Датчик давления масла ВАЗ 2115


Принцип работы датчика уровня масла (ДУМ) и его расположение в системе смазки

С развитием автомобилей необходимость проверки уровня масла при помощи щупа перед каждой поездкой исчезла. На современных авто за это отвечает датчик уровня масла. Щуп по прежнему входит в состав конструкции, но теперь он применяется для заправки двигателя маслом. В смазочной системе масляный датчик обычно расположен рядом с масляным фильтром.

Датчики уровня масла на легковых авто бывают нескольких видов, в числе которых тепловые, ультразвуковые и поплавковые. О каждом из них будет подробнее рассказано в следующих пунктах статьи.

Самым простым из масляных датчиков является механический, он же и применяется на автомобилях чаще всего. Принцип действия любых датчиков поплавкового типа (магнитного, механического и других) состоит в открывании и закрывании соответствующего переключателя, в некоторых случаях допускается применение прямого контакта с магнитным механизмом или коммутатором. Такие датчики обычно не применяются при высокой вязкости масел.

В случае с тепловым датчиком измерительным элементом становится проволока, нагреваемая при работе. Ультразвуковой датчик оценивает необходимые показатели при помощи ультразвуковых импульсов, отражаемых от масляной поверхности.

Проверка датчика уровня масла

Бывают ситуации, когда показания прибора вызывают подозрения. В таких случаях нужно знать, как проверить датчик уровня масла, и на что обращать внимание. Для проведения диагностики сделайте следующую работу:

  • Найдите смотровую яму и загоните на нее автомобиль.
  • Откручивайте защиту двигателя и откладывайте ее в сторону.
  • Найдите датчик уровня масла.
  • Включите зажигания (это позволяет подать питание на устройство).
  • Отбрасывайте провода, которые подключены к ДУМ.
  • Щупами вольтметра садитесь на соединительную колодку и «массу». Если на вольтметре показывает напряжение 12 Вольт, то датчик исправен.
  • В случае, когда напряжения нет, возможны три причины – выход из строя блока индикации, низкое качество контакта, обрыв провода в цепях датчика. Проводка и качество контактов в хорошем состоянии? – Тогда причина всех проблем-это ДУМ.

    Составные части ДУМ

    Составные части масляного датчика зависят от его вида и конструкции. В датчиках поплавкового типа имеется магнит, передвигающийся по вертикальной трубке для определения уровня масла в системе.

    В состав тепловых датчиков могут входить проволока и датчик температуры, также на электротермических устройствах, представляющих собой разновидность тепловых, применяется проволока с высоким сопротивлением, которая нагревается при помощи тока.

    В ультразвуковых датчиках присутствует электронный измерительный блок, отвечающие за снятие показателей и передачу данных на приборную панель.

    Типы датчиков:

    • ДУМ поплавкового типа


      Масляные датчики поплавкового типа проще всех остальных по конструкции. Они состоят из поплавка, который перемещается по вертикальной трубе. В поплавке имеется магнит, а в трубе расположен управляемый магнитами контакт. Этот контакт срабатывает, когда магнит приближается к нему. Срабатывание контакта означает низкий уровень масла в двигателе транспортного средства. Контакт замыкает управляющую цепь. В ней формируется сигнал, передающий предупреждение на приборную панель. Такой датчик может срабатывать только в фиксированной точке, данный фактор ограничивает его применение на легковых машинах.

    • Тепловой ДУМ
    • Одним из наиболее распространенных в данный момент является тепловой масляный датчик. В качестве его чувствительного элемента применяется специальная проволока. Принцип работы устройства состоит в кратковременном нагревании проволоки до максимальной температуры и последующем её снижении до температуры масла. При этом уровень масла в системе можно рассчитать по затрачиваемому на охлаждение проволоки времени. Чем быстрее происходит охлаждение, тем больше масла, и наоборот.

      В некоторых случаях измеряется не только уровень масла, но и его температура, для этого необходим дополнительный температурный датчик. Он устанавливается в один корпус с масляным датчиком и сигналы от каждого из них передаются на приборную панель автомобиля.

    • Электротермический ДУМ
    • Электротермический масляный датчик представляет собой разновидность теплового. Основным отличием является применение проволоки с высокой степенью температурного сопротивления. Проволока нагревается в процессе прохождения тока через нее, при этом общий показатель сопротивления определяется тем, какая часть проволоки погружена в масло. Чем ниже сопротивление, тем погружение проволоки больше, и наоборот. Таким образом, уровень масла определяется электротермическими датчиками по показателям напряжения.

    • Ультразвуковой ДУМ и графическая индикация уровня масла
    • Ультразвуковые датчики позволяют проводить бесконтактное измерение уровня масла вне зависимости от его качества и вязкости. Датчик излучает высокочастотные волны, отражаемые обратно на измерительный элемент для снятия показаний.

      На результат измерений могут оказывать влияние вибрации, испарения, возникновение пены, а также изменение концентрации масла. При вибрациях и наличии пены частично предотвращается создаваемая звуковая волна и данные на сенсоре могут быть искажены. При наличии химических испарений или конденсата звуковая волна также может поглощаться. Изменения концентрации вещества могут вызвать изменение количества энергии ультразвуковой волны, что также отразится на показаниях датчика.

      Для обеспечения адекватного отклика на отражаемый звук необходима правильная установка датчика. То место, куда он прикрепляется, должно быть зачищено от любых препятствий. К ним можно отнести различные сварные конструкции и т.д.

      Ультразвуковые датчики позволяют проводить графическую индикацию уровня масла в системе при наличии соответствующих индикаторов на приборной панели.

      В последнее время ультразвуковые датчики пользуются спросом из-за выгодного сочетания функциональности и цены.

    • Датчик уровня и состояния масла
    • Датчики уровня и состояния масла применяются на автомобилях BMW. Такие датчики позволяют обеспечивать контроль не только уровня масла, но и его состояния.

      Конструкцию подобных приборов можно рассмотреть на примере датчика ёмкостного типа. Он включает в свой состав пару вертикальных конденсаторов. Роль электродов играют две металлические трубки, одна из которых расположена внутри другой. Функцию диэлектрика исполняет моторное масло, находящееся между электродами. Верхний конденсатор отвечает за измерение уровня масла, а нижний за его состояние.

      Когда уровень масла снижается, происходит изменение емкости верхнего конденсатора, преобразуемое в цифровой сигнал и передаваемое в управляющий блок двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля могут меняться свойства используемого масла, такие как диэлектрическая проницаемость или вязкость. В результате этих изменений меняется также и емкость нижнего конденсатора. Температура масла измеряется при помощи встроенного в электронный блок температурного датчика. При этом температура масла, его качество и уровень измеряются непрерывно после запуска двигателя.

      При помощи датчика уровня и состояния масла становится возможной эксплуатация транспортного средства по его реальному состоянию, а не исходя из пробега, как во многих современных авто. Такой подход позволяет эффективнее использовать масло и сокращать затраты при эксплуатации.

    Диагностика работы датчика уровня масла и устранение неисправностей


    При обнаружении неисправностей сначала стоит определить, активна ли лампа на приборной панели, отвечающая за показания датчика. После этого надо найти установить причину возникновения неполадок, к наиболее частым относятся низкий уровень масла, некорректное подключение приборов или нарушение работы двигателя.

    Для проведения диагностики масляного датчика следует поставить машину на смотровую яму и снять защиту. После того, как датчик найден, можно включить зажигание и отсоединить провод от датчика. При помощи вольтметра измеряется напряжение между так называемой «массой» и соединительной колодкой. В норме этот показатель находится в районе 12В.

    При отсутствии напряжения допускается наличие таких неисправностей, как обрыв провода или плохой контакт в цепи, также не исключается неисправность индикационного блока.

    Принцип действия датчика уровня масла

    Сам датчик – простейший прибор, принцип которого построен на измерении сопротивления. В процессе работы устройство погружено в моторное масло (показатель сопротивления при этом максимальный). При наличии утечки масла и снижении его уровня, сопротивление току снижается и на приборную панель подается соответствующий сигнал.

    Команду на возгорание лампы дает датчик уровня масла ВАЗ 2110. Именно он контролирует уровень смазывающей жидкости и своевременно предупреждает водителя о проблеме – снижении уровня масла.

    Но бывают ситуации, когда прибор выходит из строя и посылает ложную информацию на панель. В этом случае нужно знать, где находится датчик уровня масла, как произвести его проверку и замену.

    Индикатор ДУМ может гореть по двум причинам:

    • Снизился уровень масла ниже критической отметки.
    • Вышел из строя сам прибор или окислилась контактная группа.

    Ремонт и полная замена масляного датчика своими руками и в автосалоне


    Замена датчика своими руками вполне возможна и позволит сэкономить на работе специалиста автосервиса.

    В общем случае масляный датчик расположен слева от двигателя у иностранных авто или прямо в картере, как у отечественных машин, хотя бывают и более сложные конструкции.

    Для замены датчика своими руками следует поставить авто на смотровую яму и отключить зажигание и «массу» двигателя. Затем надо снять поддон и найти датчик, чтобы отсоединить от него все провода. При помощи торцового ключа «10» отворачивается крепление прибора. После этого его можно снять и заменить на новый, выполнив все те же действия в обратном порядке.

    Стоимость нового датчика уровня масла в России и странах СНГ


    Средняя стоимость нового датчика уровня масла в России – от 500 рублей, а работы по его замене обойдутся в несколько раз дороже. Даже проверка устройства специалистом автосервиса производится за определенную сумму, хотя ее можно провести и самостоятельно. Для этого следует проанализировать работу прибора на различных расстояниях. Если показатели сильно различаются, то он может быть неисправен или неправильно установлен.

    Масляные датчики продается почти в любом автомобильном магазине. Можно также попробовать купить его на авторынке по сниженной цене, но в таком случае обычно не гарантируется покупка исправного и подходящего для конкретного автомобиля датчика.

    Как работает датчик уровня масла в автомобиле?


    Можно ли еще удивить кого-то тем фактом, что некоторые автомобили не имеют щупа для проверки количества масла в двигателе? На таких автомобилях роль щупа исполняет датчик уровня масла. Рассмотрим устройство, принцип работы системы, где находится и почему горит датчик, если уровень и температура моторного масла в норме.

    Классификация уровнемеров по принципу работы:

    • поплавковый датчик;
    • тепловой;
    • электротермический;
    • ультразвуковой.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: