Тормозная система (ТС) любого транспортного средства предназначается для управления скоростью движения, остановки и удержания его в неподвижном состоянии на необходимый промежуток времени.
Она является одной из наиболее важных систем управления автомобилем, так как безопасность дорожного движения функционально зависит от степени исправности и эффективности тормозной системы.
Схема тормозной системы: 1 — диск тормоза; 2 — педаль тормоза; 3 — вакуумный усилитель; 4 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 5 — трубопровод контура привода передних тормозов; 6 — защитный кожух переднего тормоза; 7 — суппорт переднего тормоза; 8 — вакуумный трубопровод; 9 — бачок главного цилиндра; 10 — кнопка рычага привода стояночного тормоза; 11 — рычаг привода стояночного тормоза; 12 — тяга защелки рычага; 13 — защелка рычага; 14 — кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 — возвратный рычаг; 16 — трубопровод контура привода задних тормозов; 17 — фланец наконечника оболочки троса; 18 — колесный цилиндр заднего тормоза; 19 — регулятор давления задних тормозов; 20 — рычаг привода регулятора давления; 21 — колодки тормоза; 22 — рычаг ручного привода колодок; 23 — тяга рычага привода регулятора давления; 24 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 — задний трос; 26 — контргайка; 27 — регулировочная гайка; 28 — втулка; 29 — направляющая заднего троса; 30 — направляющий ролик; 31 — передний трос; 32 — упор выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 — выключатель стоп-сигнала
Схема тормозной системы: задних тормозов ВАЗ 2107: 1. Пружины пальцев крепления колодок; 2. Шплинт; 3. Прижимная пружина колодки; 4. Тормозные колодки; 5. Суппорт тормозного механизма; 6. Диск тормоза; 7. Защитный кожух; 8. Палец крепления колодок тормоза; 9. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 10. Соединительная трубка цилиндров; 11. Поршень; 12. Колесный цилиндр; 13. Уплотнительное кольцо поршня; 14. Фрикционная накладка колодки; 15. Защитный колпачок поршня; 16. Фиксатор цилиндра; 17. Заклепка крепления опорной и направляющей пластин колодок; 18. Нижняя стяжная пружина колодок; 19. Направляющая пластина; 20. Тормозная колодка; 21. Задний трос привода стояночного тормоза; 22. Пружина заднего троса; 23. Наконечник заднего троса; 24. Рычаг привода стояночного тормоза; 25. Распорная планка тормозных колодок; 26. Палец рычага привода колодок; 27. Корпус колесного цилиндра; 28. Распорная пружина поршней; 29. Штуцер для прокачки привода заднего тормоза; 30. Штуцер трубки подвода тормозной жидкости; 31. Уплотнительное кольцо поршня; 32. Поршень цилиндра; 33. Защитный колпачок колесного цилиндра; 34. Упор колодки; 35. Верхняя стяжная пружина колодок; 36. Фрикционная накладка колодки; 37. Ребро колодки; 38. Пружина; 39. Ось; 40. Втулка пружины; 41. Фрикционные шайбы; 42. Втулка оси автоматического устройства; 43. Оболочка троса; 44. Направляющая пружина; 45. Опорный щит тормозного механизма; 46. Опорная пластина колодок I. Тормозной механизм переднего колеса; II. Тормозной механизм заднего колеса.
Схема тормозной системы: передних тормозов ВАЗ 2107: Тормозной механизм переднего колеса: 1 — штуцер для прокачки привода передних тормозов; 2 — соединительная трубка рабочих цилиндров; 3 — провод сигнализатора износа накладок тормозных колодок; 4 — поршень колесного цилиндра; 5 — фиксатор колесного цилиндра; 6 — накладка тормозной колодки; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — пылезащитный колпачок; 9 — пальцы крепления колодок; 10 — болт крепления суппорта к кронштейну; 11 — поворотный кулак; 12 — кронштейн крепления суппорта; 13 — суппорт; 14 — защитный кожух; 15 — шплинт; 16 — прижимная пружина колодки; 17 — тормозные колодки; 18 — колесный цилиндр; 19 — тормозной диск
Система торможения современных автомобилей
Общая схема торможения на современных автомобилях предполагает наличие трех основных видов:
- рабочей;
- запасной;
- стояночной.
Рабочая ТС выполняет функции уменьшения скорости автомобиля или его остановки.
Запасная ТС предназначена для профилактики неисправности или отказа рабочей системы.
Стояночная ТС выполняет функции удержания автомобиля в неподвижном состоянии в особых условиях и в режиме парковки. В ВАЗ-2107 реализованы в «чистом» виде рабочая и стояночная ТС.
В современном автомобиле торможение может осуществляться не только самой ТС, но и двигателем, электрическим или гидравлическим тормозом трансмиссии. Кроме того, часто реализуются дополнительные системы (или устройства), которые увеличивают продуктивность тормозящих функций:
- антиблокировочная система(пресловутая ABS);
- система электрораспределения тормозного усилия (или EBD);
- система электростабилизации (ESP) и пр.
Описанные устройства и системы приводят к значительному удорожанию транспортного средства, и схема тормозной системы ВАЗ-2107 их не предусматривает.
Однако отечественные автомобили в последнее время стали предусматривать подобные возможности.
Общее устройство рабочей ТС
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание);
- барабанными (работа механизма на разжимание).
В ВАЗ-2107 дисковый механизм применяется на передних колесах, а барабанный – на задних.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Общее устройство тормозной системы
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание) передние тормоза;
- барабанными (работа механизма на разжимание) задние тормоза.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Устройство тормозной системы ВАЗ 2107
РТС конструктивно состоит из:
- Главного тормозного цилиндра (ГТЦ) (поз. 4).
- Вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) (поз. 3).
- Узла тормозной педали (поз. 24).
- Емкости для тормозной жидкости, оснащенной датчиком уровня (поз. 8).
- Тормозных механизмов (дискового типа) передней колесной пары (поз. 1, 2, 6).
- Тормозных механизмов (барабанного типа) задней колесной пары (поз 15, 16).
- Регулятора давления тормозной жидкости в контуре задних тормозов (поз. 12).
- Трубопроводов тормозных магистралей (поз. 5, 7, 11).
СТС конструктивно состоит из:
- Узла регулировки (поз. 18, 20)
- Рычага стояночного тормоза (поз. 10).
- Тросовой системы, включающей передний (поз.21) и задний (поз. 17) тросы.
- Рычага привода в действие тормозных колодок (поз. 14).
- Направляющей (поз. 19).
- Привод СТС «семерки» — механический, тросового типа.
Как работает гидравлическая тормозная система
Схема функционирования тормозной системы ВАЗ-2107 типична. Нажатие на педаль тормоза (при посредничестве вакуумного усилителя) ведет к перемещению поршня в главном цилиндре, что создает давление жидкости и заставляет ее по трубопроводам перемещаться к тормозным механизмам колес.
Под воздействием давления жидкости поршни цилиндров способствуют перемещению тормозных колодок передних колес к дискам, а задних – к барабанам. Итогом перемещения колодок становится их контакт с дисками и барабанами и замедление движения последних. Сила трения тормозящих колес с поверхностью проезжей части приводит к общему замедлению движения транспортного средства.
Схема прекращения торможения предполагает ослабление нажатия на педаль тормоза и перемещения жидкости назад — в главный цилиндр. Это означает падение давления жидкости в системе и потерю контакта колодок с барабанами и дисками, то есть прекращение торможения.
Этот же принцип лежит в основе процесса торможения на «классических моделях ВАЗ (с 2002 по 2106). Единственное исключение, которое имеет схема системы ВАЗ-2101, — это отсутствие вакуумного усилителя.
Принцип действия тормозной системы в автомобиле ВАЗ-2107
Когда водитель хочет снизить скорость своего автомобиля, он давит на педаль тормоза. В этот момент его усилие передается на клапан в гидравлическом усилителе, который открывает канал подачи атмосферного давления в одну из камер. При этом появляющееся давление начинает давить на мембрану, которая соединена со штоком, связанным с поршнем главного тормозного цилиндра. В результате, под давлением мембраны, шток цилиндра начинает выдавливать тормозную жидкость в трубопроводы, которые ведут непосредственно к колесным тормозным механизмам. Так как жидкость абсолютно не сжимается, то все усилие передается непосредственно на тормозные механизмы. Жидкость давит на внутренние поршни рабочих тормозных цилиндров, те выдвигаются и воздействуют на тормозные колодки (в тормозных барабанах разжимают колодки, а в дисковых механизмах прижимают их непосредственно к дискам). Из-за трения тормозных колодок об барабаны и диски происходит замедление вращения колес автомобиля.
Неэффективность тормозной системы
Наиболее распространенная неисправность тормозной системы (в том числе и ВАЗ-2107) – это неэффективность, которая диагностируется двумя основными параметрами (при осуществлении специализированного инструментального исследования):
- увеличением тормозного пути;
- ростом установившегося замедления при торможении.
Подобные неисправности можно определить и «на глаз». После движения на легковом автомобиле по сухой дороге со скоростью 40 км/ч при осуществлении торможения автомобиль проходит расстояние, превышающее 12,2 м. В этом случае, согласно пункту 2.3.1 ПДД, использование транспортного средства запрещается (даже до места стоянки или ремонта).
Указанная неисправность может быть обусловлена:
- наличием воздуха в системе;
- утечкой жидкости из системы;
- изношенностью колодок;
- выходом из строя главного или колесных цилиндров.
Иными словами, мониторингу должна быть подвержена практически вся ТС. Ремонт (замена) узлов и агрегатов потребует прокачки системы для удаления из нее воздуха.
Неисправность стояночного тормоза
Данный дефект — самый распространенный, когда автомобиль осуществляет непроизвольное движение даже при зафиксированном «ручнике». Это обусловлено износом колодок, дисков или барабанов, а также вытягиванием тросовых элементов.
Согласно требованиям «Перечня…», стояночная ТС должна обеспечивать неподвижное состояние легкового автомобиля:
- на уклоне до 16% при полной нагрузке;
- на уклоне 23% в снаряженном состоянии.
В том случае, когда данные требования не выполняются, двигаться на автомобиле можно только до места стоянки или ремонта. Ремонт неисправности обеспечивается регулировкой натяжения троса специальной гайкой или заменой изношенных деталей.
Относительные неисправности
Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.
Увеличенный ход тормозной педали
Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.
Смещение автомобиля в сторону при торможении
Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.
Скрежет, трение
Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.
Вибрация во время торможения, биение в руль
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.
Относительные неисправности ТС
Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.
Увеличенный ход педали гидропривода (как вариант — «мягкая» педаль)
Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.
Смещение в сторону траектории движения автомобиля при торможении
Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.
Повышенный шумовой фон, трение (скрежет) в тормозном механизме
Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.
Вибрация при торможении
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене. » alt=»»>