Я, робот. Тест-драйв Lada Priora c АМТ


Для кого в первую очередь создавался “робот”

В первую очередь, обсуждая роботизированную коробку передач, не стоит забывать, что Приора — бюджетный автомобиль для самого широкого круга потребителей. Потому и взяв курс на “роботизацию” КПП, АвтоВАЗ позаботился о том, чтобы цена была максимально демократичной. Обошлись малой кровью — удорожание автомобиля, связанное с автоматизацией процесса переключения передач, в несколько раз дешевле АКПП, установленных на той же Весте или Гранте.

Роботизированная коробка ZF

По сути, “робот” на Приоре оказался опытным образцом для дальнейшего внедрения в более современные модели. Кроме того, данный маневр АвтоВАЗа призван был оживить интерес к автомобилю, производство которого было решено продлить вплоть до 2020 года. Напомним, что по первоначальным планам Тольяттинского завода судьба переосмысленной “десятки” должна была закончиться в 2020 году.

По оценке представителей АвтоВАЗ, Лада Приора АМТ должна была оказаться крайне привлекательным предложением для неопытных автомобилистов, не желающих начинать свой водительский путь с “механики”. Из-за страха механической КПП многие из них отдают предпочтение поддержанным иномаркам, Лада Приора же на роботизированной коробке передач должна оказаться отличной альтернативой.

Умные мозги Приоровской АМТ также умеют экономить топливо. “Робот”, работающий в соответствующем режиме, способен выдавать вполне ощутимую разницу в расходе горючего. Средний расход на трассе, замеренный специалистами АвтоВАЗ, составил 5,6 литра. Так что кровные 20 тысяч рублей, которые предстоит доплатить исключительно за Лада Приора АМТ, должны не только подарить дополнительный комфорт и облегчить процесс управления транспортным средством, но и вылиться во вполне себе реальную экономию горючего за счет заложенного в “мозги” алгоритма раннего переключения передач.

Перестройка в Тольятти: ускорение и гласность

Статья по теме

Жажда скорости. Тест-драйв Lada Kalina NFR

Налаживание работы с прессой — один из признаков глобальных перемен, происходящих на «АвтоВАЗе». Новый президент завода Бу Андерссон провёл пресс-конференцию в западном стиле: открытое признание проблем, но при этом сдержанный оптимизм и точные цифры роста по всем направлениям. И ещё подчёркнуто дружелюбное отношение к критикам. Да, в цепочке «завод – дилер» орудуют воры, и машины приходят на реализацию разукомплектованными. Президенту пришлось выступить в роли детектива. Кстати, успешно: таких случаев стало меньше. Одновременно с этим ВАЗ направляет своих сотрудников к дилерам — усилить предпродажную проверку, проводить её дважды. Да, многие важные шишки на заводе совсем было забыли туда дорогу. Теперь им приходится являться на планёрку к семи утра. Конечно, те, кто торгует «Ладами», сами ездят на «Мерседесах». Но руководство завода уже показало им пример, пересев на собственную продукцию. Которой, без сомнений, вскоре можно будет гордиться. И так далее.

Главное, что новый президент немного приподнял завесу тайны над происходящим на был такой отстранённой планетой Железяка, где, как известно, воды нет, полезных ископаемых тоже нет, а населена она пугающими роботами, то теперь хотя бы понятно направление их творческого поиска. Зачем, спрашивается, устанавливать новую трансмиссию АМТ в «Приору», которая является «хромой уткой» заводской линейки и уже в будущем году будет заменена «Вестой»? Оказывается, это необходимо для развития инжиниринга, без которого ВАЗ рискует превратиться в площадку для отвёрточной сборки чужих брендов, «раба» — по выражению Андерссона.


Lada Priora. Фото: Дирекция по связям с общественностью ОАО «АВТОВАЗ»

Пройдя обкатку на доживающей свой век «Приоре», новая коробка будет устанавливаться на все современные модели «Лад». Конечно, «робота» сложно назвать плоть от плоти детищем ВАЗовского инжиниринга. По сути, тольяттинцы устанавливают свою обычную механическую КПП, а всю необходимую электронику покупают у немецкой компании ZF. Это актуаторы переключения передач и включения сцепления, блок управления ими и селектор выбора режимов работы. Однако установка и подгонка этой «надстройки» — действительно трудоёмкая задача. И она была выполнена: Андерссон не побоялся предложить журналистам сломать коробку в ходе предстоящего теста, отметив, что сам пытался это сделать, и у него не вышло.

Статья по теме

Первый раз в новый класс. Тест-драйв Lada Granta лифтбек

Зачем ещё нужна роботизированная КПП, помимо «озадачивания» инженеров? Особенно, если учесть, что заводом уже освоена установка зарекомендовавшего себя «автомата» от компании Jatco? Всё просто: АМТ дешевле — плюс всего 20 тысяч рублей к цене автомобиля. И, конечно, экономичнее — 5,6 литра на 100 километров в смешанном цикле. Для сравнения, «Калина» с автоматом сожжёт 8 литров — и это по паспорту, а на деле больше. Выжимая из «Приоры» все соки, я получил расход около 8 литров. Хороший результат, значит, озвученные пять с половиной литров вполне реальны при «вдумчивой» езде. Наконец, «робот» призван расширить ассортимент продукции — ведь чем больше ассортимент, тем выше конкурентоспособность. Кстати, уже этой осенью покупатель сможет заказывать автомобили с нужным ему набором опций, а не просто выбирать из нескольких базовых комплектаций.

«Вы спрашиваете, зачем нам нужен «робот». Я хочу, чтобы вы сами ответили на этот вопрос. Нужен он, окажется он востребованным? Как вы считаете? Мне интересно ваше мнение», — парировал все вопросы Бу Андерссон. Что же, попробуем разобраться.


Lada Priora. Фото: Дирекция по связям с общественностью ОАО «АВТОВАЗ»

Два в одном

Именно таким гордым лозунгом представил сам мистер Бу, глава Тольяттинского автозавода, отечественную новинку. Управляя Лад Приора с роботизированной коробкой передач, водитель волен переходить из режима A, где все передачи переключаются автоматически, в ручной режим M, где рычаг имеет всего два положения: + и -. Естественно, подобного рода многофункциональное решение имеет и свои очевидные недостатки.

Конечно, самый главный — это скорость реакции “робота” и электромеханического привода актуаторов. Всем известно, что дорогие и престижные модели роботизированных коробок передач комплектуются гидравлическим приводом, где переключение измеряется сотыми долями секунд. Хотя, справедливости ради, заметим, что сравнивать Приору с Ferrari или Lamborghini, все-таки, не совсем честно. Фактические показатели на Лада Приора “робот” показывает следующие:

  • 120 мс в режиме автомата;
  • 70 мс в ручном режиме.

Актуаторы коробки (подкапотное пространство)

Из них 70 мс необходимо потратить на работу электропривода, а еще 50 мс берут на себя электронные мозги, которым также надо время, чтобы подумать. Соответственно, когда нужна тихая и спокойная езда с максимальной экономией топлива — необходимо переключаться в автомат. Ручной режим, к которому, кстати, еще придется привыкнуть, позволит разгоняться несколько быстрее.

Робот в «Приоре».

Всего лет десять назад отечественный автомобиль с автоматической коробкой передач трудно было даже представить. Первые шаги в этом направлении конструкторы АвтоВАЗа сделали в 2009 году, когда на переднеприводных автомобилях начали внедрять коробки с тросовым приводом.

На сегодняшний день существует несколько вариантов избавления водителя от необходимости использования третей педали. С 2013 года «Калина» и «Гранта» обзавелись автоматической трансмиссией – гидромеханическим автоматом . Четырехступенчатая автоматическая коробка успешно работает в паре с 16-ти клапанным 106-ти сильным двигателем ВАЗ-21127.

В последние годы во всем мире большую популярность получили бесступенчатые автоматические коробки – вариаторы. Внедрение вариаторов в продукцию АвтоВАЗа потребовало бы очень серьезных переделок и крупных вложений. Поэтому производители решили остановиться на более бюджетном варианте – разработать роботизированную версию коробки и начать устанавливать ее на «Приору».

За основу взяли механическую серийную коробку ВАЗ-2180, оставив начинку прежней. Изменения коснулись задней крышки картера, на которой установили датчик оборотов первичного вала. Также появились оригинальные элементы – актуаторы (исполнительные механизмы) включения передач и сцепления, контроллер управления коробкой, установленный под площадкой аккумулятора.

Разработку всей системы управления автоматической трансмиссией поручили немецкой фирме ZF, а заводские специалисты выполнили настройку параметров двигателя.

В результате получилась бюджетная автоматическая трансмиссия с возможностью ручного управления. При установке селектора коробки в положение «А» трансмиссия работает в автоматическом режиме: со ступеньки на ступеньку передачи включаются плавно, при резком нажатии на газ быстро включается и удерживается пониженная передача, позволяя двигателю набрать обороты. Для ручного управления можно установить селектор в положение «М», при котором передачи будут переключаться чуть быстрее.

Защита от “дурака”

Роботизированную коробку передач Лада Приора практически невозможно сломать преднамеренно. Конечно, практически не значит совсем, но от большинства ошибочных действий пользователя коробка передач, все же, застрахована. Причина до боли проста: управляющая команда, поступающая от водителя, не передается сразу на КПП, а воспринимается электронным блоком управления, который уже принимает решение о целесообразности действия.

Самым ярким примером работы защиты можно считать невозможность включения задней передачи во время движения автомобиля. Кроме того, система невосприимчива к сумасшедшему переключению передач за короткий промежуток времени, сохраняя последний рабочий режим. Также Приора АМТ не позволит водителю резко переключится на сильно пониженную передачу в ручном режиме, а лишь после достижения силовым агрегатом безопасного количества оборотов.

Ценою малого бюджета

Стоимость “робота” обошлась АвтоВАЗу в 20 миллионов долларов, что относительно немного. Но даже с такими затратами Тольяттинскому автозаводу предстоит несколько лет окупать свою разработку при условии должного спроса на Лада Приора АМТ. Электроактуаторы и мозги в новую коробку передач были разработаны немецкой фирмой ZF. Собственно, на ее услуги, а также на опытные испытания на Нюрбургринге и ушла большая часть расходов. За основу же взята старая добрая механическая ВАЗ-2180.

Лада Приора AMT

Максимальная локализация производства и уже готовые разработки позволили ощутимо удешевить стоимость изделия. Правда, пришлось также отказаться от некоторых функций, присутствующих в более дорогих иностранных “роботах”. Так, например, отсутствует функция паркинга: если забыть поставить автомобиль на ручной тормоз, он может попросту укатиться далеко “за горизонт” по наклонной. Когда автомобиль стоит, необходимо либо вручную удерживать тормоз, либо держать Приору на ручнике.

Зато есть и очевидное преимущество нашего “робота” перед навороченными автоматическими КПП. Благодаря тому, что в отключенном положении на Лада Приора коробка передач постоянно находится в нейтральном положении, ее с легкостью можно завести с толкача даже с севшим аккумулятором. По инструкции АвтоВАЗ достаточно скорости в 7 км/ч, после чего рычаг АМТ необходимо перевести в режим “A” и авто должно завестись.

Несмотря на все опасения, связанные с тем, что сцепление в ВАЗовской коробке передач одинарное, автомобиль двигается достаточно плавно. Конечно, некоторые рывки и провалы мощности при переключении передач, все же, имеют место быть, но они, очевидно, что максимально нивелированы. Если же на машине и вовсе не перегазовывать или не сбрасывать резко скорость — недостаток практически неощутим.

Зачем АвтоВАЗу «робот»?

Начнём с самого главного: РКП, разработанная в Тольятти в результате сотрудничества с компанией ZF, по стоимости оказалась вдвое дешевле «автомата» Jatco. Гидротрансформаторные АКП японской фирмы устанавливаются в «Гранты» и в «Калины new», но для «Приоры» такой вариант не подходит (почему, было указано выше). Вазовский «робот» устроен просто: узел МКП-2180 дополнен актуаторами сцепления и переключения передач, да ещё датчиком оборотов первичного вала. Всем этим управляет отдельный электронный блок. Роботизированную коробку собирают на самом АвтоВАЗе, что не удивительно: из Германии экспортируются только дополнительные узлы.

И низкая стоимость, и простота эксплуатации трансмиссии – вот основные «плюсы», доступные владельцам автомобилей с вазовской РКП.

Заметим, что коробка «АМТ-2182», о которой здесь идёт речь, является необслуживаемой. Трансмиссионную жидкость, например, не нужно менять в течение всего периода эксплуатации!

Распространено мнение: «робот» с одиночным сцеплением – это атрибут прошлого. Для таких коробок раньше были характерны рывки при переключении передач, и производители в большинстве своём перешли на использование двойных сцеплений. ВАЗ часто сравнивают с компанией Ford, так вот, американский концерн в своих «роботах» тоже применяет двойное сцепление, и достаточно давно. АвтоВАЗу требовалось создать бюджетное решение, не уступающее более сложным и дорогим аналогам по своим характеристикам. А что получилось в результате, журналисты попытались выяснить в ходе тест-драйва.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: