Стучат наконечники рулевых тяг


Рулевая рейка – это деталь автомобиля, усиливающая эффект от поворота рулевого колеса, и передающая его на управляющие, поворотные тяги колес. Когда водитель поворачивает руль, рейка перемещается в заданном направлении и приводит в движение рулевые тяги, в результате чего колеса начинают поворачиваться. Рулевая рейка является важной деталью рулевого механизма автомобиля.

Благодаря простой и надежной конструкции реечное управление реализовано в большинстве современных автомобилей. Но когда автомобиль регулярно ездит по дорогам с некачественным, неровным покрытием, его детали быстрее ломаются и изнашиваются. Верным признаком выхода из строя или износа рулевой рейки является посторонний стук во время движения автомобиля. Износ рейки не только усложняет управление транспортным средством, но и может привести к серьезному ДТП.

Типы рулевых реек

В современных автомобилях встречается три вида рулевых реек:

  • электрические;
  • механические;
  • гидравлические.

Рулевая рейка механического типа имеет нехитрое устройство. На конце рулевой колонки находится зубчатый механизм, взаимосвязанный с зубчатой рейкой, которая, в свою очередь, сообщается с рулевым приводом.

Гидравлическая рулевая рейка реализована в большинстве современных легковушек. Гидроусилитель руля (ГУР) увеличивает отдачу от усилия, прилагаемого водителем, и тем самым обеспечивает легкое и удобное управление автомобилем.

Электрическая рулевая рейка также повышает отдачу от усилий водителя, но для этого она использует не гидроусилитель, а электромотор.

В разных моделях автомобилей рулевая рейка может располагаться по-разному. При верхнем расположении рейки она крепится к кузову и находится сзади двигателя, при нижнем – крепится снизу к кузову, подрамнику или балке.

Причины стука в рулевой рейке

Основными причинами поломки рулевой рейки являются езда по неровной дороге и частое резкое торможение. Во время движения автомобиля по ухабам и ямам происходит ускоренный износ пластмассовой опорной втулки правой или левой стороны рейки. В результате появляется люфт, который вызывает стук в рулевой колонке.

Стук может появиться и из-за слабой затяжки крепежа рулевого механизма. В этом случае избавиться от стука не сложно, достаточно лишь потуже затянуть все болты и гайки на соединениях.

Третьей причиной стука в рулевой рейке является повреждение или истирание защитных резиновых чехлов. Повреждение чехлов приводит к проникновению внутри механизма частиц пыли и грязи, ускоряющих износ зубчатой рейки и опоры скольжения.

Не лучшим другом автомобиля является и коррозия, которая подтачивает втулку и приводит к появлению монотонного стука. В случае коррозии проблему стука может решить только замена ржавой детали.

Наконец, втулка изнашивается из-за того, что она изготовлена из недостаточно жесткого материала, который во время езды по бездорожью деформируется и перестает выполнять свои функции. Чтобы деталь прослужила долго, лучше не покупать в магазине новую, а выточить аналогичную из более прочного материала, например, капролона.

Рулевая рейка – все, что нужно знать о механизме

Заместили, что рулевая рейка стала стучать и сразу же отчаялись, решив, что ей требуется дорогостоящая замена? Не стоит расстраиваться раньше времени и слушать непрофессиональных механиков, рекомендующих полностью заменить весь узел. Для начала стоит разобраться в ее строении, включающем в себя:

  1. Рейку или редуктор, предназначенный для передачи усилий от руля на колесную пару и выполняющий непосредственно повороты.
  2. Рулевую тягу, к которой прикрепляется редуктор.
  3. Наконечники, которые прикрепляются к колесам и представляют собой шарниры подвижного типа.
  4. Стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев стук, слышащийся в рулевой колонке, возникает при возникновении неполадок в соединительных элементах, что не требует полной замены узла. Причиной таких поражений является жесткая езда по неровным дорогам, а также частое резкое торможение.

Как показывает практика механиков, неисправность редуктора гидроусилителя руля возникает вследствие:

  • Плохо закрепленных крепежей – болтов и гаек, и в этом случае для устранения постукивания достаточно просто их подтянуть.
  • Износ или возникновение дефектов в пластиковой втулке, из-за чего во время езды возникает люфт, сопровождающийся специфическим биением.
  • Покрытия ржавчиной втулки, ставшей причиной люфта.
  • Износ защитных резиновых кожухов, из-за чего в механизм попадает пыль и провоцирует дефекты во внутренних частях.

Неполадки с рулевой рейкой ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать причиной аварии. При появлении тревожных признаков, рекомендуется провести самостоятельный осмотр или отправить машину в сервисный центр.

Стук в рулевой рейке – что делать

Диагностика неисправности: как провести ее самостоятельно?

Провести диагностику неисправности можно самостоятельно, либо обратиться за помощью в автомобильный сервис. Диагностика позволит определить, подлежит ли узел ремонту или потребуется его замена. Диагностику проводят на смотровой яме при выключенном двигателе. Чтобы провести диагностику самостоятельно, нужно выполнить следующие действия:

  • заглушить двигатель, поставить автомобиль на ручник или посадить за руль помощника;
  • забраться вниз, поближе к тому месту, где расположена рейка;
  • попросить помощника поочередно поворачивать руль вправо и влево до упора;
  • попытаться определить, откуда раздается стук;
  • осмотреть шарниры рулевых тяг на наличие зазоров;
  • осмотреть защитные пыльники на наличие повреждений, потеков смазки;
  • приступить к ремонту обнаруженных неисправностей.

Если самостоятельная диагностика не позволила выявить неисправность – следует обратиться за помощью в автомобильный сервис.

Стучат наконечники рулевых тяг


Стучать могут как один наконечник рулевой тяги, так и оба. Попробуем диагностировать эту неисправность, разобраться в ее причинах и способах устранения.

На примере наконечников рулевых тяг рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Признаки неисправности: стучат наконечники рулевых тяг

Вышедший из строя наконечник рулевой тяги издает дробный, повторяющийся стук со стороны колеса при движении автомобиля по неровной дороге (щебенка, гребенка, ямы и пр.). Стук хорошо слышен и ощущается на рулевом колесе. При движении по ровной дороге стук наконечников отсутствует.

Стук наконечников можно спутать со стуком стоек стабилизатора поперечной устойчивости или стуком рулевой рейки. Поэтому, для точной диагностики, необходимо провести проверку.

Причины возникновения стука наконечников

Расположенный внутри корпуса наконечника пластиковый вкладыш может разрушится при попадании грязи и влаги, либо (порван пыльник) при частой эксплуатации автомобиля на плохих дорогах, ударах в подвеску при проезде ям и неровностей. Аналогичный эффект будет после установки некачественной детали, срок службы которой может закончится практически сразу.

При разрушении вкладыша шаровый палец наконечника начинает «болтаться» в его корпусе вызывая дробный стук. Чем больше разрушение вклыдыша, тем стук лучше ощутим.

Проверка (диагностика) неисправности наконечников рулевых тяг рулевого управления

Самый простой способ проверки наконечников рулевых тяг: устанавливаем автомобиль на ровную площадку, руками беремся за колесо по бокам. Качаем колесо от себя — к себе. Если при покачивании колеса будет ощущаться определенный люфт — наконечник неисправен. Можно провести проверку наличия люфта в наконечнике при помощи монтажки как показано на изображении ниже.

Более полно и подробно способы проверки наконечников рулевых тяг расписаны на странице: «Проверка наконечников рулевых тяг».

Замена неисправных наконечников рулевых тяг

Замену неисправного наконечника можно провести при помощи специального приспособления, можно и без него (при помощи молотка и монтажки). Подробнее: «Замена наконечника рулевой тяги».


отсоединяем наконечник рулевой тяги при помощи монтажки и молотка

Примечания и дополнения

— Наконечник рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой шаровый шарнир. Палец наконечника выполнен в виде сферы с одной стороны и резьбовой части с другой. Сфера завальцована в корпус наконечника. В корпусе имеется пластиковый вкладыш поджатый пружиной к сфере. Шарнир загерметизирован пластичной смазкой и закрыт сверху пыльником. При разрушении вкладыша внутри шарнира появляется люфт, который при появлении нагрузки на наконечник вызывает стук.

— Срок службы наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 20 тыс км пробега (в зависимости от качества детали и условий эксплуатации).

— Для поддержания наконечников в рабочем состоянии как можно дольше рекомендуется при установке новых деталей дополнительно закладывать немного смазки в пыльник и постоянно проверять состояние пыльников.

Еще статьи по неисправностям рулевого, подвески и ходовой автомобиля
Неисправность — стучит шаровая опора Замена наконечников рулевых тяг Рено Логан Шум подшипника ступицы колеса

Простейший ремонт рулевой рейки своими руками

После выявления неисправности владелец автомобиля может:

  • попытаться починить рейку самостоятельно;
  • обратиться за помощью к специалисту;
  • провести полную замену узла.

Если редуктор не подлежит восстановлению, вместо него придется установить новый. Покупка редуктора обойдется автовладельцу в кругленькую сумму, но новая деталь прослужит дольше, чем восстановленная.

Если причиной стука в рулевой рейке являются наконечники, то хозяин автомобиля отделается «легким испугом», заплатив незначительную сумму за их замену в любом автосервисе. Без соответствующих навыков и инструментов самостоятельно проводить ремонт наконечников не рекомендуется.

Если диагностика показала, что стук идет из места соединения рейки и тяги, то данный дефект можно устранить самостоятельно. Для этого нужно сделать следующее:

  • снять защитный пыльник и убрать смазку;
  • если втулка повреждена – заменить ее;
  • очистить пружину от загрязнений, если это необходимо – снять ее и промыть соляркой или специальной жидкостью;
  • если на пыльнике есть повреждения, включая микроскопические порывы и трещины, то его следует заменить;
  • подтянуть болт, регулирующий движение втулки, стараясь при этом не переусердствовать и не повредить весь механизм.

Наконец, необходимо собрать узлы рулевого управления и еще раз проверить, как оно работает. Если вы все сделали правильно – стук в рулевой рейке исчезнет. Если ремонт не помог решить проблему – лучше обратиться за помощью к специалисту.

Если на автомобиле установлен силовой узел с гидроусилителем, то перед его демонтажем следует освободить трубки высокого давления и слить в чистую емкость рабочую жидкость. Прежде, чем снять редуктор с гидроусилителем, следует убрать автомобильный подрамник. Сделать это без посторонней помощи не получится. Поэтому лучше заранее пригласить помощника, либо отогнать автомобиль в автосервис.

ВАЖНО! Для самостоятельного ремонта рулевой рейки лучше воспользоваться специальным комплектом, в состав которого входят новые сальники, уплотнители и втулка. Такие комплекты продаются на авторынках и в автомагазинах

Как устранить стук в рулевой рейке


Стук в рулевой рейке убирается только одним путем – проведением ремонтных или профилактических работ. Дальнейшие шаги будут актуальны только после полной и точной идентификации источника стука, в противном случае труды будут напрасны.

Итак, наиболее уязвимыми зонами рулевого колеса являются: подшипник, сухарь, втулка, пыльник, зубчатый механизм рейки. При проведении визуальной диагностики многих дефектов, предпосылок, поломок можно не увидеть, в силу их скрытности. Необходим полный разбор механизма.

Для проведения полного демонтажа Вам понадобится, независимо от марки автомобиля:

  • набор инструментов;
  • переносная лампа освещения, если работы будут проходить в условиях недостаточной освещенности;
  • ремкомплекты прокладок на корпусную часть рейки;
  • сухари, втулки, уплотнители;
  • смазка, герметик;
  • новые подшипники, при условии, что прежние вышли со строя.

Может понадобиться иное оборудование или оснастка.

Независимо от модели, алгоритм строиться так:

  • демонтируется рулевой механизм, отвинчиваются крепежные соединения;
  • отдаются патрубки гидравлики или электрическая плата для разных типов рулевой;
  • с салона машины снимается фиксатор – соединитель направляющего штока и самого руля;
  • изымается изделие, устанавливается в тиски, проводится визуальная диагностика, полный разбор.

На основании полученных в ходе разбора данных, принимается решение о необходимости замены той или иной детали. В конце разборки все детали подлежат мойке, сушке. Только после этого приступайте к сборке и установке нового оборудования. Обязательно соблюдайте последовательность действий. Это очень важно для обеспечения работоспособности детали во время будущей эксплуатации. Не забывайте смазывать графитной смазкой каждый установленный механизм, если он того требует.

Как продлить жизнь рулевой рейки

Есть несколько простых правил, которые помогут продлить жизнь рулевой рейки любого автомобиля.

Во-первых, нужно отказаться от лихой езды по ямам, привычки резко ускоряться и тормозить в последнее мгновение, поскольку подобные маневры оказывают губительное воздействие на рулевую рейку. Залогом «здоровья» рейки является плавный стиль вождения.

Во-вторых, необходимо научиться правильно парковаться. При использовании бордюра в качестве ограничителя движения каждый удар по колесу передается на рулевое управление, которое постепенно приходит в негодность.

В-третьих, следует периодически проводить техническое обслуживание всего механизма, следить за надежностью креплений и исправностью защитных чехлов. Своевременная замена поврежденных деталей и пыльников поможет продлить срок службы рулевой рейки.

В-четвертых, при использовании гидравлической рулевой рейки нужно своевременно менять гидравлическую жидкость в системе гидроусилителя руля, а также не оставлять в зимние месяцы колеса в вывернутом положении, дабы не ускорить износ рейки.

Во сколько обойдется ремонт рулевой рейки?

Если диагностика неисправности показала, что рулевая рейка подлежит замене, то у автолюбителя возникнет закономерный вопрос: во сколько ему обойдется такое удовольствие? Следует отметить, что цены на запасные части для иномарок на порядок выше, чем цены на запчасти для отечественных авто. Их конкретные значения зависят от марки автомобиля и года его выпуска.

Так, для автомобиля ВАЗ можно приобрести рулевую рейку без тяг, наконечников и ГУРа за 130 долларов. Та же деталь в сборе обойдется уже в 230 долларов. На приобретение рейки владельцу иномарки потребуется от 200 до 500 долларов, а покупка рейки в сборе потребует вложения от 1000-1500 долларов и выше. Если владелец автомобиля обратится за помощью к сотрудникам автомобильного сервиса, то к стоимости рейки ему придется прибавить затраты на оплату услуг специалистов, которые выполнят ремонт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: