Дикая экономия
Сжатый (компримированный) газ делают из природного, а его основной компонент — метан. Тот самый, что жгут в домах с газовыми плитами. И сразу очевидные его достоинства: продукты сгорания метана относительно безопасны, а его цена значительно ниже, чем у бензина и пропан-бутана (сжиженного газа). Последний, кстати, довольно популярен у автомобилистов.
Газобалонное оборудование (ГБО)
для метана с установкой стоит порядка 90 тысяч рублей. Это в 2−3 раза дороже ГБО для пропан-бутана, потому что метан хранят под давлением порядка 200 атмосфер, что требует гораздо более прочных баллонов и влияет на другие элементы системы.
Но метан дешев: средние цены колеблются в диапазоне 15−17 рублей за кубометр. Стоимость бензина — 45 рублей за литр.
По данным испытаний «Авторевю», расход метана для Lada Vesta CNG составляет от 7,8 кубометра на 100 км на трассе до 12 кубометров на 100 км для города. Журнал «За рулем» дает чуть более оптимистичные величины — средний расход порядка 6,2 кубометров на 100 км.
С учетом значительной разницы в цене метан позволяет экономить порядка 2 рублей с каждого километра пробега. Профит? И еще какой: скажем, средний годовой пробег в 20 тысяч километров позволяет сэкономить до 40 тысяч рублей в год.
И даже с учетом высокой стоимости метанового ГБО срок его окупаемости при указанном пробеге составляет порядка двух лет. Но это — если ездить исключительно на метане.
АГНКС 2020 — Газовый автомобиль | Газель на метане
Газель на метане
Природный газ используется для переоборудования, в основном, коммерческого транспорта класса «Газель» (до 80% всего метанового автопарка), а также крупными предприятиями, располагающими собственными АГНКС.
Экономия на топливе для автомобиля может быть очень существенной, что особенно привлекательно для коммерческого и общественного транспорта, которые имеют значительные годовые пробеги. Применение КПГ как топлива для автомобилей позволяет на 50 % сократить затраты на топливо, тем самым увеличить прибыль транспортного предприятия.
Существует статистика показателей эксплуатации автомобиля ГАЗ-3302-14 при работе на бензине и метане (при нормальном состоянии автомобиля и усредненных режимах эксплуатации):
Показатели | Бензин | Метан |
Среднемесячный пробег | 5000 | 5000 |
Средний расход топлива, 1 л (м3)/100 км | 16 | 18 |
Объем топливного бака/баллона, л (м3) | 60 | 60 |
Пробег на одной заправке, км | 375 | 333 |
Цена 1 л (м3) топлива, руб. | 16 | 7 |
Месячный расход топлива, л (м3) | 800 | 900 |
Таким образом, при условии среднемесячного пробега в 5000 километров и средней стоимости установки ГБО (например 3-го поколения с системой «лямбда-контроля») срок окупаемости за счет разницы в цене метана и бензина составит примерно 7 месяцев.
Какое газобаллонное оборудование обычно устанавливают на «Газеле» ? Все зависит от того какого она года выпуска и соответственно какой тип впрыска топлива (карбюраторный или инжекторный) в ней применяется. Если до конца 2006 года «Газели» выпускались как в обоих модификациях, то с 2007 года Горьковский автозавод выпускает в основном инжекторные модификации «Газелей».
В настоящий момент можно выделить три типа поколения газовых систем по принципу их работы:
— Второе поколение, или «газовый карбюратор». Механические системы с вакуумным, но чаще электронным управлением, которые устанавливают на бе нзиновые карбюраторные автомобили.
— Третье поколение, или «газовый карбюратор с системой лямбда-контроля». Механические системы, дополненные электронным дозирующим устройством, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем, лямбда-зондом и каталитическим нейтрализатором отработавших газов.
— Четвертое поколение, или «газовый инжектор». Системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком.
Главное отличие систем второго и третьего поколений в том, что в них газ из редуктора поступает в смеситель, установленный между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой (для карбюраторных автомобилей возможна непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор). А различие между ними — в способах регулировки подачи газа. В первой системе регулирование поступления газа в смеситель производится механически. Это делается с помощью дозатора, который представляет собой кран, изменяющий при повороте проходное сечение. Во второй используется электронный дозатор, который регулирует подачу газа и управляется электронным блоком. ЭБУ получает информацию от лямбда-зонда, датчика положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя, формируя на ее основе управляющий сигнал шаговому электродвигателю, который постоянно изменяет регулировку подачи газа через дозатор.
Отличаются эти системы и методом настройки работы двигателя. В системе «газовый карбюратор» выставляется усредненное положение дозатора, при котором двигатель работает нормально (дозаторами с двойной регулировкой можно регулировать газ по-разному для первичной и вторичной камер карбюратора). Это положение определяется с помощью газоанализатора. Положение дозатора при езде остается постоянным, и за окончательную регулировку смеси отвечает редуктор. Система «лямбда-контроля» настраивается с помощью компьютера. В процессе езды в различных режимах изменяются настройки блока управления дозатором. Главным отличием является то, что во время работы двигателя дозатор работает и в зависимости от сигналов ЭБУ меняет регулировки подачи газа.
Совсем иной принцип работы у «газового инжектора». В этой системе смеситель отсутствует, а газ подается через газовые форсунки, которые работают аналогично бензиновым. Сигналы на срабатывание форсунок (определяющие количество впрыснутого газа) поступают от электронного блока управления ГБО. При этом для работы на газовом топливе газовый блок управления пересчитывает параметры, поступающие от штатного ЭБУ. Большим плюсом этого поколения является то, что ЭБУ автоматически переключает автомобиль в режим потребления газа после достижения необходимой температуры двигателя. Процесс настойки выполняется с помощью диагностического оборудования.
Инжекторное ГБО является более высокотехнологичным оборудованием и максимальный эффект дает при использовании его на хорошем двигателе, который содержится в нормальных условиях, чем могут похвастаться далеко не все «Газели». Учитывая его стоимость, которая намного выше, работа такого оборудования не в полную мощность — это большие затраты, и значительное возрастание сроков окупаемости.
Интересным направлением развития этих технологий в обозримом будущем является установка на Газель каталитического оборудования для получения водородосодержащего синтез-газа из природного газа. Использования смеси КПГ с добавками синтез-газа затраты на 100 км пробега в ценах на топливо при переходе с бензина на КПГ с добавками синтез-газа – в 3,83 раза (а при переходе просто на КПГ снижаются в 3,28 раза). Более подробно об экспериментальной Газели на синтез-газе читайте здесь.
В Интернете есть несколько форумов, посвященных переводу и эксплуатации коммерческого транспорта на метан. Так, например, очень интересные комментарии и отзывы можно найти на форуме «Клуб газелистов».
Почему ездить на метане сложно
Заправку метаном обеспечивают не привычные нам АЗС, а так называемые АГНКС — компрессорные станции.
С советского периода в России осталось около
500 таких станций
и за последние годы их общая численность не увеличилась — сейчас их, по оценкам, лишь 360. В каждом регионе насчитывается в среднем
15−20 АГНКС, и они составляют лишь 2%
от общего числа заправок.
Редкость АГНКС осложняет использование метанового автомобиля, тем более, и пробег на полной заправке метаном, как правило, невысок. Например, первая серийная легковушка с ГБО — Lada Vesta CNG — имеет баллон на 90 литров,
в который можно заправить примерно на 18−20 кубометров метана (величина указывается при атмосферном давлении). На таком количестве автомобиль проходит
250−300 километров
. Расстояние между некоторыми АГНКС больше этой величины, поэтому при использовании метанового ГБО часть пробега все равно будет проходить в бензиновом режиме. А это увеличивает время окупаемости оборудования.
Почему стоит перевести машину на метан
текст: 5 колесо / 02.01.2014
Сегодня в спорах об альтернативных видах автомобильного топлива центральное место занимает метан.
Именно его называют главным конкурентом бензина и дизеля. Метан уже завоевал большую популярность в мире: общественный транспорт и специальная техника США, Китая, Италии и многих других стран заправляется исключительно этим экологичным топливом. В этом году тенденцию перехода на метан поддержала и Россия — страна, которая обладает самыми большими запасами «голубого топлива» в мире.
Рекомендуем прочесть: В каких случаях банк может выставить неустойку физлицу и сколько
Не перепутайте газ Метан – это основной компонент природного газа, который используется в качестве топлива в сжатом (компримированном) виде.
Чаще всего метан путают с пропан-бутаном, сжиженным углеводородным газом, который тоже используют в качестве автомобильного топлива.
Однако, это два совершенно разных продукта!
Если пропан-бутановую смесь получают на нефтеперерабатывающих заводах, то метан – это, по сути, готовое топливо, которое с месторождения поступает прямиком на заправочные станции. Перед заправкой в бак автомобиля метан сжимается в компрессоре. Поэтому состав метана всегда одинаковый, его невозможно разбавить или испортить.
Почему именно метан? Метан не зря называют самым перспективным топливом.
И, пожалуй, в первую очередь из-за его привлекательной цены. Заправка машины обходится в 2-3 раза дешевле, чем бензином или дизелем. Низкая стоимость метана отчасти обусловлена тем, что это единственное в России топливо, стоимость которого законодательно регулируется.
Зато чисто
Метан — легкий углеводород, состоящий из одного атома углерода и четырех атомов водорода. В нем практически отсутствуют вредные примеси и тяжелые углеводороды, которые приводят к образованию нагара и смол в двигателе.
Выхлоп метановых машин также чище, правда, в нем все равно присутствуют окислы азота, которые образуются из-за высокой температуры в камере сгорания и наличия в ней кислорода. Но содержание сажи, несгоревших углеводородов и угарного газа значительно ниже, чем в случае с бензиновыми и дизельными моторами.
Кроме того, метан имеет высокое октановое число (до 110 единиц), поэтому если создавать двигатель для работы в первую очередь на метане, можно поднять степень сжатия.
Перевод транспорта на газомоторное топливо и продвигается под флагом борьбы за экологию. В прошлом году во время прямой линии президент Владимир Путин провел даже параллели между метановыми машинами и электромобилями: по его мнению, для России перспективнее первый путь.
Трудности легализации
Правда, установка на автомобиль ГБО требует регистрации изменений
, и в России процедура забюрокрачена до абсурдности. Самое печальное — это даже не дороговизна и муторность. Главное, процедура почти бесполезна, потому что проверки носят формальный характер и не гарантируют безопасность оборудования для владельца (разве что на бумаге). Тем не менее, несколько лет назад началась кампания по отлову автомобилей с нелегальным ГБО.
С июля нас ждет очередное затягивание гаек, и если сейчас общение с аккредитованными лабораториями возможно в удаленном режиме, то новый ГОСТ 33670 требует посещения такого центра. А их по России — лишь 15.
В каком-то смысле, политика государства противоречива: с одной стороны, людей стимулируют переходить на ГБО, с другой — создают препоны. Забота о безопасности оборудования, работающего под огромным давлением, понятна, но с учетом формальности процедуры вряд ли вызывает понимание у автовладельцев.
Для справки
Компримированный природный газ (КПГ, сжатый природный газ, англ. Compressed natural gas) используется в качестве моторного топлива. Производят газ путем сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках. Хранение и транспортировка компримированного природного газа происходит в специальных накопителях газа под давлением 200–220 бар. Также используется добавление к компримированному природному газу биогаза, что позволяет снизить выбросы углерода в атмосферу. Основной компонент природного газа — метан, он легче воздуха и в случае аварийного разлива быстро испаряется в отличие от более тяжелого пропана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва. КПГ не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов, по калорийности превосходит любое нефтяное топливо, сгорая, не оставляет копоти, а отводимые дымовые газы не имеют примесей серы и не разрушают металл. Низкая температура кипения — залог полного испарения природного газа при низких температурах окружающего воздуха. Сжатый природный газ метан является самым дешевым из широко используемых в настоящее время видов моторного топлива. Топливные затраты на 100 км пробега на автомобиле с двигателем CNG почти на 60% ниже, чем на автомобилях с двигателями на сжиженном газе (liquefied petroleum gas, LPG).
ГАЗель-Бизнес: месторождение метана
А есть ли готовые решения?
Lada Vesta CNG
стала первой легковушкой с серийным
ГБО
для работы на метане, вторым на очереди идет Largus CNG, производство которого стартовало в феврале.
Заводской вариант не требует отдельной легализации ГБО, кроме того, обе машины сохранили бензобак, а пробег на полной заправке превышает 1000 км.
Но та же Vesta CNG
на 170 тысяч рублей дороже аналогично оснащенной бензиновой Vesta, хотя 115 тысяч рублей можно компенсировать по программе EcoGas. Кроме того, в ряде регионов действуют субсидии при покупке метановых машин, например, клиентам предоставляются топливные карты, дающие 50-процентную экономию на первые
1500 кубометров газа.
Одной из проблем метановых машин является объем, который занимает баллон. Багажник Vesta, например, сокращается с 480 до 360 литров. Для фургона Largus тот же 90-литровый баллон сокращает объем еще сильнее — на 315 литров.
Впрочем, развитие сети АНГКС могло бы стимулировать инженерную мысль. Например, в Европе пользуются спросом автомобили, у которых основное топливо — метан, а баллоны размещены под полом, не занимая объема багажника. В России редкость метановых АГНКС делает такое решение невозможным: бензин все равно остается главным видом топлива.
ГАЗ-330262–240
Купить Газель-Бизнес борт
ГАЗ-330262–240
Грузовая база 4,1 м, трёхместная кабина, задний привод, бензин-метан, тент.
от 1 276 000 ₽
Отправить заявку
Перезвоните мне
- Фотографии
- Особенности
- Комплектация
- Характеристики
- Габариты
- Сервис
Бортовой автомобиль
Однорядная кабина
Количество мест 1+2
Удлинённая база
Задний привод
ГБО метан
ГАЗ-330252–750 — Газель-Бизнес с метаново-бензиновым двигателем EvoTech 2.l. Трёхместная кабина. Задний привод. Длина грузовой платформы — 4,1 м.
Особенности
Битопливный двигатель Под метан на Газелях приспособлен бензиновый двигатель УМЗ-4216. Модель знакома потребителям со старта линейки Бизнес в 2010 году. Сегодняшний УМЗ-4216 обзавёлся электронной педалью газа, дроссельным устройством и форсунками Delphi. На клапанах стоят гидрокомпенсаторы, заменены уплотнительные элементы двигателя. При работе на бензине УМЗ-4216 тратит в среднем 15 л на 100 км, на метане — 10,5 м3 на 100 км. Пробег на одном бензобаке составляет 400 км. Прибавим сюда ГБО, и межзаправочный пробег увеличится до 700 км. Если владелец Газели ездит только на метане, он сберегает 60 рублей из 100.
Для поклонников заволжских моторов предлагаем ГАЗ-330262–240 с двигателем ЗМЗ-409.
Удлинённый кузов Экономить можно не только на топливе. Если предприниматель работает с лёгкими грузами, Газель с увеличенным до 4,1 м кузовом сделает два рейса вместо трёх. С удлинённым до 5,1 м кузовом — один рейс вместо двух. Для перевозки длинномеров заказывайте суперудлинённую платформу 6,6 м. Каждый тип удлинения комплектуется тентом в размер.
Трёхместная кабина Рабочее пространство Газели — это регулируемое водительское кресло, двухместный пассажирский диван и новые печка и приборная панель. Теперь в кабине есть ниши для гаджетов и подстаканник, место под мультимедийный центр и тахограф. Комбинацию приборов взяли у Газели-Некст.
Задний привод Заднеприводная компоновка даёт Газели преимущества перед конкурентами. ГАЗ-330262 с усиленным задним мостом устойчив на скользкой дороге. Гружёный кузов плотно прижимает ведущие колёса к земле и улучшает сцепление с дорогой. Этот же принцип работает при попадании машины в яму: заднеприводная Газель разработана с учётом дорожных особенностей России. Передние колёса без привода дают больший угол поворота, чем ведущие колёса у иномарок.
Метановое ГБО даёт удорожание Газели на 16%. Эта цифра компенсируется скромными издержками на содержание ГАЗ-330262–240. На 2020 год средняя стоимость литра метана — 11 рублей. Удлинённый кузов сокращает количество рейсов. Совокупность этих факторов помогает владельцу сократить амортизационные расходы вдвое.
Базовая комплектация
- Тент
- ГБО OMVL
- Гидроусилитель руля
- Подогрев зеркал
- Стабилизатор задней подвески
- Руль с регулировкой по высоте
- Запасной инструмент и принадлежности
Характеристики
Эксплуатационные показатели | |
Max скорость, км/ч | 130 |
Расход топлива, бензин при 60 км/ч, л/100 км | 10,5 |
Расход топлива, метан при 60 км/ч, м3/100 км | 13 |
Марка топлива | АИ-92/метан |
Экологический класс | Евро-5 |
Объём и масса | |
Топливный бак, л | 64/42,4 |
Снаряжённая масса, кг | 2110 |
Полная масса, кг | 3500 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 1315 |
Нагрузка на заднюю ось, кг | 2185 |
Размеры | |
Длина, мм | 6619 |
Ширина, мм | 2066 |
Высота, мм | 2120 |
Погрузочная высота, мм | 1000 |
Количество мест | 2+1 |
Колёсная база, мм | 3500 |
Клиренс, мм | 170 |
Min радиус поворота, м | 6,7 |
Задняя колея, мм | 1560 |
Передняя колея, мм | 1700 |
Колёса | |
Диски | 5½ Jx16H2 |
Шины | 185/75R16C |
Двигатель | |
Модель | УМЗ-421647 |
Тип | Бензин/газ |
Тип наддува | — |
Расположение цилиндров | Рядное |
Рабочий объём, л | 2,890 |
Кол-во цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 100 и 92 |
Степень сжатия | 9,2 |
Max мощность, лс (кВт) при об/мин | 99,8 (73,4) при 4000 |
Max крутящий момент, Нм бензин/газ при об/мин | 220,5/194 при 2500 |
Трансмиссия | |
КПП | Механическая |
Количество передач | 5 |
Главная передача | 4,3 гипоидная |
Тип привода | Задний |
Дифференциал | Конический, шестерёнчатый |
Рулевое управление | |
Тип | винт — шариковая гайка, с ГУР |
Рулевая колонка | Регулируемая по наколну |
Подвеска и тормоза | |
Передняя подвеска | Зависимая, рессорная |
Задняя подвеска | Рессоры |
Передние тормоза | Дисковые |
Задние тормоза | Барабанные |
Габариты
Сервис
Гарантия на автомобили линейки Газель-Бизнес — 2 года, либо 80 000 км пробега, межсервисный интервал — 15 000 км. Максимальная широта дилерской сети дает возможность получать качественное и своевременное обслуживание в любом регионе России.