Lada Niva 2020: комплектации и цены, фото в новом кузове, отзывы владельцев


Что только русские не придумают, лишь бы дорогу не строить.

Народная мудрость

Я до сих пор не согласен называть народную любимицу Ниву ее новым именем Лада 4х4. Поэтому далее буду писать слово Нива, а подразумевать вазовские полноприводники — вплоть до настоящего времени.

Вначале поговорим о неоспоримых достоинствах этого автомобиля.

Продолжает кормить русского человека

Да, французской компании Renault принадлежит подавляющее большинство акций Волжского автомобильного завода. Но, несмотря на это, завод стоит на нашей, российской земле, наши рабочие получают зарплату и делают исконно русскую машину — Ниву. Может, все не так и плохо? Ведь Москвич и Волга остались в истории…


Старушка Нива более 40 лет кормит рабочих ВАЗа. Никакая другая модель не делала это столь долго.

Старушка Нива более 40 лет кормит рабочих ВАЗа. Никакая другая модель не делала это столь долго.

Немногие автомобили могут похвастаться долголетием «Нивы»

Немногие автомобили могут похвастаться долголетием «Нивы». Почти сорок лет знаменитый российский внедорожник не даёт скучать своим владельцам

За всё время производства ВАЗ-2121 претерпел несколько модернизаций. Самые крупные и интересные произошли в 1993 и 2009 годах. Тогда индекс автомобиля изменился – сперва на ВАЗ-21213, а после на ВАЗ-21214М. Мы расскажем, с какими неисправностями сталкивались владельцы последней генерации внедорожника, который сейчас называется Lada 4×4.

Салон скрипит, трещит и ноет на каждой кочке, чтобы вы с ним ни делали

Приборная панель от ВАЗ-2115 страдает самовольно отключающейся подсветкой и слабым креплением козырька

Электропакет не предусмотрен на машинах, выпущенных до 2013 года

Обновление 2009 года было чисто техническим и касалось в первую очередь ходовой внедорожника. Как вы, вероятно, помните, тогда поменяли геометрию передней и задней подвески, окончательно перевели мотор на экологический стандарт «Евро-3», а вскоре и на «Евро-4», поставили новые зеркала, большие «надфарники» и добавили некоторые косметические детали в салоне. Модернизация, впрочем, продолжается до сих пор. Например, система грунтования кузова стала более прогрессивной катафорезной, пластик салона стал качественнее, появились крепления Isofix, новые детали обвеса. Наконец, добавили АБС и даже кондиционер. Причём распространились нововведения и на пятидверную модель, которая выпускалась на мощностях опытного производства. Интересно, что популярность «Нивы», которую хочется называть именно так, не снижается, а, напротив, устойчиво растет. Обещания снять её с производства, таким образом, не реализуются, что нельзя не приветствовать, поскольку этот российский внедорожник до сих пор является одним из самых доступных на рынке и обладает целым рядом уникальных качеств.

ВЕЧНАЯ ТЕМА

Основная проблема, с которой сталкивается любой нивовод – коррозия. Беспощадная и неумолимая, она настигнет каждого, кто эксплуатирует тольяттинский внедорожник более двух лет. Иногда достаточно даже одного пропитанного солью зимнего сезона, чтобы обнаружить рыжие потёки и вездесущие «жучки». И если днище и скрытые полости можно обрабатывать антикоррозионными составами, то стыки крыши со стойками на ВАЗ-2131, кромки дверей и заднюю дверь от ремонта не спасти. Но следить за дренажными отверстиями нужно постоянно! А вообще, ржавеет всё. Ободки фар, крепёж, выхлопная система, кромки кузовных панелей снизу, колёсные арки, если не установлены подкрылки. А если они установлены неаккуратно, то ржавеют места их крепления к кузову. Кроме того, очень сильно плавает качество окраски. Причём не только от года к году, но и в зависимости от цвета. У пяти-шестилетних машин следует обратить внимание на состояние порогов и лонжеронов. Дыр там, скорее всего, не будет, но если обнаружатся трещины от нещадной эксплуатации, то скоро появятся и дыры. Ещё требует внимания участок кузова в месте крепления раздаточной коробки. В последнее время ситуация существенно улучшилась, но обещанной производителем шестилетней гарантии от сквозной коррозии можно добиться, лишь эксплуатируя внедорожник в сухом и тёплом климате. Жителям средней полосы и севера можно посоветовать не экономить на антикоррозионной обработке и защитных мастиках. И всё равно это лишь полумера. Коррозия неизбежна. Осенью 2020 года кузов «в металле», то есть грунтованный и окрашенный, с антикоррозионной и битумно-мастичной обработкой на короткую машину стоил около 150 000 рублей, на длинную – от 200 000.

Поток от печки в ноги надо направлять рычагом

Кондиционер можно поставить самостоятельно, но покупать машину с кустарно установленным неизвестными умельцами – рискованно

НА СУДНЕ ТЕЧЬ!

Шутка про отсутствие масляного пятна под машиной, сигнализирующее об отсутствии масла в самой машине, для модернизированной «Нивы» не столь актуальна, поскольку самые текущие сальники заменили на двойные. А чаще всего тёк задний сальник раздаточной коробки. Впрочем, опять-таки, масло может сочиться откуда угодно. Из картеров дифференциалов мостов, двигателя, коробки и раздатки… Практически нет на рынке подержанной «Нивы» с чистым днищем. С другой стороны, шутят нивоводы, дополнительная антикоррозийка! Практика показывает, что совсем осушить агрегаты сложно, если только вовсе запустить автомобиль. Однако проверить уровни перед покупкой или сразу после неё необходимо. Кроме масла хронически подтекает охлаждающая жидкость. Виноваты хомуты, которые обычно меняют на винтовые. Были случаи, когда патрубки системы оказывались столь низкого качества, что начинали буквально растворяться изнутри. Взвесь забивала каналы радиатора и оседала тёмным налётом в бачке расширителя. Промывка помогала только в начале бедствия, иначе – локальный перегрев головки блока, замена прокладки, иногда даже радиатора стоимостью 2000 рублей. Если же в расширительном появилась масляная суспензия и пузыри – пора готовиться к более дорогостоящему ремонту, вплоть до замены головки блока. Это может обойтись уже в двадцать пять тысяч. Тормоза текут значительно реже, а вот к сцеплению нужно присмотреться. После 50 000 км пробега может потребовать замены главный цилиндр.

Подголовники заднего дивана до сих пор числятся как опция, а раздельного складывания спинки второго ряда наверное уже не дождёмся

МЕНЯТЬ НЕ ДОЖИДАЯСЬ

В итальянском внедорожном журнале конца прошлого века была статья про «Ниву», где приводился список того, что нужно заменить сразу после покупки. В нём было около тридцати позиций. На первом месте стояли подшипники ступиц. Сейчас модно менять их в сборе со ступицей на двухрядные нерегулируемые, но на самом деле при умеренной внедорожной эксплуатации и спокойной езде по разбитым дорогам можно ограничиться регулировкой. Тысяч на тридцать хватает. Сразу заменить на импортные было рекомендовано и тормоза вместе со шлангами, дисками и колодками. Сейчас это тоже не так актуально. Гораздо больше внимания может потребовать регулятор тормозных усилий, который закисает намертво, и тормозные барабаны задних колёс, которые иногда приходится раскалывать, чтобы заменить колодки. Опытные владельцы ищут барабаны не из лёгкого сплава, а из ковкого чугуна – они всегда легко снимаются и стоят около трёх с половиной тысяч за комплект против двух тысяч за заводской вариант. Крестовины карданных валов стали менять на ШРУСы с начала двухтысячных годов. Понемногу, в порядке эксперимента, а после 2010 года – уже массово. Кстати, теперь некоторые владельцы, наоборот, меняют «шрусовые» карданы на те, что с крестовинами, объясняя это их большей надёжностью на бездорожье. Карданных валов в «Ниве» три, а в длинной задний ещё и составной. Не самая долговечная деталь в машине… Новый стоит от десяти тысяч рублей для 2131 и от трёх с половиной – для короткой. Лично у меня недавно сломался промежуточный кардан – тот, что от раздаточной коробки до подвесного подшипника. Он стоит около трёх тысяч, но продаётся не везде. Вообще же, наличие запчастей едва ли не в каждой лавке – одна из самых привлекательных черт «Нивы» (чего не скажешь об УАЗе). Ещё итальянцы рекомендовали заменить шаровые. Теперь это совсем не актуально, заводские выхаживают довольно долго, и их ресурс зависит исключительно от манеры езды и размера колёс. Этим, впрочем, определяется большая часть ресурса почти всех узлов, деталей и агрегатов – от подшипников до лонжеронов.

Проходимость можно серьёзно улучшить установкой самоблокирующегося дифференциала

ЗА РОЯЛЕМ ТО ЖЕ САМОЕ!

Под капотом «Нивы» после 2009 года ничего радикально нового не появилось. Тот же 1.7-литровый 80-сильный двигатель с распределённым впрыском, ведущий родословную ещё от фиатовских моторов. В версии «Евро-3» он стоит примерно пятьдесят пять тысяч с навесным, в версии «Евро-4» – чуть больше шестидесяти. Это я к тому, что капиталить двигатель за сопоставимые деньги не всегда разумно, что, конечно, не отменяет необходимости за ним следить. Самые слабые места – это прокладка головки блока, да и сама головка с клапанным механизмом. Гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, натяжитель цепи, успокоитель и навесное оборудование могут не дотянуть и до 50 000 км. В целом же, если повезёт, то до первого серьёзного ремонта двигатель может спокойно пробежать и 150 000 км. Причём ключевое слово тут «спокойно»… Торопиться капиталить мотор не стоит ещё и потому, что у расточенного очень тонкой становится стенка четвёртого цилиндра, а это локальный перегрев, клин и «рука друга», что, по сути, новый капремонт. Про динамику и тяговые возможности как-то даже неловко писать. Не так давно немцы признали «Ниву» самым медленным новым серийным автомобилем. И это они ещё не меряли скорость «крокодила»… На самом деле, для городской езды и для вылазок за город, не считая скоростные шоссе, мотора вполне достаточно. Из-за того, что прямая передача в раздаточной коробке не совсем прямая, а 1.2:1 (что делает общее передаточное число короче, компенсируя больший вес), разгон до 70 км/ч происходит вполне бодро. Однако на затяжных обгонах это не слишком помогает, поскольку двигателю не хватает эластичности, из-за чего приходится переходить на третью и выкручивать его в «звон». Наиболее решительные ставят турбину на 0,5 атм. Стоит это с работой от пятидесяти до девяноста тысяч. «Наддутые» машины едут очень достойно, при этом ни ресурс, ни расход топлива особо не страдают.

В принципе, короткая «Нива» – автомобиль четырёхместный, но более-менее комфортно в ней только двоим

ЭРГОНОМИКА КАК БУРЖУАЗНАЯ ЛЖЕНАУКА

Кто-нибудь может объяснить, почему в «Жигулях» и «Ниве» не способен разместиться человек ростом более 178 см с пропорциональной длиной рук и ног? Иногда кажется, что эти машины проектировали для орангутангов или инопланетян. Нет, конечно, кому-то удобно, но всё же, прежде чем отдавать деньги, в «Ниве» надо посидеть. Минут двадцать, переключая передачи. А лучше проехаться километров двести. Я смог отмахать на своей от Геленджика до Минска за двадцать восемь часов только потому, что поменял передние кресла на импортные. В 2009 году панель приборов заменили на вариант 2115 с цифровыми жидкокристаллическими индикаторами пробега, температуры, вольтметром и часами. Такая же стояла в Chevy Niva с начала производства. Панель вполне толковая, но лампочки подсветки могут перегорать раз в неделю. По одной, по две. Кроме того, она скрипит. Надо сразу сказать, что скрип, стук и скрежет будет в салоне подержанной «Нивы» всегда. Даже если его перешить в кожу или полностью заменить иномарочным. Только после 2012 года ситуация стала немного лучше. Кресла также ставили от ВАЗ-2115, они прочнее «восьмёрочных», но тоже не слишком удобны. Стоят низко, а рулевая колонка по-прежнему смещена вправо. Шумные замки дверей закисают, если поставить центральный замок и долго не пользоваться ключом. Частенько отказывает мотор-редуктор дворников, его замена обойдется примерно в тысячу рублей. При условии, что работы вы выполните сами и трапеция будет в порядке. Вообще, электрика досаждает нечасто, разве что задние фонари могут терять контакт, да и генератор слабоват. Поэтому, кстати, не стоит покупать для «Нивы» аккумуляторы больше указанной производителем ёмкости (55 А/ч) – вас ждёт постоянный недозаряд.

Закончить рассказ о проблемах, с которыми может столкнуться новоиспеченный нивовод, можно словами из старого рекламного ролика: «При всём богатстве выбора другой альтернативы нет!» Найти недорогую, более или менее комфортную, проходимую и приемлемо управляемую машину тех же лет по цене «Нивы» просто невозможно. Даже УАЗ наверняка окажется старше. Кроме того, ВАЗ-21214 – это отличный вариант второго автомобиля, что называется, для удовольствия, пусть и своеобразного. И, конечно, неплохой выбор для начинающего водителя. А уж что касается машины для наших дорог и направлений, для ближнего туризма и дальних экспедиций, то тут «Нива» вообще едва ли не оптимальный вариант с точки зрения баланса характеристик и бюджета. Равно как и в плане умеренной внедорожной подготовки. Что значит умеренной? А вот читайте нашу серию статей «Возвращение на Ниву» – узнаете!

МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА: ЕГОР, ВАЗ-2131М, 2011 ГОДА ВЫПУСКА

Длинная «Нива» была выбрана намеренно, чтобы ездить и по городу в магазин или по делам, и в леса, поля, и в отпуск всей семьёй. Большой салон, большой багажник, достаточная проходимость при минимальной доработке, ремонтопригодность и доступность во всех смыслах этого слова. После полугода эксплуатации отогнали машину в специализированный сервис, отлифтовали и заменили половину ходовой, сцепление и все сальники трансмиссии. Только деталей ушло почти на пятьдесят тысяч. Оказалось, что если делать всё скопом, то выходит не так уж и дёшево. А если постепенно и самому, то более чем терпимо для бюджета, что, в общем, и требовалось изначально.

Проходимость — не повышенная, а высокая

Проходимость постоянного симметричного полного привода с понижающей передачей и блокировкой в раздатке Нивы невозможно переоценить. Она побывала на обоих полюсах планеты, забиралась на Эверест (и добралась до отметки 5500 м). Но это — парадные рекорды, а тысячи скромных тружениц обеспечивают перевозку людей и небольших грузов в условиях нашего бездорожья. А еще о проходимости машины говорит то, что в любом грязевом трофи и поныне, спустя сорок лет после рождения, наряду с «дефами», «уазиками» и «геликами», в болоте обязательно тонет и тут же выплывает — благодаря меньшей массе — наша родная Нива.

Постоянно что-то ломается: отзыв владельца о 5-ти дверной Ниве 4х4 2131. Ее минусы и проблемы

Не умаляю ее достоинств, но это машина не для меня: в ней постоянно что-то ломается, трещит, шумит, пищит…

У меня были авто только Mercedes и BMW (не новые), но всегда не покидало ощущение, что чего-то не хватает и хочется нечто большего для грунтовок, свороток, лесов… Поэтому, выбирал машину исходя из того, чтобы на ней можно было добраться куда угодно, причем не жалея саму технику. Самым дешевым вариантом оказалась Нива, ее и купил новую, только пятидверную 2131. Машина годовалая, но думаю и что Нива 2131 2020 года будет аналогичной. И 2025…

Машиной в обще доволен, знал на что шел, но у Нивы 2131 есть некоторые минусы и проблемы, о которых и расскажу в своем отзыве владельца (не утверждаю, но думаю что и длинная 5 дверная и 3 дверная имеют аналогичные проблемы).

1. Печка очень шумная, дует из-под всей панели, но воздух до боковых стекол не доходит. Как такового комфортного температурного режима попросту не существует. Хотя уже потом понял, что комфорт и Нива вещи несовместимые.

2. Разгоняясь, стрелка температуры охлаждающей жидкости неминуемо стремится вглубь красной зоны, но обкатав машину проблема прошла.

3. Уровень топлива по датчику точно определить невозможно — он показывает все, кроме точного запаса бензина.

4. Раздатка постоянно воет, а бензонасос пищит, типичная проблема Нивы 4х4 судя по отзывам владельцев 2131 и 2121-й.

5. Включая электропотребители, напряжение заметно просаживается.

6. Дверь водителя закрывается плохо.

Постепенно понял, что если хочешь ездить на Ниве, придется ко всему этому привыкать, да и вообще, Нива – совершенно новый мир. Здесь всегда что-то шумит и отказывается работать, а устранять возникающие проблемы и доводить машину до ума, занятие совершенно неблагодарное: избавившись от визга раздатки, сталкиваешься с шумами в мосте и т.д. Главный критерий – если машина ездит, значит с ней все хорошо. Обращать внимание следует лишь на те неисправности, из-за которых машина перестает ехать. Интересен еще один момент: каждая Нива является неповторимым экземпляром, прям как ручная сборка, у каждой свои проблемы и недостатки о которых уже столько отзывов написано. Например, в одном авто раздатка вибрирует и визжит, а в другом нет. Касается это всех узлов.

Это было небольшое отступление. Машина стала второй в семье и использовалась для поездок на природу. За первые шесть месяцев по Московской области намотал около 5 тысяч километров. Когда на одометр было 800 км и находился в подмосковье, погасли фары, а на панели появился индикатор ошибки. Было все это днем, опыта в ремонте не имею, в Интернете ничего по этому поводу не нашел, поэтому пришлось возвращаться в поисках сервиса, который нашелся спустя сотню километров. К сожалению, там тоже помочь не смогли. Оставался единственный вариант – гнать машину к дилеру и устранять неисправность по гарантии. К счастью, все сделали – проблема была с каким-то проводом, но машина стала причиной испорченного отдыха. Как Нива 4х4 смогла дожить до 2020 года и еще собирать восхищенные отзывы владельцев с кучей минусов и проблем и парой плюсов — вопрос.

Замена генератора на 3 тысячах пробега. Сначала меня убеждали, что генератор работает нормально, видимо для того, чтобы он был признан неисправным, ток не должен был вообще выдаваться. Кстати, обращал внимание сервиса на визг бензонасоса, но сказали — если работает, значит ничего делать не надо. Качество запчастей очень низкое, а если приходится их менять, то лучше на оригинальные, которые устанавливаются при сборке. Несколько раз сталкивался с тем, что даже простые детали, например усиленные тяги, через несколько дней рвутся. Применимо это не ко всем запчастям, но многим.

В итоге пришло понимание, что на обслуживание Нивы требуется свой гараж, ремонтные навыки и масса свободного времени, чего у меня не было. Плюс только один – до дилера не далеко. Удобно с утра загнать машину, а после работы забрать.

О положительных моментах и плюсах Нивы 4х4 и длинной 5 дверной 2131 много не буду писать, их в отзывах владельцы и так все расписали. В первую очередь – классная проходимость уже в стоке. В городе даже не обращаю внимания на неровности и люки, тупо еду прямо. Из всех полных приводов Нива самый дешевый, для периферии – самое то! В случае поломки отремонтировать не сложно, в любом гараже справятся за малые деньги. Но с моей работой и постоянными пробками в Москве так поступать не получается. В принципе плюс большой один — это проходимость, а дальше уже побтягиваются минусы и проблемы без которых Нива не была бы Нивой.

Кстати, по ржавчине. На днях приятель показал фото со ржавчиной на сварных швах передних стоек. Машина у него такая же, как и у меня, с аналогичным пробегом (только не 5 дверная). Решил посмотреть, как с этим обстоят дела у меня, и пришла грусть-печаль. Хоть сразу после покупки и обработал антикором, стойки тоже, но это не сильно помогло – машине год а ржавчина уже полезла. Еще заметил ржавчину на хромированных накладках на окнах.


Ржавчина это прям не минус, это мега недостаток на Ниве 2131. Представляю что будет в 2020 году. Но это уже проблемы нового владельца

Короче решил продавать, вместо нее лучше куплю Солярис на автомате жене. Итог моего отзыва владельца Нивы 4х4 2131 хороший и дешевый внедорожник, и даже вместительный в 5 дверном длинном варианте (еще кстати один плюс помимо проходимости), но не для меня, скорее для определенного круга людей, у которых есть свободное время и желание копаться в машине.

Фото и тест с редактурой: media.auto.ru/review/cars/vaz/2131_4x4/20370949/4040618

Универсальность

Нива — небольшая и компактная машина. Она пригодна как для эксплуатации в условиях мегаполиса, так и для движения по полевым дорогам, а то и без них. На ней можно и к Большому театру подъехать, и тушу кабанчика отвезти. Для тех, кому обычная трехдверная модификация кажется недостаточно вместительной, выпускается длиннобазная пятидверная модификация. А еще на базе Нивы тюнинговые ателье делали самые разные модификации, начиная от бронированных и заканчивая монстрами на колесах диаметром почти как задние колеса трактора «Беларусь». Мне приходилось встречать Нивы по всей Европе. Причем чаще, чем любую другую отечественную машину.


Нива даже может служить в полиции.

Нива даже может служить в полиции.

Плюсы и минусы обновленной Лады 4×4: классическая Нива и восемь примеряльщиков

Классическая Нива, она же Лада 4х4, за 43 года на конвейере перенесла три крупные модернизации. В прошлом году появились новые передняя панель, сиденья и обшивка потолка, улучшенная шумоизоляция, доработанная электрика, а в базовую комплектацию включены система ЭРА-ГЛОНАСС и боковая подушка безопасности водителя. Но двигатель 1.7 (83 л.с.) и пятиступенчатая «механика» прежние. Цены начинаются с 567 тысяч рублей, версия Люкс с кондиционером, легкосплавными колесами, подогревом передних сидений и электроприводом зеркал стоит 623 тысячи. А для «примерки» мы взяли обновленную Ниву с дилерским пакетом Комфорт (аудиосистема и центральный замок) и заводской камуфляжной окраской за 672 тысячи.

Вердикт 1

Нива-2020 — ад аудиала. Жестянкой хлопает дверца, дизельно зудит на холостых древний мотор, с диким лязганьем и жестким ударом принимает крутящий момент от сцепления воющая на все голоса трансмиссия. Ноет гидроусилитель руля в крайних положениях огромной и нелепой баранки, которая бьется в конвульсиях на каждой серьезной кочке. Свиристит печка, ­по-прежнему немощная — что есть здесь кондиционер, что нет его. А когда пытаешься ехать внатяг, на низах весь кузов сотрясают неприятные вибрации — нормально двигатель начинает тянуть лишь тысячам к трем.

И ладно, что багажник можно открыть только из салона рукояткой по левому борту за спиной водителя. Но если поставить Ниву на кочке, то третью дверь вообще клинит из-за перекоса! Кузов, похоже, пластилиновый. Интересно, что будет, если ударить по правилам ARCAP нынешнюю машину? Тогда, в 2002-м, было ноль баллов, но передняя левая стойка хотя бы ушла всего на 60 мм.

А примитивнейший интерьер, сделанный без чувства вкуса, — жалкое подобие того первого салона? Стив Маттин вообще это видел? Хоть раз сидел в этом буйстве кооперативного пластика родом из лихих 90-х? И да, спасибо, что арматура нового кресла больше не впивается в поясницу, однако спина все равно ноет через пару часов.

Единственный луч света в камуфляжном царстве — реактивное действие на руле, чистейшее и искреннее. Но коснешься ватного тормоза, клюнет носом полноприводная старушка — и…

Хочешь, дружок, я расскажу тебе сказку? Про Золушку. По-тольяттински.

Была любимой дочкой у старика, но пришли расчетливые мачехи — и отдали все младшеньким, от Приоры до Весты с Логанами. А прекрасный принц так и не пришел. Постарела, подурнела, донашивая обноски. Да и старика нет давно в живых, умер Петр «Самых» Михалыч Прусов.В удивительной все-таки стране мы живем: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Гноим гениальную Ниву, гордость советских конструкторов и дизайнеров, самую удачную экспортную модель. Добиваем уазики. ­По-прежнему как никто в мире нуждаясь в настоящих вездеходах.

Зато у нас есть Аурус. Вернее, будет. На такое никаких денег не жалко.

Вердикт 2

Классическая Нива сейчас актуальна как никогда. Ведь она — ­первоклассный обнулитель! Слышал, это нынче в тренде.

А если серьезно, то Лада 4х4 действительно отлично сбрасывает на ноль все привычные шкалы ощущений от автомобиля. На «примерочном» вездеходе я проездил без малого три дня, рванул с семьей на дачу, сгонял за продуктами, а когда вернул Ниву к редакции и пересел обратно в свою Шкоду…

Давненько не испытывал такого диссонанса. Привычная Octavia в тот момент показалась мне космолетом: невероятно тихая, чертовски быстрая и очень легкая в управлении. Так что даю беспроигрышный совет: если вы уже устали от своего еще вполне свежего автомобиля — попробуйте Ниву! Мысль о покупке новой машины как рукой снимет.

Тольяттинский внедорожник, конечно, динозавр, который никак не вымрет. Но справедливости ради надо сказать, что модернизация пошла ему на пользу. С этой симпатичной передней панелью чувствуешь себя уже не в восьмидесятых, а в конце девяностых. За новые передние сиденья и человеческое управление печкой говорю спасибо без иронии. Хотя в 30-градусную жару производительности кондиционера по-прежнему не хватает.

Без досадных просчетов Ладе, видимо, нельзя. Например, крепления Isofix на втором ряду утоплены так глубоко, что детский бустер Peg Perego, который во всех остальных автомобилях встает без проблем, в Ниве защелкнулся только в положении «торчком». Блок предохранителей теперь новый, но ни запасных элементов, ни инструмента для извлечения там не предусмотрено — для замены сгоревшего предохранителя пришлось просить у жены маникюрные щипчики.

Нет, друзья, даже после модернизации Нива не годится на роль ежедневного автомобиля. Оптимальный формат ее использования давно нашел мой друг. Одну Ниву восьмидесятых годов он переделал в инструмент для вылазок на тяжелое бездорожье (лифт, блокировки, «злая» понижайка, большие колеса, лебедка), а на вторую, купленную новой у дилера, установил турбонаддув и использует в деревне для прострела по местным грунтовкам. Так Нива дарит настоящий кайф.

Да и обнуляться можно хоть каждую неделю.

Вердикт 3

Театр начинается с вешалки, а автомобиль — с ключа. Нива же начинается с двух ключей. Они до сих пор разные!

Открывать и закрывать дверь этим хлипким, гнутым и заедающим мелким недоразумением — неприятный ежедневный эксперимент. Рядом в связке висит пульт сигнализации, который вроде бы должен избавить меня от этих телодвижений, но он не работает.

Обычно Ниву принято хвалить. За то, какая она неприхотливая, всепролазная и вообще наше все. Но с такой эргономикой и посадкой за рулем на улицах города мне было несладко. Все неудобно, отторгающе и неуютно. Салон — ужасен. Сидеть — скрюченно, за рычагом — тянись (хотя сам механизм приятный и четкий). Водить ее как олдтаймер по полигону на большом тесте Нив в честь 40-летнего юбилея было классно. А сейчас, в городе, — мучение. Большой плюс только один — обзорность.

О, тут есть кондиционер и новая передняя панель. Новая для какого года? Блок регулировки зеркал и стеклоподъемники — зачет! Жаль, что они ­почему-то уже не работают.

Но в лесу впечатления возьми да и перевернись. Боком по грязище? Да пожалуйста! Через вот этот холм? Без проблем! Завяз? Включаем блокировку и пониженную, ползем! Грунтовка, ямы? Пффф.

За несколько часов с Нивой за городом я забыл обо всех ее недостатках. Настоящий фан-мобильчик! Эх, сюда бы люк во всю крышу. И «автомат», чтобы забыть про громкий вой трансмиссии. Но вместо этого здесь подушка безопасности. Одна. Сбоку. В кресле.

Приезжаю домой, выхожу и закрываю двери убогим гнутым ключом. Если я перееду туда, где не нужно будет постоянно делать это каждый вечер, оставляя машину у дома, то первым делом куплю себе Ниву. Когда? Выпускать ее будут долго — можно не торопиться.

Вердикт 4

Нынешние обновления — это лучшее, что было сделано с Ладой 4х4 за последнее десятилетие. Наконец-то появилась нормальная передняя панель, более-менее современная комбинация приборов и общечеловеческий блок управления микроклиматом с тремя вращающимися рукоятками. Предлагаю на этом и остановиться. Потому что любые шаги по улучшению глобальной эргономики, активной и пассивной безопасности и повышению энерговооруженности на нынешней платформе или невозможны, или очень дороги — вкладываться в них завод не будет. Давайте оставим Ладу 4х4 в покое и будем считать ее народным достоянием. Смиримся с ее недостатками и будем ценить достоинства. Я вот без тени сарказма называю ее лучшим отечественным автомобилем XX века и очень жалею, что на этапе проектирования не нашлось человека, осмелившегося оппонировать члену президиума политбюро ЦК КПСС Косыгину — ярому стороннику унификации. Глядишь, и была бы у машины нормальная трансмиссия, а не вечный головняк с сепаратной раздаткой.

Но то, что из аналогичных проектов, предложенных другими советскими заводами, выбрали именно тольяттинский, оказалось невероятно дальновидным поступком! Всегда бы так. Нашу Ладу 4х4 часто сравнивают с Suzuki Jimny, и я полностью согласен, что японский автомобиль надежнее. Однако все равно выбираю Ладу, потому что она банально удобнее, у нее больше салон, выше ездовой комфорт и она лучше управляется. Ну а ломучесть компенсируется низкой стоимостью эксплуатации и ремонтопригодностью.

Почему не покупаю? Да потому что в моей нынешней жизни Лада 4х4 мне не нужна. Но вот когда выйду на пенсию и переберусь в деревню, то очень может быть… Только покупать буду версию без кондиционера: мне показалось, что этот агрегат здесь какой-то неуклюжий, громоздкий и малоэффективный. Словом, лишний.

Вердикт 5

Нива не просто уникум, который без каких-либо рестайлингов с 2009 года только нарастил продажи. Нива сегодня трендсеттер. Вы ведь тоже заметили, насколько нынче возрос интерес к янгтаймерам, машинам 30—40-летней давности? А Нива из автосалона — это такой же янгтаймер! Только без ржавчины на кузове и головной боли по поводу покупки ­аутентичных запчастей.

Про нее все давным-давно известно, а нюансы характера зависят только от кондиций конкретного экземпляра. Например, наша машина модной ­окраски Камуфляж благодаря выверенным углам установки передних колес ехала ровно, даже несмотря на слегка изогнутую тягу Панара в задней подвеске.

И, черт побери, она мне нравится! Любы мне новая передняя панель с человечным блоком управления печкой и симпатичными приборами. Нравится новое, более приспособленное к человеческой анатомии кресло с зашитой в него боковой подушкой безопасности (фронтальной, увы, у Нивы не будет никогда). Плюс кондиционер, крупные зеркала с электроприводом, центральный замок, электростеклоподъемники и борткомпьютер — за те же 9500 долларов, что и 11 лет назад, когда ничего этого у Нивы не было и в помине.

Хотя для меня важно совсем другое. Я не рассматриваю теперь Ниву как единственный автомобиль на каждый день (каюсь, в 2009 году ругал ее именно с этих позиций). Для меня она сейчас машина времени. Нивовский нахрапистый характер на бездорожье и всепрощающая подвеска в сочетании с понятной управляемостью возвращают меня в ралли-рейдовое прошлое. Лучший способ вернуться в выходные на 15—20 лет назад: вспомнить, как было здорово скакать по кроссовой трассе возле Шереметьева, проверяя очередной пакет доработок перед гонкой…

Почему-то кажется, что таких ностальгирующих среди покупателей будет все больше и больше. И не только у Нивы. Я, например, не отказался бы еще от «нового-старого» Мерседеса 190 или Volvo 240.

Вердикт 6

Для меня Нива, которую я впервые увидел в 70-х годах прошлого века по дороге в первый класс, как мавзолей с дедушкой Ильичом. Присутствует всю мою жизнь и вне зависимости от моего к этому отношения. Хотя с Нивой меня связывает намного большее.

Когда-то такой вездеход был у моего папы, а лет пятнадцать назад — и у меня: вынес на себе все тяготы и лишения ремонта в новой квартире. Так что я отношусь к Ниве как к другу детства, которого не выбирают, — и волей-неволей пристрастно слежу за ее судьбой.

В 2009-м, помню, я искренне радовался перенастроенной подвеске, а теперь с удовольствием освежил воспоминания. Нас невозможно сбить с пути, нам по фигу, куда идти! Особенно по пустынной грунтовке с промоинами и подбросами. Кайф! Машин, которые в наш кроссоверный век позволяют так дубасить по плохим дорогам, по пальцам пересчитать.

Да, нормального мотора, шумоизоляции и избавления от трансмиссионного тремора бог старушке так и не послал. Посадку «в траве сидел кузнечик», похоже, не способно исправить никакое новое кресло — правая нога и спина через пару часов все равно затекли. Ключей тоже меньше не стало, по-прежнему нужно копошиться в связке. Новый салон? Лет двадцать назад он был бы впору. А сейчас даже не знаю, что в нем выглядит комичнее — заглушка на прежнем месте аварийки или безразмерность допотопной баранки. Хотя бы одна USB-розетка? Это лишнее. А одинокая боковая подушка выглядит формально-бюрократической насмешкой над здравым смыслом.

С другой стороны, всяко не хуже прежнего безобразия, что случилось в 1994-м после лучшего, на мой взгляд, интерьера с вензелями троечного руля и кругляшами дефлекторов. В темноте нутро перестало быть темной пещерой, и управление «климатом» больше не квест.

Но и без этого я Ниву не разлюбил бы. Утилитарность и талант пролезать там, где и пешком не сунуться, при невеликом бюджете и без боязни испортить салон чумазыми сапогами и амуницией — это нетленка.

Вердикт 7

Во что превратился идеальный автомобиль председателя советского колхоза? В идеальный автомобиль для того же председателя, но на пенсии. Колхоз давно развалился, молодежь в город ­уехала — на иномарках рассекает. А дорога в райцентр после дождей для Нивы самое то. И, главное, отремонтировать можно в любом гараже, а цены на запчасти копеечные.

Вот и мне пришлось немного потратиться.

Еду, радуюсь плавности хода — спасибо шинам Pirelli Scorpion ATR. Это вам не дубовая диагоналка ВлИ-5, которая позорно спряталась под капотом в качестве запаски. Ну трансмиссия гудит, это понятно. Постукивает справа сзади ­что-то — тоже привычно. Зато прямую Нива держит куда лучше Патриота, и в поворотах не надо на баранку наматываться — гидроусилитель неидеальный, но с функциями справляется. И динамика в городе оказалась не такой уж отстойной — главное, шустрее работать рычагом и держать обороты мотора в диапазоне 2000—4000 об/мин. Ниже не тянет, выше — шумит и тоже не едет.

С педалью в полу я развил 140 км/ч по спидометру, причем ощущения полета на ядре не было: Нива остается под контролем. Но после двухкилометрового скоростного прогона из-под капота потянуло гарью. Вспоминая, как у нас в аральском путешествии загорелся Hover, а на Ниве тлела трава, набивавшаяся между катализатором и защитой, лезу в багажник за огнетушителем. Но трава оказалась ни при чем — прохудилась трубка отвода антифриза от печки отопителя. Кап-кап на раскаленную приемную трубу. Решаю ехать потихоньку — в паре километров большой магазин запчастей, а там нужный шланг за 50 рублей. Правда, пришлось еще купить отвертку за 90, чтобы хомуты отвернуть. Ау, верните в Ниву штатный инструмент!

Царапая руки и обжигаясь о горячий мотор, уже в сумерках прикручиваю шланг, доливаю воду и вычеркиваю Ниву из списка вероятных машин для личного пользования. Кстати, согласно тестам Санкт-Петербургской академии противопожарной службы, антифриз, попадая в углубления, нагретые до температуры 300—560°С, может воспламениться. Так что, покупая Ниву, не забывайте про огнетушитель.

Вердикт 8

Как говорят дизайнеры, машина должна выглядеть так, чтобы ее хотелось мыть своими руками. Ниву хочется не только мыть, но и пачкать самостоятельно. И мять — автомобиль от коллег достался мне уже в грязи, с погнутой тягой Панара и вмятинами на крыше. В общем, вездеход Лада 4х4 исполняет любые мужские желания.

Но вот ехать по прямой ровной дороге на Ниве не хочется. Шумно, тряско, жарко. Спасибо, конечно, за новый блок кондиционера, но, чтобы не сварить пассажиров, вентилятор должен работать громче двигателя.

И никуда не деться от мыслей о пассивной безопасности. Эйрбэг, который вазовцы воткнули под мышку водителю, — это как признание: «Дружище, мы все испробовали, но, поверь, лучше сразу колонкой в череп». Тем не менее я выбрал именно Ниву, чтобы отправиться на встречу с другим ветераном — штурмовиком Ил-2, рассказ о котором вы найдете в этом же номере.

Выбрал… и пожалел, потому что платная автострада М4 Дон в компании с Нивой — это полнометражная пытка за счет абонента. Нет, на Ниве гораздо проще и приятнее ездить там, где асфальта и других автомобилей не встретить на много километров вокруг. Такого «проходимца», как Лада 4х4, нет и больше не будет, поэтому я искренне за то, чтобы Ниву в этом виде выпускали как можно дольше. Только заводские навороты нужно наворачивать в обратную сторону, ведь ни с каким дизайном приборов эта машина не станет нормальным городским автомобилем на каждый день.

Хотя, с другой стороны, перед глазами пример мотоциклов Урал, которые в Америке оказались амбассадорами русского стиля — суровыми и недешевыми анти-Харлеями. Может, и Нива пусть будет анти-Геликом? Слышали, что тюнингованную Ладу 4х4 купил себе сам Шумахер? Младший, правда, — который Ральф, — но главное здесь цель: стильно ползать по своим виноградникам. А это ниша!

И если взглянуть глазами стратегов АВТОВАЗа, то складывается интересный пазл. После того как Лада вернула себе Шеви Ниву и права на историческое имя, перед классической Нивой открылся портал в бесконечность.

Следите за руками. Все усилия нужно направить на модернизацию и развитие бывшей Шеви Нивы, которая теперь, конечно, должна стать просто Ладой Нивой и превратиться в то, чем и была задумана, — человечный и доступный настоящий внедорожник. Новую Ниву, которую готовят к 2023 году, после этого можно называть Нивой Спорт — по примеру Discovery — и смело превращать в городской кроссовер без претензий на наследие легенды. А оригинальная трехдверная Нива Классик пусть остается такой, как есть, — неудобным и архаичным, но живым символом. Боевой матрешкой — в камуфляже, грязи и вмятинах.

Паспортные данные
АвтомобильЛада 4х4
Тип кузоватрехдверный универсал
Число мест4
Размеры, мм
длина3740
ширина1680
высота1640
колесная база2200
колея передняя/задняя1440/1420
Объем багажника, л265—585*
Снаряженная масса, кг1285
Полная масса, кг1610
Двигательбензиновый, с распределенным впрыском
Расположениеспереди, продольно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Рабочий объем, см31690
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм71,6/84,0
Степень сжатия9,3:1
Число клапанов8
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин83/61/5000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин129/4000
Коробка передачмеханическая, 5-ступенчатая
Приводпостоянный полный
Передняя подвесканезависимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвесказависимая, пружинная
Передние тормозадисковые
Задние тормозабарабанные
Размерность шин185/75 R16
Максимальная скорость, км/ч142
Время разгона 0—100 км/ч, с17
Расход топлива, л/100 км
городской цикл12,1
загородный цикл8,3
смешанный цикл9,9
Емкость топливного бака, л42
Топливобензин АИ-95
* Со сложенными задними сиденьями

Источник: autoreview.ru

Один большой минус — недостаточная надежность

Ломается у Нивы всё. Единственной крепкой частью автомобиля считается кузов, но и он склонен к коррозии. А коррозия для несущего кузова гораздо более опасна, чем для кузова внедорожника рамной конструкции. Нельзя забывать и о том, что автомобиль создавался на базе агрегатов заднеприводного легкового семейства ВАЗ. В случае с полноприводным автомобилем все агрегаты нагружены больше, а ресурс и надежность работы ниже.


Двигатель — в прямом и переносном смысле слабое место Нивы. Мало «лошадок» и недостаточные ресурс и надежность.

Двигатель — в прямом и переносном смысле слабое место Нивы. Мало «лошадок» и недостаточные ресурс и надежность.

Сиденья

Передние сиденья модернизированной Лады получили развитую боковую поддержку и новый механизм складывания. Насколько они комфортны и практичны в реальности, вопрос открытый. Высокому человеку за рулем, скорее всего, будет не хватать продольной регулировки. За счет того, что спинки передних сидений стали чуть толще, у пассажиров заднего ряда остается меньше пространства для ног. Но самый досадный момент — недостаточная износостойкость обивки. Некоторые владельцы внедорожника жалуются, что сиденья успели промяться на небольшом пробеге.

Lakirovka (drive2.ru):

Проехал 746 километров. Что-то не то с сидушкой обновленных кресел или моей пятой точкой.


Водительское сиденье выглядит так, будто машина проехала как минимум 50 000 км. А на самом деле — не больше 1000.

Водительское сиденье выглядит так, будто машина проехала как минимум 50 000 км. А на самом деле — не больше 1000.

Lada 4×4 — это наша родная Нива. Вспомним, за что ее любят в народе и за что ругают.

Лада 4х4 — 5 плюсов и один минус
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: