Что такое центральный замок
Центральный замок (ЦЗ) позволяет блокировать одновременно сразу все двери в автомобиле. Конечно, без помощи этого механизма водитель также мог бы открывать и закрывать свою машину на замок: не дистанционно, а вручную. Наличие центрального замка никак не влияет на технические свойства транспортного средства, поэтому производители относят этот механизм к системам, обеспечивающим комфорт автовладельца.
Управлять центральным замком можно как пультом управления, так и с помощью поворота ключа в двери водителя
Блокировка дверей с помощью ЦЗ может быть произведена двумя способами:
- централизованно (когда одно нажатие на кнопку брелка закрывает сразу все двери);
- децентрализованно (такая система позволяет управлять каждой дверью по отдельности).
Децентрализованная система – наиболее современный вариант устройства блокировки дверей. Для того чтобы она могла выполнять свои функции, на каждую дверь дополнительно устанавливается электронный блок управления (ЭБУ). В централизованном варианте всеми дверьми автомобиля управляет единый блок.
Комплектация домофона
Как правило, комплект состоит из таких элементов:
- панель для вызова;
- монитор домофона подключаемый внутри дома;
- блок питания;
- комплект ключей и замок;
- коробка, в которую будет встроен блок питания;
- видеокамера;
- провода;
- инструкция, в которой указан пошаговый план установки устройства.
Схема для самостоятельного подключения домофона
Удобство электромеханического устройства заключается в том, что открыть его можно несколькими способами:
- дистанционно, нажав на кнопку, расположенную на корпусе внутридомовой части домофона;
- со стороны участка, воспользовавшись электронной или механической кнопкой;
- с наружной стороны участка, применив карту, механический ключ или ввод кода.
Особенности центрального замка
Центральный замок в автомобиле имеет несколько особенностей, которые позволяют сделать взаимодействие системы и водителя максимально простым и эффективным.
- ЦЗ может успешно функционировать в комплексе с любой сигнализацией.
- К системе ЦЗ также подключается багажник, но управлять его открытием можно и отдельно от дверей.
- Для удобства водителя кнопка дистанционного управления размещается на брелке и в салоне автомобиля. Впрочем, закрыть ЦЗ можно и механическим способом, повернув ключ в замке двери водителя. Одновременно с поворотом ключа будут заблокированы и все остальные двери транспортного средства.
В зимнее время года во время сильных морозов элементы центрального замка могут замерзнуть. Риск замерзания возрастает, если в систему попадает влага. Лучшим средством для решения проблемы станет химический размораживатель, который можно приобрести в автомагазине. Чтобы попасть внутрь автомобиля, достаточно разморозить водительскую дверь и запустить двигатель. Когда машина прогреется, остальные замки оттают сами собой.
Полный комплект элементов, необходимых для установки центрального замка
Функции центрального замка
Преимущество устройства центральный замок с дистанционным управлением в автомобиле:
- Экономия времени. Вместо того что бы по очереди закрывать каждую дверь, необходимо закрыть одну – остальные блокируются автоматически.
- Универсальность. Устройство стандартное. Нет необходимости подбирать модель.
Стандартный комплект замка авто состоит из:
- Электропривод (пятипроводной).
- Центральный замок.
- Двухпроводные электроприводы.
- Контролёр управления.
Систему приводит в действие ключ или пульт ДУ.
Функциональные особенности:
- Система работает с сигнализацией любого типа.
- Кнопку запуска ДУ размещают на брелок для удобства.
- Если в автомобиле установлена сигнализация и есть пульт, нет смысла заказывать еще один– лучше сэкономить.
- Кроме дверей и лючка, подключить можно еще багажник авто. Им тоже можно управлять пультом ДУ.
- Важной особенностью является перекодировка предохранительных возможностей. Например, при превышении скорости, двери автоматически запираются. Или установить поочерёдное открытие: сначала дверь со стороны водителя, при повторном нажатии – остальные.
Устройство системы
Кроме блока управления, система центрального замка также включает в себя входные датчики и исполнительные устройства (актуаторы).
Входные датчики
К их числу относятся:
- концевые дверные включатели (концевики), передающие информацию о расположении автомобильных дверей на блок управления;
- микропереключатели, фиксирующие положение конструктивных элементов дверного замка.
Микропереключатели выполняют разные функции.
- Два из них предназначены для фиксации кулачкового механизма передних дверей: один отвечает за сигнал lock (закрытие), второй – unlock (открытие).
- Также два микропереключателя отвечают за фиксацию положения механизмов центрального замка.
- Наконец, еще один переключатель определяет положение рычажного механизма в приводе замка. Это позволяет оценить положение двери относительно кузова. Как только дверь открывается, система замыкает контакты переключателя, в результате чего центральный замок не может сработать.
Сигналы, отправляемые каждым из датчиков, попадают в блок управления, который передает команды актуаторам, закрывающим двери, крышку багажника и лючка топливного бака.
Блок управления
Блок управления – это мозг всей системы ЦЗ. Он считывает информацию, получаемую от входных датчиков, анализирует ее и передает исполнительным устройствам. Также ЭБУ взаимодействует с сигнализацией, установленной на автомобиль, и может управляться дистанционно с помощью пульта.
Актуатор
Исполнительное устройство – завершающее звено цепи, отвечающее за непосредственную блокировку дверей. Актуатор – это электродвигатель постоянного тока, который объединен с самым простым редуктором. Последний преобразует вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение цилиндра замка.
Кроме электродвигателя в исполнительных устройствах использовался пневматический привод. Например, его применяли такие производители, как Mercedes и Volkswagen. Однако в последнее время пневматический привод использоваться перестал.
Принцип работы устройства
Центральный замок автомобиля может срабатывать как при запущенном, так и при выключенном зажигании.
Как только автовладелец запирает двери машины с помощью поворота ключа, в замке срабатывает микропереключатель, обеспечивающий блокировку. Он передает сигнал на блок управления двери, а затем дальше – к центральному блоку. Данный элемент системы анализирует полученную информацию и перенаправляет ее на актуаторы дверей, багажника и крышки топливного лючка. Последующая разблокировка происходит по такой же схеме.
Если автомобилист закрывает машину с помощью пульта ДУ, сигнал от него поступает на антенну, связанную с центральным блоком управления, а оттуда – к исполнительным механизмам, которые обеспечивают блокировку дверей. Одновременно с этим активируется сигнализация. В некоторых моделях транспортных средств при блокировке дверей на каждой из них могут автоматически подниматься стекла.
Если автомобиль попал в ДТП, то блокировка всех дверей автоматически снимается. Сигнал об этом передается от системы пассивной безопасности в блок управления центрального замка. После этого исполнительные устройства открывают двери.
Особенности электрозамков
Если все выполнено правильно, при включении контроллера в сеть прозвучит зуммер.
Четыре из них отвечают за связь с домофоном, а два управляют замком. На деревянном полотне шлюз выполняется перьевым сверлом, на металлическом — путем высверливания дырок малого диаметра по периметру.
В случае его нестабильного функционирования и периодическом заклинивании стоит демонтировать оборудование и выполнить установку заново, строго соблюдая все требования производителя. Для того чтобы открыть дверь требуется нажать на кнопку абонентского блока.
С помощью дрели подготавливаем каналы для саморезов. Если вы решили использовать домофон и электромеханический замок в собственном доме, то можете использовать систему, в которую входит 2 и более панелей, позволяющих управлять одновременно с различных комнат. Разные производители используют разные цвета для обозначения соединительных кабелей, поэтому важно найти в инструкции назначение каждого провода конкретной модели замка. Так как ригель сопряжён с червячной передачей, он жёстко фиксируется, и открыть снаружи такой замок, по сути, невозможно.
Для надежности контактного соединения жилы можно опрессовать наконечниками. Поэтому всегда лучше использовать отдельный БУЗ, а лишний провод можете откинуть или выкусить.
На калитке Комплектация Зачастую замок с электроприводом продается одновременно с видеодомофоном. Так выглядит кабель, проложенный по дверному полотну Монтаж всех компонентов схемы подключения замка.
Выполнив установочные работы не пожалейте времени на тестирование замка. Электромеханические замки для видеодомофонов бывают двух типов: накладные и врезные. Для этого используется обычная дверь с накладками или специальное оборудование. В горизонтальной части каркаса двери придется просверлить отверстие через которое будет прокладываться кабель питания.
При таком подключении получается, что по нажатию кнопки, осуществляется управление запирающим устройством. Желательно использовать именно кабель, а не провод, дополнительное защитное покрытие предохранит от внешних повреждений. Часто в комплекте с кронштейном идет специальный уголок. Сравнение БУЗ и Бустера (CISA). Устройств для питания замка от домофона.
«Детский замок» в автомобиле
Дети могут вести себя непредсказуемо. Если водитель перевозит ребенка на заднем сиденье, то контролировать поведение маленького пассажира сложно. Любознательные малыши могут случайно дернуть за ручку автомобильной двери и открыть ее. Последствия небольшой шалости – неприятные. Чтобы исключить такую возможность, на задних дверях автомобилей был дополнительно установлен «детский замок». Это небольшое, но очень важное устройство исключает возможность открытия двери изнутри.
Дополнительный замок, блокирующий открытие задних дверей из салона, устанавливается с обеих сторон кузова и активируется вручную.
Способ активации механизма зависит от марки и модели автомобиля. В некоторых случаях блокировка вводится в действие с помощью рычажка, в некоторых – при повороте шлица. Но в любом случае устройство находится рядом с основным замком двери. Уточнить информацию по использованию «детского замка» можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
“Детский замок” позволяет блокировать открытие дверей изнутри и защитить маленьких пассажиров от выпадения из автомобиля
Система двойной блокировки
В некоторых автомобилях применяется система двойной блокировки замка, когда двери блокируются как снаружи, так и изнутри. Такой механизм снижает риск угона транспортного средства: даже если похититель разобьет стекло машины, открыть дверь изнутри у него не получится.
Двойная блокировка вводится в действие с помощью двойного нажатия на кнопку центрального замка на ключе. Чтобы открыть двери, также потребуется два раза нажать на пульт дистанционного управления.
Система двойной блокировки имеет важный недостаток: если в работе ключа или замков возникнет сбой, сам водитель также не сможет открыть свой автомобиль.
Центральный замок в машине – важный механизм, позволяющий единовременно закрыть все двери транспортного средства. Благодаря дополнительным функциям и устройствам (таким как «детский замок» или система двойной блокировки), водитель может максимально обезопасить себя и своих пассажиров (в том числе маленьких детей) от внезапного открытия дверей во время поездки.
Разновидности, особенности и принцип работы замковых систем
Электромеханические запорные устройства схожи с механическими. Отличает их наличие электрических частей (электродвигателя или соленоида), обеспечивающих блокировку механизма, разнообразие способов разблокировки. Такие замки открываются как обычным ключом, так и другими средствами — магнитной картой, пультом дистанционного управления или набором кодовой комбинации на специальной клавиатуре. По способу установки бывают врезными, накладными:
- Накладные. Устанавливают с внутренней стороны двери. Часто вместе с ними подключают дополнительные элементы, например, домофон. Обычно монтируют там, где нет возможности произвести врезку.
- Врезные. Устанавливают внутрь дверного полотна. У них более сложная конструкция, поэтому они считаются высоконадежными. Но обычно стоят дороже, а их монтаж занимает больше времени.
Несмотря на то, что в основном электромеханические замки — универсальные, т.е. подходят для любых дверных изделий (железных, пластиковых, стеклянных, деревянных), бывают модели, предназначенные для установки только на определенные конструкции. Этот момент обязательно нужно уточнять перед покупкой.
Принцип работы
При подаче электричества на электронный блок замка срабатывает выключатель блокировки фиксатора, автоматически отодвигаются ригели. При этом следует вовремя потянуть за ручку, иначе дверь снова закроется.
Важно: при отключении электроэнергии дверь открывается только с ключа. Либо должен быть установлен блок бесперебойного питания.
Особенности электромеханических запорных устройств
Электрозамки с дистанционным способом открывания распространены в частном секторе. Их устанавливают на ворота, калитки, чтобы не выходить постоянно открывать на улицу. А механизм, оснащенный небольшим электродвигателем, даже сам распахнет дверь. Их часто устанавливают на входных дверях подъездов многоквартирных домов. В сочетании с домофонами они способствуют усилению безопасности жильцов.
Учитывая все вышеописанные факты, можно выделить ряд преимуществ электрозамков:
- простота, удобство использования;
- сочетание механических и электрических элементов, которые обеспечивают дополнительную безопасность;
- установка на любые дверные конструкции;
- надежность механизма, большой срок эксплуатации;
- дистанционное управление, позволяющее открывать двери на расстоянии;
- некоторые механизмы при срабатывании не издают шум.
К недостаткам относятся высокая стоимость, возможные сложности при подключении системы. Но, если устанавливать и настраивать строго по инструкции, пользуясь подходящей схемой подключения, с этим справится любой.