18.31 Перечень неисправностей


Дворники в автомобиле постоянно подвергаются негативному внешнему воздействию. В результате ливней, метелей и замерзания возникают разнообразные дефекты стеклоочистителей, что напрямую влияет на безопасность движения. Чаще всего поломки наблюдаются зимой, когда погодные условия очень тяжелые.

При возникновении неисправностей рекомендуется заменить стеклоочистители. Существуют различные способы снять дворники для устранения неисправностей. Особенно часто проблемы с заменой и поиском дефектов возникают у начинающих автолюбителей. Ниже рассматриваются основные виды неисправностей и алгоритм действий владельца автомобиля.

Не работают дворники в машине: основные причины

Если не работают дворники, то возможно несколько причин данному явлению. Следует проверить рычаги на правильность их установки. Иногда наблюдаются проблемы с электродвигателем, который может выйти из строя. В электродвигателе нередко засоряется пылью коллектор якоря, что приводит к сбоям в работе. Рекомендуется посмотреть на предохранитель, так как он срабатывает при заклинивании рычагов, коротком замыкании, заедании редуктора.

Предохранитель срабатывает и в тех случаях, когда затруднено механическое движение щеток в результате их примерзания к стеклу или попадания посторонних предметов в конструкцию. Если же предохранитель исправен, а дворники не работают, то необходимо произвести внешний осмотр проводов, обмотки электродвигателя, коллектора и щеток на наличие повреждений и окисления металлических элементов.

В том случае, когда дворники работают рывками, то вероятной причиной является расшатывание поводка или ненадежное крепление щеток. Рекомендуется заменить конструкцию стеклоочистителей на более современную модель. Если же они функционируют лишь на одной скорости, то либо неисправно сопротивление, либо возник дефект переключателя.

Возможные неисправности стеклоочистителей

  • подгорание контактов выключателя электрического двигателя или реле;
  • пружинная пластина в выключателе не отгибается;
  • подгорание обмотки прерывателя реле;
  • повреждение зубьев шестерни редуктора.

Также можно наблюдать некачественную работу стеклоочистителей. При трещинах резины на стекле могут появляться различные полосы. Резина приходит в негодность, когда дворники работают с замерзшим стеклом или когда на стекле засохла грязь.

При появлении проблем с дворниками желательно заехать на СТО для поиска причины. Специалисты смогут оперативно произвести замену электродвигателя и других конструктивных элементов. От того, насколько быстро будут устранены неисправности, зависит безопасность водителя и пассажиров.

Некачественная работа любого узла и элемента вашего автомобиля — это не просто дискомфорт в поездке, но и определенный раздражающий фактор. Вам каждый раз приходится сталкиваться с тем, что какой-либо предмет технологий не работает достойным образом и не предлагает достаточно высокого качества функционирования. Особенно сложно пережить такое для идеалистов, у которых все должно работать на высшем уровне и без проблем. Одним из самых досадных вариантов неполадок является выход из строя дворников. Если стеклоочистители перестали работать, машут произвольно или останавливаются вместе с выключением ручки управления прямо на середине стекла, стоит подумать о возможных неполадках. Здесь следует выделить несколько основных узлов, которые могут ломаться. Трапеция, предохранитель дворников, реле прерывистого режима стеклоочистителя, ручка включения и прочие элементы.

Можно отыскать причину и самостоятельно, а также обратиться за помощь в специализированные форумы, где обсуждают подобные проблемы. Нередко на форумах вы найдете такие же симптомы неполадки и сможете легко отремонтировать ваш автомобиль. Если дворники перестали работать, придется что-то предпринимать достаточно быстро. В ином случае придется испытывать значительные трудности при поездке в дождливую или просто мокрую погоду. Зимой же отсутствие возможности очистить стекло от налипающей грязи и постоянно липнущего снега просто не даст вам нормально ехать за рулем. Придется через каждый две минуты останавливаться и очищать лобовое стекло. Давайте рассмотрим самые распространенные проблемы с дворниками в современных автомобилях.

Почему не работают дворники

В какой-то момент автовладелец может заметить, что у него не работают дворники. Проявляться это может в их полной остановке или работе со скрипом.

Не работают дворники на ВАЗ 2110
Совместимости трапеций

Первым делом причину ищите в электромоторе. Но помните, что случаются и проблемы по механической части.

Самые популярные механические поломки дворников:

  • Когда включаются очистители, звук мотора слышен, но щетки движений не совершают или слегка дергаются. Вероятно, гайка крепления кривошипа к оси редуктора потеряла хватку или открутилась полностью.
  • Несинхронная работа стеклоочистителей говорит о проблеме с поводком. Опять же, проверьте гайку фиксации. Подтягивая гайку, предварительно не забудьте поставить щетки в правильное положение.

Статья в тему: Замена патрубков системы охлаждения ВАЗ 2110

Что касается проблем с электрической составляющей, то они проявляются так:

  • Дворник двигается очень медленно, останавливается, потом опять начинает работать, не уходит упорно в нижнее положение. Проверьте концевой выключатель. Подогнув контакты, он регулируется таким образом. Если подобная мера не принесла плоды, замените весь моторчик дворников ВАЗ 2110 в сборе, поскольку редуктор встроен;
  • Вы включили режим с прерывистой работой, но щетки работают без остановок. Здесь проблема кроется в реле, которое подлежит замене. Если при включении устройства вы не слышите звук от вращения якоря мотора, тогда это 100% виновато реле. Если нет, тогда проверьте наличие подгораний и окислений на контактах;
  • Выбирая любой режим, слышится только щелканье термометаллического предохранителя. При этом якорь и щетки стоят на месте. Проверьте, может из-за мороза щетки примерзли, потому не двигаются. Или перегорел предохранитель F5, либо сгорел якорь;
  • Электромотор не включается, хотя предохранители исправны. Проверьте качество контактов. Часто это становится причиной зависшей щетки или сгоревшего якоря.

Трапеция — механизм непосредственной работы дворников

Один из самых сложных механизмов в комплекте системы дворников — это трапеция. На сегодняшний день ни у одного производителя автомобилей нет настолько надежного механизма привода дворников, чтобы гарантировать долговечную работу устройства. Банальное заклинивание щеток или чрезмерный упор в стекло, неправильное включение дворников, примерзание к стеклу зимой — все эти причины могут оказаться губительными для трапеции. Среди возможностей восстановления данного механизма стоит выделить лишь несколько возможных шагов:

  • приобретение новой трапеции — это зачастую оптимальный шаг для отечественных авто, у которых механизм дворников стоит порядка 1000-1500 рублей;
  • для иномарок приобретение новой трапеции будет стоить баснословных денег, так что в этом случае следует произвести ремонт и восстановить сломавшиеся детали;
  • нередко в трапеции выходят из строя втулки, и наконечники, которые часто бывают пластиковыми и ужасно переносят морозы, так что их можно просто заменить;
  • если нелегко найти ремкомплект для трапеции на ваш автомобиль, можно попробовать установить втулки и прочие детали с других автомобилей, близких по классу;
  • непосредственно замена трапеции нужна в том случае, если даже ремонтные работы не убирают неполадку, или после ремонта механизм начал постукивать при работе.

Любые звуки, исходящие из трапеции, могут оказаться предвестниками ее смерти. Это именно тот знак, который говорит о возможном выходе из строя всего устройство. Впрочем, менять трапецию сразу же после возникновения неприятных звуков не стоит. До замены вы можете подождать, пока устройство окончательно выйдет из строя или попробовать устранить звук, подтянув составные части трапеции с помощью стандартных инструментов. Это не сложно и можно выполнить прямо в вашем гараже.

Отсутствует прерывистый режим дворников — ищем реле

Часто вместе с отсутствием прерывистого режима возникают проблемы с возвратом щетки стеклоочистителя на исходное положение. В таком случае виновником ситуации является сгоревшее реле. При этом режим непрерывных взмахов щетки стеклоочистителя присутствует, равно как и режим ускоренного очищения стекла. Эти варианты работы стеклоочистителя предусмотрены в обход реле, они реализованы напрямую от ручки включения режимов работы дворника. Реле при выходе из строя необходимо просто заменить, выполнив такую процедуру:

  • поиск места установки реле в вашем автомобиле — помогут снова форумы, инструкция по эксплуатации автомобиля или рекомендации специалистов по ремонту вашего авто;
  • далее нерабочее реле следует изъять из места установки, переписать номер устройства, чтобы не ошибиться при выборе нового электрического прибора на замену;
  • поехать в магазин или заказать в интернете реле оригинального производства с тем самым номером по каталогу, чтобы обеспечить нормальную работу дворника на автомобиле;
  • получив в руки устройство, хорошо разглядеть его, убедиться, что это именно тот элемент, который изначально на заводе устанавливали в ваш автомобиль;
  • выключить зажигание, обязательно проверить, чтобы ручка включения дворников была на положении «выключено» и вставить реле в слот, откуда было изъято нерабочее устройство;
  • включить зажигание и проверить качество работы дворников с учетом новой установленной электрической детали.

Режимы работы дворников на бюджетных автомобилях нередко оказываются достаточно бедными, поэтому можно развить их, установив реле от того же производителя, но с другими параметрами. К примеру, популярной является установка не простого реле дворников на отечественные машины в базовой комплектации, а специального реле с регулировкой паузы срабатывания щеток. Это неплохой вариант, который может значительно улучшить эмоции от поездки на автомобиле и облегчить работу водителя.

Предохранители и прочие электрические связи

Не последним вариантом неполадки в системе работы дворников являются электрические связи и цепи. Первым делом стоит проверить предохранители, которые имеют свойство выходить из строя и просто не пропускать электрический ток в нужное место. Предохранители у большинства авто находятся под капотом, некоторые модели стоит исследовать на предмет блока предохранителей в салоне.

Одной из возможных проблем также могут стать сорванные провода. Если, к примеру, после гаражного сервиса у вас не работают дворники, вполне возможно, что мастера оборвали провода и не исправили неполадку. Следует проследить цепь дворников, если есть такая возможность, а лучше отвезти машину на нормальную станцию и заказать должное восстановление этой проблемы.

Не работает прерывистый режим дворников, причины


На примере очистителя ветрового стекла («дворников») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 выясним причины неисправности — не работает прерывистый режим дворников.

Признаки неисправности

При перемещении правого рычага подрулевого переключателя в нижнее фиксируемое положение (включающее прерывистый режим) щетки дворников ни как не реагируют и ни куда не перемещаются, либо перемещаются, но без прерывания. Во втором и третьем положении (первая и вторая скорость очистителя) работают нормально.

Причины неисправности: «Не работает прерывистый режим дворников»

Чтобы определить почему не работает прерывистый режим дворников нужно по схеме его включения замерить напряжение в контрольных точках, что бы понять в каком месте электрическая цепь обрывается.


Схема включения прерывистого режима работы дворников (очистителя ветрового стекла) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправен правый подрулевой переключатель

При включении прерывистого режима перемещением рычага правого подрулевого переключателя в нем замыкаются контакты «53а» («плюс с замка зажигания») и «J» (выход на реле стеклоочистителя) и контакты «53е» («плюс» с реле стеклоочистителя) и «53» (выход на щетку моторедуктора).

Чтобы определить исправность переключателя нужно снять с него колодку и проверить наличие напряжение на контакте «53а» при включенном зажигании (установить поступает ли вообще ток на переключатель?). Если ток есть. зачищаем контакты, включаем прерывистый режим и проверяем наличие напряжения на выводе «53». Если его нет, переключатель неисправен.


Контакты подрулевого правого переключателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправно реле стеклоочистителя

Оно отвечает за прерывистый режим работы «дворников» и должно обеспечивать прерывание работы дворников с частотой 14 раз в минуту. На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 реле стеклоочистителя расположено в монтажном блоке (реле К3). После поворота ключа в замке зажигания на его выходном выходе «15» должно быть напряжение. Его наличие можно проверить вольтметром или контрольной лампой. Конкретно за прерывистый режим отвечают выводы «I» (вход) и «S» выход. Если, после перемещения рычага переключателя, напряжения на выводе «S» нет, то возможно реле неисправно или окислились его контакты.


Реле К3 — стеклоочистителей и омывателей в монтажном блоке 2114 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Неисправен электродвигатель очистителя

Чтобы определить неисправность моторедуктора проверяем наличие напряжения на выводе красного (вывод 6) и серого проводов (вывод 1) в колодке проводов на моторедуктор. При этом зажигание и подрулевой переключатель должны быть включены.

Помимо этого необходимо проверить контакт провода на «массу» из колодки проводов к моторедуктору.

Если «плюс» и «минус» в порядке моторедуктор неисправен и требует ремонта или замены.

Примечания и дополнения

Прерывистый режим работы дворников обеспечивается реле типа 52.3747 или 525.3747. Оно так же включает малую скорость очистителя при включении омывателя ветрового стекла.

TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте

Еще статьи по очистителям и омывателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Схема подключения омывателя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство омывателя стекол ВАЗ 2108, 2109, 21099, схема

— Не работает задний «дворник» на ВАЗ 2108, 2109, причины

— Схема включения заднего «дворника» автомобилей ВАЗ 2108, 2109

— Режимы работы «дворников» ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как работает омыватель ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Отказал омыватель ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099, что делать?

Подрулевые переключатели — распространенная причина проблем

Дворники в большинстве современных автомобилей включаются с помощью подрулевых переключателей в виде рычагов с нанесенными на них данными о режимах работы оборудования. Эти рычаги должны работать качественно и обладать необходимыми сигналами для включения дворников. Нередко ручка выходит из строя, переключатель не отправляет нужные сигналы, из-за этого некачественно срабатывают непосредственно дворники. Главные задачи в данном случае следующие:

  • необходимо снять пластиковых детали облуды рулевой колонки, чтобы добраться непосредственно до места установки выключателей дворников;
  • в большинстве автомобилей выключатели снимаются очень просто, максимальной работой, ожидающей вас, будет откручивание нескольких болтов;
  • после снятия выключателя можно с помощью тестера проверить его работу, подключая контакты поочередно к разным клеммам и включая режимы работы дворников;
  • если выключатель действительно вышел из строя, его стоит просто поменять на новый, установив столь же просто, насколько была произведена разборка;
  • в случае, если выключатель работает, придется поискать другие причины неполадки, вполне возможно, что причины кроются в районе подключения переключателя.

Нередко от клемм этого подрулевого переключателя просто отходят провода, которые необходимо вернуть на место. Скорее всего, после проведения полной ревизии электрической системы вместе с выключателями и прочими важными техническими аспектами, вы сможете определить неполадку и легко устранить ее. Для этого даже не нужно никаких специальных инструментов и способностей. Вам достаточно будет выполнить качественное восстановление работы всех несложных систем дворников. Предлагаем небольшое видео о том, как справляться с проблемой, если дворники внезапно перестали работать:

Подводим итоги

Если надежная работа стеклоочистителя является вашим приоритетом, следует обращать внимание на все возможные варианты выхода деталей из строя. Стучащая трапеция должна привлечь ваше внимание и определенным образом заставить изучить ситуацию. Скорее всего, стук приведет к тому, что вскоре придется менять устройство на новое и покупать качественные детали на замену. Но вполне возможно, что стоит просто добраться до трапеции и подтянуть крепления ее деталей, чтобы убрать стук и прекрасно эксплуатировать устройство дальше.

Качественная работа дворников необходима в любом автомобиле, так что следует сразу же решать все возникающие проблемы с учетом их особенностей и технических сложностей. Замена реле может быть выполнена и в гаражных условиях, а вот поменять трапеция и мотор дворников лучше в сервисном центре. Так вы сможете без особых проблем получить необходимые возможности эксплуатации машины и обзавестись необходимыми качествами работы периферийных устройств. А вы когда-нибудь сталкивались с неисправностями в работе дворников?

Не знаете, почему при включении зажигания срабатывают дворники, и не можете это остановить? Можно, конечно, выключить предохранитель и поездить без дворников некоторое время, но проблему надо решать окончательно.

Классический способ решения проблемы сводится, как правило, к двум вариантам: разобрать подрулевой переключатель и почистить внутри, или установить тумблер, отвечающий за отдельное включение дворников. Но на самом деле эффективных решений этой проблемы куда больше.

Механическая часть

Она включает в себя:

  • Собственно щетки — их рабочая часть сделана из резины и подвержена довольно быстрому износу;
  • Трапеция — конструкция из металлических направляющих, они обеспечивают преобразование вращения электромотора в собственно работу дворников. Трапеция подвержена деформации и засорению сочленений.

Соответственно, из структуры узла стеклоочистителей, следует что все поломки относятся к двум группам:

  1. Механические;
  2. Электрические.

Причины срабатывания дворников при включении СЗ

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Какой бы не был выбран способ решения, изначально нужно найти причину такого «поведения» дворников. Их бывает несколько. Рассмотрим самые часто вознкающие.

Замыкание

Первым делом любой автомобилист с тем или иным уровнем просвещённости будет сомневаться в проводке. Наверное, где-то коротит, подумает он. Отчего же на самом деле возникает такая неисправность?

Кратковременное или длительное срабатывание дворников при включении зажигания возникает в большинстве случаев из-за плохого соединения «массы». Чтобы решить проблему, рекомендуется отсоединить все точки, где проводка соприкасается с «массой», и прочистить выводы от окисления и отложений. Затяжка клемм должна проводиться затем надёжно, чтобы избежать повторения ситуации в дальнейшем.

Переключатель режимов

Если стеклоочистители не отключаются при нулевом и прерывистом режиме работы, а вот в ускоренном режиме нормально функционируют, то эта разновидность неисправности, как правило, указывает на переключатель. Что можно сделать? Найти реле, отвечающее за дворники. Например, на некоторых модификациях Тойот реле устанавливается прямо внутрь переключателя дворников. Устройство разборное, можно открыть и посмотреть, в чём проблема. На крайний случай, реле заменить.

Можно полностью отключить переключатель режимов, выпаять его из схемы. Это поможет отключить дворники, однако после этого они будут работать только в ускоренном режиме.

Реле дворников

Одна из распространённых причин срабатывания дворников. Как и говорилось выше, именно замена реле помогает решить проблему в большинстве случаях.

Примечание. Обычный симптом неисправности, связанной с реле. При кратковременном включении омывателя ветрового стекла, дворники делают не два взмаха, как это должно быть, а три – последний взмах лишний, так как вода уже со стекла убрана и чистка проводится на сухую.

Новое реле должно подходить по маркировке. К примеру, для отечественной «девятки» подходит такой вариант – 526.3747. Однако в зависимости от завода-изготовителя, релейные устройства могу иметь и другие маркировки, но подходит вполне для замены. Нужно просто спросить у продавцов для конкретной модели автомобиля.

Если по какой-то причине реле не подходит, то можно заменить внутри реле резистор R4. Родной имеет номинал 130 кОм, а для стабильной работы дворников рекомендуется поставить в пределах 40-70 кОм. Купить деталь можно в магазине радиодеталей или спросить на форумах родного города у радиолюбителей.

Само реле находится в блоке, который автолюбители называют «чёрный ящик».

А это схема реле дворников «девятки»

Что касается внутреннего исполнения реле дворников, то оно может быть различным. Однако нужный нам резистор всегда подключается внутри реле к четвёртой лапке микрочипа.

Примечание. Проблема с резистором аналогично решается почти для всех моделей ВАЗ: «десятки», «пятнашки», Лады Гранта и Приора и т.д.

Следует знать, что в некоторых случаях реле дворников может быть не разборным. Тогда резистор выпаять и заменить не получится. Придётся находить новое реле с классическим вазовским исполнением.

Ещё вариант – попала вода внутрь «чёрного ящика». Очевидно, что нужно разобрать блок, но делать это нужно на свой страх и риск, так как в половине случаев при разборке всё рассыпается и приходится менять монтажный блок на новый (стоит 3-4 тыс. рублей).

Разбирается «чёрный ящик» так:

  • Выкрутить шесть винтов блока (два винта прямо внутри площадки, остальные по бокам);
  • Снять аккуратно все реле, предохранители и перемычки (запомнить их положения);
  • Располовинчить блок отвёрткой;
  • Очистить окислы на схеме.

Неисправности стеклоочистителей (дворников)

Как известно, рабочий механизм дворников рассчитан изначально на длительный срок работы. И поломки возникают у детали, в большинстве своём, из-за человеческого фактора – т.е, неправильной эксплуатации.

Чаще всего дворники портятся зимой, когда они примерзают к ветровому стеклу, а водитель, будучи невнимательным, включает механизм очистки стекла. Нагрузка на дворники, которые примёрзли, оказывается губительной для механизма. И при этом выйти из строя может, как сам моторчик, так и различные механические детали.

Так как выше мы рассматривали преимущественно дворники вазовских моделей, то продолжим это делать на их примере. Так, на «восьмерке», «девятке», «тринашке», то бишь, хэтчбеках, помимо основного переднего дворника бывает установлен ещё и задний омыватель. А на «99-й», «пятнашке» и других седанах – его нет.

Передние стеклоочистели имеют несколько режимов функционирования: работа с паузой (тот же прерывистый режим), работа на низкой скорости, работа на высокой скорости. Кроме того, есть ещё два режима: 3-кратное очищение и очищение одновременно с омывателем. Что касается заднего дворника, то он имеет только единственный режим: совместно с омывателем.

Итак, принято различать 6 основных разновидностей неисправностей дворников: плохо очищают стёкла, не срабатывают после включения одного из режимов, поломка щёток и т.д. Подробнее можно посмотреть в таблице ниже.

Название неисправностиЧто делать 1Что делать 2Чо делать 3
Полная неработоспособность системы (ни один режим не работает нормально, не слышно, как вращается электродвигатель)Проверить наличие напряжения 12 в на клемме номер 6, в разъёме стеклоочистителя, а также массу 4. Проверить рекомендуется также все питающие схемы (предохранитель 4 и 5, переключатель, монтжный блок, замок зажигания и так далее.Проверить, как функционирует сам переключатель режимов (наличие управляющего напряжения 12 в, на клеммах 1 и 2 разъёма стеклоочистителя, при переключении режимов).Проверить работоспособность моторчика (потребуется провести демонтаж и разборку).
Не работает прерывистый режим (всё остальное работает)Основная причина — неработающее реле. Заменить и проверить, как функционирует новое релеВозможно, что причина в переключателе режимов. Проверяется подменой на заведомо исправное.
Щётки дворников не останавливаются в положенном, нижнем положении, а останавливаются в любом месте (могут выходить за рамки ветрового стекла)Сломался или выгорел концевой выключатель в моторе (заменить невозможно, только целиком электродвигатель, хотя удаётся в екоторых случаях исправить и починить).Неправильно отрегулировано положение дворников (выставить их по месту).Начал выходить из строя вал привода механизма щёток (разобрать и заменить вышедшие из строя детали).
Слышен шум моторчика, но щётки не двигаются (щётки держатся на одном месте)Сработался приводной вал механизма стеклоочистителя (слизало шлицы). Нужно заменить или наладить шлицевую часть электромоторчика.Раскрутилась гайка, фиксирующая шток механизма к валу электромоторчика (хорошенько затянуть гайку).
Нет срабатывания дворников, после включения стеклоомывателяВероятнее всего, испортился подрулевой переключатель режимов (заменить на заведомо исправный).Возможно, что нарушилась работа и исправность монтажного блока (измерить напряжение на клеммах 9 и 18).
Плохое качество очищения стеколЩётки дворников потеряли эластичность (заменить их на новые).На стекло попало масло или другие смазочные вещества. К примеру, это может быть масло из глушителя впереди едущего автомобиля, воскование на мойке, загрязнение после полировки и многое другое.

Схема передних дворников

Автомобильные дворники — неотъемлемый атрибут любого автомобиля, о котором, как правило, вспоминают только в случае выпадения каких-либо осадков (дождь, снег). В условиях неблагоприятной видимости дворники очищают лобовое стекло автомобиля, обеспечивая водителю необходимый обзор.

В общем случае конструкцией автомобильных стеклоочистителей обеспечивается работа дворников в трех режимах:

  • медленный;
  • прерывистый;
  • быстрый.

Трехскоростная система работы стеклоочистителей представляет собой одно из самых слабых мест любого автомобиля. Особенно это касается отечественных машин, в которых достаточно часто дворники при работе не возвращаются в исходное положение, а останавливаются посередине стекла.

Остановка дворников посередине лобового стекла способна вывести из себя любого, даже самого спокойного водителя, так как при этом ограничивается обзор. Кроме того, дворники, останавливаясь на середине стекла во время работы, постоянно напоминая о наличии неисправности.

Причин, которые приводят к остановке дворников посередине стекла достаточно много, причем большинство из них можно устранить самостоятельно.

Устройство привода стеклоочистителей

Дворники приводятся в действие небольшим электромотором постоянного тока, который оснащен встроенным редуктором.

В якоре мотора установлены три щетки, при помощи которых и обеспечиваются три режима работы всей системы. Кроме того, электрическая схема управления работой стеклоочистителей включает в себя:

  • подрулевой переключатель режимов работы;
  • реле К2 типа 524.3747, которое включает прерывистый режим работы;
  • дополнительное реле;
  • концевой выключатель;
  • биметаллический предохранитель;

Биметаллический предохранитель и концевой выключатель расположены в редукторе электромотора, а все остальные элементы схемы размещены в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве автомобиля. Все элементы схемы электрической принципиальной соединяются между собой с помощью проводов и монтажных колодок.

Способы устранения неисправностей

Если дворники начали останавливаться посередине лобового стекла автомобиля необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить, правильно ли одеты дворники на шлицы привода и состояние трапеции. Особое внимание необходимо обратить на кривошип привода. При обнаружении ошибок сборки их необходимо устранить;
  • внимательно осмотреть шлицы привода. Они могут выкрошиться, сломаться или износиться, в результате чего шлицы проскакивают и стеклоочистители не возвращаются в исходное положение. Иногда рычаг дворника может и соскочить со своего места.

Устраняется дефект заменой изношенных деталей.

Совет! Если дворники начали останавливаться посередине стекла во время движения, а СТО поблизости не наблюдается, то устранить дефект можно, если есть в багажнике дрель и сверла. Просверлив несколько отверстий можно временно закрепить рычаг стеклоочистителя с помощью подручных материалов. Чтобы уменьшить трение, места доработки необходимо густо смазать каким-либо смазочным материалом.

Следующая операция — проверка целостности электропроводки. Для этого нужно не выключая зажигания проверить напряжение на разъеме привода. Величина напряжения должна составлять 12 В. В случае отсутствия напряжения на контактах разъема необходимо последовательно, начиная с предохранителя в монтажном блоке, проверить целостность электропроводки и исправность реле. Обнаруженные неисправности нужно устранить.

Также стеклоочистители могут не возвращаться в исходное положение по причине дефекта самого электромотора или его выключателя. В этом случае необходимо заменить неисправный электромотор.Автолюбитель может столкнуться и с другими, более сложными неисправностями, которые приводят к остановке дворников как посередине лобового стекла, так и в любом другом положении. В этом случае правильнее будет обратиться к специалистам, которые быстро обнаружат и устранят неисправность.

Интересно! Некоторые автолюбители обратили внимание на то, что в зимнее время года дворники, остановившиеся посередине лобового стекла, попадают в зону его обдува горячим воздухом. Таким образом, затвердевшие на сильном морозе, эластичные элементы стеклоочистителей оттаивают одновременно с обледеневшим стеклом в процессе прогрева силового агрегата авто после длительной стоянки, что способствует увеличению срока эксплуатации.

Поэтому появилось оригинальное решение: при парковке автомобиля в сильный мороз принудительно останавливать щетки на середине лобового стекла. Для этого нужно всего лишь разорвать цепь привода стеклоочистителей и установить дополнительный переключатель на приборной панели автомобиля.

Припарковав машину, например, на ночь, при помощи переключателя останавливают дворники посередине лобового стекла. Утром, прогрев ее, с помощью того же переключателя возвращают стеклоочистители в транспортное (исходное) состояние.

Трехскоростная система стеклоочистителей – одна из самых уязвимых в отечественной «десятке». Роль слабого места может исполнить практически любой узел: подрулевой переключатель, реле, предохранители, моторедуктор.

Поиск проблем электрической части

Каждый владелец ВАЗ-2110 невольно обращал внимание на доносящиеся с левой стороны щелчки и еле слышный шум от моторедуктора при работающем стеклоочистителе. Поэтому на начальной стадии поиска причин, почему не работают дворники ВАЗ-2110, нужно проверить работоспособность именно этого изделия.

Если электрический двигатель не подает никаких признаков жизни, необходимо проверить предохранитель, расположенный на монтажном блоке, который располагается с левой стороны, под рычагом переключения фар. Если предохранитель в рабочем состоянии, это говорит о неисправности в системе подпитки электропривода.

Определить проблемный участок в цепи поможет мультиметр. Нужно проверить цепь от предохранителя к моторедуктору, от него к гидрокорректору.

Естественно, необходимо проверить и сам предохранитель. Если на экране мультиметра постоянно светится ноль, и слышен не очень приятный звуковой сигнал, значит, цепь исправна. При появлении на экране нескольких цифр, без звукового сопровождения двигаемся дальше – переходим к осмотру клемм и проводов.

Устранить неисправность можно следующим образом:

  1. Зачистить и поджать все клеммы, которые проверялись мультиметром.
  2. Заменить проводку.
  3. Поставить новый рычаг на рулевой колонке, включающий стеклоочиститель.

За функционирование стеклоочистителя отвечает реле К2 (5243747), находящееся в монтажном блоке. Если при работе системы прерывистый режим не наблюдается, то реле пора менять. При данных обстоятельствах проверить нужно и гидрокорректор.

Если у реле стеклоочистителя есть дефект, он будет чудесно работать в крайнем третьем положении правого подрулевого переключателя. Неисправное реле не во всех случаях прекращает свою работу. Стеклоочистители могут прекрасно функционировать, если их включить в 1 положение, но на то, что есть присутствие дефекта и реле работает неправильно, укажут паузы между взмахами щеток.

Часто реле просто отходит, при этом одновременно не работают дворники и печка. В этом случае нужно обыкновенно поджать контакты.

В поиске причин, по которым перестали работать дворники на-ВАЗ 2110, попутно нужно проверить концевой выключатель, находящийся на крышке моторедуктора. Также желательно очистить контакты от окиси и подогнуть контактные лепестки.

Первый этап: диагностика и устранение неисправностей электрического характера

Каждый владелец десятой модели наверняка замечал доносящиеся от расположенного слева моторедуктора щелчки и шум при активировании стеклоочистительной системы. Поэтому на первоначальном этапе решения вопроса, почему на ВАЗ 2110 не работают дворники, следует обратить внимание именно на характер работы этого агрегата.

Электродвигатель не подает никаких признаков работоспособности – необходимо осмотреть предохранитель F5 в монтажном блоке, расположенном слева под гидрокорректором светового пучка фар. Исправный предохранитель служит в первую очередь индикатором наличия проблем в системе подпитки электропривода.

Идентифицировать неисправный участок поможет мультиметр: необходимо «прозвонить» цепь в режиме сопротивления от предохранителя до моторедуктора и подрулевого рычага, да и сам переключатель. Мультиметр индуцирует ноль: участок исправный, бесконечно большое значение – повод к осмотру клемм и проводов.

Устраняется неисправность следующими действиями:

  • зачистить/обжать клеммы в блоке предохранителей, контактных разъемах подрулевого переключателя и моторедуктора;
  • заменить провода;
  • заменить рычаг на рулевой колонке, активирующий работу стеклоочистителей.

За работу стеклоочистителей по циклам с паузами (I и II положения) отвечает реле К2 типа 524.3747, расположенное в монтажном блоке. Система не работает в прерывистом режиме – повод к детальному осмотру и замене реле. При таких обстоятельствах «грешить» стоит и на подрулевой переключатель.

Следует иметь ввиду! При дефектном реле стеклоочистители совершенно беспрецедентно работают в крайнем третьем положении правого подрулевого переключателя.

Впрочем, неисправное реле далеко не всегда прекращает работу узла в прерывистом режиме. Стеклоочистители могут эффективно выполнять свою функцию в I и II положениях, однако на наличие дефекта в реле будет указывать отсутствие характерных для данных режимов пауз между взмахами щеток.

Попутно, выясняя другие причины, по которым дворники на ВАЗ 2110 в прерывистом режиме не работают с паузами, следует осмотреть концевой выключатель, расположенный на крышке моторедуктора:

  • окисленный слой следует убрать;
  • обгоревшие контакты необходимо очистить;
  • контактные лепестки, при необходимости, стоит подогнуть.

Ремонт стеклоочистителя

На практике ремонт дворников на ВАЗ 2110 вовсе не сложный, если вы обладаете хотя бы элементарным опытом в работе с автомобилем и электрической его составляющей.

Не работают дворники на ВАЗ 2110
Откручиваем фиксирующую гайку

Для начала разберемся, как снять дворники на ВАЗ 2110. Конструкция предусматривает несколько крепежей, открутив которые, вы без проблем снимите сами щетки.

А вот с разборкой узла стеклоочистителя все немного сложнее. Разбирается он следующим образом.

  1. Снимите приборную панель.
  2. С левой стороны отыщите реле, которое крепится к кузову. Если оно сломано, ремонтировать не имеет смысла. Просто установите новое реле.
  3. Далее проверьте состояние предохранителя, который отвечает за работу привода стеклоочистителя.
  4. Разберите рулевую колонку, что позволить изучить состояние переключателя. Если на нем повреждена изоляция или имеются другие повреждения, замените агрегат.
  5. Открутите от кузова электромотор, проверьте его в деле. Если поломка не серьезная, можно отремонтировать. Холя лучше сразу заменить его вместе с реле.
  6. Проверьте привод. Не редко на нем ломается шкив, из-за чего устройство приходится менять на новое.
  7. Убедитесь в исправности трапеции. Может потребоваться замена трапеции дворников на ВАЗ 2110, если во время эксплуатации авто ухудшилась смазка устройства, туда попал всевозможный мусор, вода. Если смазка не работает должным образом, пластиковые втулки шарниров изнашиваются, отсюда возникает люфт, и повышается сопротивление при работе устройства. Сама же трапеция служит для передачи усилия от электродвигателя к поводкам стеклоочистителя.

Статья в тему: Как проверить датчик скорости/спидометра на ВАЗ 2110 и где он находится

Неисправности механического происхождения

Часто не работают по причине банального ослабления гайки, прижимающей щеткодержатель к валу трапеции. Восстановить работоспособность системы можно мгновенно, отрегулировав угол расположения щетки и притянув рычаг гайкой.

Об открученной гайке, способствующей передаче крутящего момента от редуктора к трапеции, может сообщить одно из двух событий:

  • электродвигатель сохраняет работоспособность во всех режимах, но обе щетки не двигаются;
  • щетки самопроизвольно прекращают работу в промежуточном положении.

Впрочем, остановка щеткодержателей в произвольном положении может произойти по причине плохого прижатия контактов «концевика» к шестерне моторедуктора или окисления/обгорания этих же контактов. А щетки не в состоянии двигаться еще и после выкрашивания зубьев шестерен, которые не располагают большим ресурсом – ведь они изготовлены из пластмассы.

Проблемы с механикой

Часто стеклоочиститель на ВАЗ-2110 могут не работать из-за слабо прикрученной гайки, прижимающей держатель щетки. Эта неисправность ремонтируется за несколько секунд. Достаточно поджать плохо закрученную гайку, чтобы восстановить работоспособность дворников. Об открученной гайке могут оповестить некоторые события:

  1. При работающем электродвигателе щетки не двигаются.
  2. Щетки самостоятельно прекращают работать в промежуточном положении.

Также щеткодержатели могут остановиться и по причине плохого прижатия контактов в моторедукторе. Если на шестерне моторедуктора выкрошились зубья, щетки также не будут работать.
https://youtu.be/kp8IH-auFs4
.

Диагностика привода мотора стеклоочистителя.

Итого

Отказ стеклоочистителей может произойти по вполне банальным причинам:

  • cгорел предохранитель F5;
  • окислились или обгорели клеммы соединительных колодок;
  • вышли из строя провода;
  • сломалось реле К5 524.3747;
  • приказал «долго жить» подрулевой переключатель;
  • ослабла гайка, притягивающая кривошип трапеции к шестерне редуктора;
  • открутились гайки крепления рычагов к валам трапеции;
  • щетки примерзли к стеклу.

Нередко дворники на моделях семейства ВАЗ 2110 не работают из-за неисправностей сложного уровня:

  • окисление/обгорание, недостаточная сила прижатия контактов концевого выключателя, расположенного на крышке редуктора;
  • зависание щеток в моторедукторе;
  • обгорание/загрязнение коллектора;
  • обрыв в обмотке якоря;
  • выкрашивание зубьев шестерен в редукторе.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: