вольт

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

Срок эксплуатации аккумулятора зависит от многих факторов. Прежде всего, на продолжительность работы АКБ влияет технология изготовления. Например, современные необслуживаемые изделия способны прослужить примерно в 2 раза дольше обычных сурьмянистых батарей. Кроме этого, на частоту смены аккумулятора влияют условия эксплуатации и соблюдение правил использования такого изделия в качестве стартерного устройства.

Средние прогнозируемые сроки эксплуатации АКБ различных конструкции составляют:

  • Для малосурьмянистых батарей – 4 года.
  • Для кальциевых аккумуляторов – 5 лет.
  • Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы – 6 лет.
  • AGM – 10 лет.
  • EFB – 7 лет.
  • Гелевые – 10 лет.

На срок эксплуатации аккумулятора также влияет продолжительность хранения до реализации. Чтобы узнать срок изготовления изделия достаточно найти на крышке код, по которому не сложно понять, можно приобретать АКБ или от покупки лучше отказаться.

Как часто меняют АКБ

Интересно узнать, как часто нужно менять аккумуляторы в автомобилях и от чего зависит установленный производителем интервал.

В качестве нормального показателя обычно фигурируют сроки в 5-6 лет эксплуатации. То есть это вполне неплохой период для любого аккумулятора.

При этом до сих пор можно встретить машины, под капотом которых стоят АКБ, установленные 8-10 лет назад. Интересно и то, что в основном это автомобили, оказавшиеся у нас из Европы. Тут можно дать несколько объяснений:

  • Автопроизводители используют штатные АКБ от проверенных производителей. То есть это батареи действительно хорошего качества.
  • Условия эксплуатации, актуальные для европейских стран, заметно отличаются от российских. Это более мягкий климат, качественные дороги.

Если климат в стране тёплый, то есть на АКБ не воздействует один из главных негативных факторов в виде сильного холода, тогда менять батарею потребуется буквально раз в 8 лет.

Это не касается скандинавских стран, где температура часто опускается ниже -10-15 градусов Цельсия. И рекомендуемый интервал замены от производителя составляет 5 лет.

Если говорить о том, когда надо менять старый аккумулятор под капотом автомобиля в российских условиях, то тут ситуация несколько иная.

Установка аккумулятора в машину

Нормой считают эксплуатационный срок около 6-7 лет. Для ряда коммерческих автомобилей норма составляет 7 лет.

Но подобные стандарты не позволяют ответить точно на вопрос о том, через сколько времени надо будет менять старый аккумулятор на той или иной машине. На периодичность влияет целый ряд факторов. И в некоторых случаях ресурс АКБ заканчивается намного быстрее, нежели указал на упаковке производитель.

Чтобы понять, как часто нужно в действительности менять изношенный аккумулятор на автомобиле, необходимо отталкиваться не от заявленного срока, а от того, какие факторы влияют на износ АКБ. При их воздействии срок службы батареи сокращается, начинают появляться первые характерные признаки износа.

Стоит ли с заменой АКБ тянуть до последнего

Покупка аккумулятора обходится владельцу машины довольно дорого, поэтому практически все автомобилисты стремятся полностью исчерпать ресурс АКБ перед её заменой. Делать этого не стоит по следующим причинам:

  1. Снижение безопасности эксплуатации машины.
  2. Риск выхода из строя электрооборудования.
  3. Повышенный износ двигателя во время запуска.

Скупой, как известно, платит дважды, но несвоевременная замена АКБ может привести к аварии, которая может стоить жизни или здоровья. Например, если машина внезапно заглохнет на оживлённом перекрёстке или железнодорожном переезде, то изношенная батарея может не справиться с быстрым запуском двигателя.

«Полуживой» аккумулятор негативно влияет на работоспособность потребителей электроэнергии. Кроме этого потребуется значительно больше времени на запуск двигателя. Многочисленные попытки завести машину при небольших оборотах коленвала вызывают повышенный износ внутренних деталей по причине масляного голодания, а также стачивания шестерней стартера и маховика двигателя из-за слабого зацепления.

Учитывая негативное влияние неработоспособной батареи на комфортабельность и безопасность использования машины, рекомендуется вовремя заменять аккумулятор машины новым изделием.

Как определить, что аккумулятор в автомобиле пора менять?

У каждой детали автомобиля есть свой ресурс. Касается это и аккумулятора. С годами эксплуации АКБ теряет свои характеристики, емкость батареи уменьшается, становится все сложнее завести машину зимой. Тем не менее некоторые водители могут долгое время не обращать внимания на проблемы с аккумулятором, пока машина не заглохнет на дороге или еще хуже на трассе. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно следить за временем жизни батареи и во время её заменить на новую. А как определить, что аккумулятор пора менять?

    Проверка заряда аккумулятора
    Полная зарядка аккумулятора и проверка
    Проверка аккумулятора на емкость
    Заключение

Периодичность замены аккумулятора в машине


Считается, что аккумулятор следует менять через каждые 3-4 года эксплуатации. Именно так вы будете чувствовать себя уверенно зимой, будете знать, что не возникнет проблем с зажиганием, и вам не придется просить знакомых «прикурить». Тем не менее известно, что батареи известных производителей работают примерно 4-5 лет. Нужно помнить, что условия эксплуатации автомобиля могут быть разными, поэтому не стоит спешить в магазин. Лучше провести несколько тестов и проверок.
Помимо того, что диагностику аккумулятора вы можете произвести в специализированном сервисе или самостоятельно с помощью приборов, существуют признаки, по которым можно понять, что с АКБ что-то не так.

Какие проблемы взывает старый аккумулятор:

  • Почти каждый запуск двигателя происходит с трудом, в том числе в теплую погоду;
  • Бортовой компьютер постоянно указывает на необходимость зарядить аккумуляторную батарею;
  • От аккумулятора ощущается неприятный запах;
  • Через час прослушивания музыки или при включенных габаритах аккумулятор садится и не может завести автомобиль.
  • По этим признакам можно понять, что АКБ нуждается если не в замене, то хотя бы в серьезной проверке. Еще несколько признаков:

  • После интенсивной и длительной езды проверка вольтметром аккумулятора показывает низкий уровень заряда батареи;
  • Даже после целой ночи зарядки аккумулятора, плотность электролита не достигает нормы (1,25);
  • Показанием к замене аккумуляторной батареи является низкий уровень плотности электролита в одной из банок, когда в других он нормальный или чуть сниженный.

Если автомобиль используется в такси или в маршрутном такси, то есть очень интенсивно, аккумулятор находится в режиме постоянного перезаряда и значительно изнашивается. Срок службы такой АКБ может быть всего 1-2 года. Однако, нужно понимать, что проблемы с аккумулятором не всегда говорят о необходимости его замены. Возможно батарея недостаточно заряжена.

Проверка заряда аккумулятора

Чтобы проверить заряд аккумулятора автомобиля можно использовать вольтметр или мультиметр. Проверка проста, но сначала стоит отключить батарею. Замерьте напряжение на клеммах и оцените результат. Оптимальное напряжения в аккумуляторе — 12,6 В. Это значит, что батарея полностью заряжена и работает исправно. Показатель в 12,2 В сигнализирует о незначительном разряде. Если напряжение ниже 12 В, то батарею следует срочно зарядить.

Полная зарядка аккумулятора и проверка


Прежде чем делать выводы о необходимости замены аккумулятора, стоит полностью его зарядить специальным устройством. Кстати, производители не рекомендуют эксплуатировать аккумуляторы в морозы, если они заряжены менее чем на 75%. Перед наступлением зимы, обязательно полностью зарядите АКБ, чтобы потом не заглохнуть на дороге.
Если вы полностью зарядили аккумулятор, а он не смог запустить двигатель автомобиля, значит дело серьезное и батарею следует заменить. Если конечно, проблема с зажиганием не состоит в чем-то другом, например, вышел из строя стартер.

Бывает так, что аккумулятор способен завести двигатель всего один или два раза подряд, а затем напряжение сильно падает на клеммах. Это говорит о том, что ресурс батареи исчерпан и следует задуматься о покупке новой АКБ.

Если вы сомневаетесь в качестве работы аккумулятора, то всегда можно обратиться к специалистам. Например, в магазинах, которые продают аккумуляторные батареи, встречаются также услуги и по проверке вашей АКБ. Случается, что виноват вовсе не аккумулятор, а генератор, который не дает необходимую зарядку.

Проверка аккумулятора на емкость

Емкость аккумулятора — очень важный показатель, который отражает длительность работы батареи без потери силы тока. Измеряется емкость в ампер-часах. Провести ее самостоятельно бывает непросто, поэтому лучше обратиться в СТО.

В жизни такой проверкой может стать включенный ближний свет, который случайно оставили на ночь. Хороший аккумулятор должен продержаться не меньше 12 часов.

Заключение

Старый аккумулятор, который нуждается в замене, может стать головной болью для любого автолюбителя. Трудности при запуске двигателя зимой — самая распространенная проблема. Поэтому не стоит надеяться на авось и ждать того времени, когда вы опоздаете куда-либо из-за ненадежного АКБ.

При этом б/у аккумулятор всегда можно продать скупщикам или сдать в магазин, чтобы получить хорошую скидку. Новая АКБ в этом случае обойдется дешевле и не подведет вас на дороге.

Факторы или через сколько нужно менять штатный аккумулятор в машине по науке?

Любая батарея способна отработать без проблем 5-7 лет, но только при условии отсутствия брака, внутренних дефектов и соблюдения следующих условий:

  1. исправный реле-регулятор и генератор;
  2. отсутствие повышенного напряжения;
  3. недопущение глубокого разряда.

Эти же условия составляют энергетическую базу, от чего зависит емкость аккумулятора автомобиля и, конечно же, срок его службы. Причем эксперты уверяют, что повышенное напряжение заряда наиболее негативно влияет на исправность АКБ – снижается уровень электролита и испаряется вода. Это может случиться независимо от времени года, а обнаружить момент, когда напряжение в бортовой сети поднялось до 15 V сейчас непросто – вольтметр не входит в комплектацию большинства авто. Тем не менее повышенный вольтаж способен за месяц вывести батарею из строя.

Глубокий разряд крайне опасен для аккумуляторных секций, которые эксплуатируются более одного года. Новым изделиям такая процедура не страшна – дополнительная зарядка способна полностью восстановить параметры. Но как бы там ни было, профилактические подзарядки, особенно в зимний период при городском режиме передвижений, необходимы. Чтобы вопрос, через сколько нужно менять аккумулятор в машине, не возникал ранее положенного времени, а, следовательно, существенно продлить срок службы АКБ, достаточно придерживаться простых правил:

  • при запуске холодного мотора не включать мощные потребители (обогрев сидений и заднего стекла, фары и т.п.), в противном случае батарея не получит зарядку нужного уровня;
  • использовать качественное синтетическое моторное масло;
  • через несколько минут после пуска ДВС начинать движение на 1-2 передаче, это способствует эффективному прогреву мотора и активной зарядке батареи.

Как показывает практика эксплуатации легковых автомобилей в средней полосе России, к замене АКБ следует готовиться после трех-четырех лет регулярного ее использования. Особенно яркими признаками, указывающими на необходимость данной процедуры, можно назвать:

  • Присутствие серного запаха.
  • Падение напряжения на клеммах АКБ ниже 11V.
  • Нехватка энергии для вращения стартера даже первые 3-5 секунд.
  • Падение плотности электролита во всех ниже 1,11.
  • Саморазряд с повышением плотности электролита с 1,27 до 1,32 г/см³.

Наиболее точное состояние батареи характеризуется емкостными параметрами. В среде специалистов принято, что 40% от заявленной заводской цифры, говорят о необходимости замены.

Признаки необходимости замены

Существуют ли конкретные симптомы, свидетельствующие о том, что наш «пациент» безнадёжно болен и в скором времени нужно планировать поход в магазин?

Установка нового аккумулятора

Да, такие признаки имеются, и они помогут понять, что нужно менять аккумулятор:

  • если сложности с пуском силового агрегата появляются и в тёплое время года – значит, АКБ уже не держит заряд, и если показатели электролита соответствуют норме – это свидетельство скорой окончательной кончины источника питания;
  • если после поездки на большое расстояние в результате замеров напряжения на клеммах аккумулятора показатели ниже нормы – батарея не в состоянии принимать заряд от генератора. В нормальном состоянии она должна зарядиться на 80–90% от номинальной ёмкости;
  • если в результате полноценной зарядки, продолжавшейся 12–24 часов, плотность электролита не смогла подняться выше 1.25 г/см3, значит, надо менять аккумулятор, даже если такая картина наблюдается только в одной банке;
  • оценить состояние АКБ можно и по цвету электролита: если он тёмный, а сама жидкость мутная – это симптом посыпавшихся пластин, с таким дефектом аккумуляторы долго не ходят;
  • самая простая проверка работоспособности батареи – включение автомагнитолы при заглушенном двигателе на 60 минут: если после этого двигатель заводится с большим трудом – значит, аккумулятор садится очень быстро, а если при этом возраст АКБ превышает 4 года – можете смело задумываться о приобретении новой батареи.

Не следует игнорировать и загорание на приборной панели пиктограммы аккумулятора – ведь это говорит о проблемах с зарядкой источника питания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: