Натяжной ролик ремня – алгоритм замены

Любые пары трения в автомобиле требуют периодической замены, поэтому считаются расходными (не подлежащими восстановлению) деталями. Аккумулятором ДВС лишь запускается в работу, после чего, электричество для бортовой системы и подзарядки АКБ начинает вырабатывать генератор.


Рис. 1 Замена ролика системы натяжения ремня генератора

Поэтому от качества натяжителя ремня, передающего обороты на вал генератора зависит уровень подзарядки аккумулятора, то есть – заведется ли машина после остановки двигателя в следующий раз. Основной «расходник» – ролик натяжителя ремня генератора автовладелец может заменить собственными силами, если будет знать, где он находится, и какие детали нужно демонтировать перед этим.

Назначение ролика в узле натяжителя ремня генератора

Изначально проблема натяжения ремня генератора в авто решалась двумя посадочными отверстиями самого корпуса электроприбора. С появлением кондиционеров и прочих дополнительных устройств стало не выгодно надевать на вал ДВС несколько шкивов для обеспечения индивидуальной клиноременной передачи к каждому из них.

В настоящее время используется общая клиноременная передача, а за отсутствие ее провисания как раз и отвечает ролик натяжителя ремня генератора в целом, как на нижнем рисунке.

Единая клиноременная передача с вала ДВС на несколько шкивов вспомогательных устройств.


Рис. 2 Единая клиноременная передача с вала ДВС на несколько шкивов вспомогательных устройств

Этапы установки

Ремень ГРМ устанавливать непросто, есть свои нюансы. Рассмотрение на примере мотора 8 клапанов.

Процесс состоит из действий:

  1. Установить изделие на ролики.
  2. Поставить новый натяжной ролик (если нужно), закрутить гайку крепления не сильно.


Установка натяжного ролика

  1. Убедиться в совпадении меток, по необходимости выставить (на шкиве распредвала и коленвала).
  2. Поправить метку на маховике, если сбилась. Риску видно в лючке на картере, должна быть по центру выреза в виде треугольника.
  3. После проверок меток отрегулировать натяжение ремня. Необходимо затянуть ролик по часовой не слишком сильно, затем — гайку крепления. Для проверки натяжения изделие нужно повернуть. Исправное состояние — поворот на 90 градусов.
  4. Ключом на 19 провернуть коленвал на 2 оборота. Проверить, где находятся метки. Если устройство ослабло — натянуть.
  5. Закрутить гайку крепления ролика натяжителя. Главное — не перестараться, иначе погнется шпилька, изделие будет сползать.


Шпилька натяжного ролика

  1. Установить шкив коленвала, прикрутить его.


Шкив коленвала

  1. Поставить защитную крышку механизма ГРМ.
  2. Вернуть на место ремень генератора. Проверить на наличие повреждений, при необходимости заменить.
  3. Отрегулировать натяжение ремня генератора.
  4. Прикрутить брызговик.
  5. Поставить колесо.
  6. Убедиться, что двигатель работает правильно, если нет — проверить метки.

Внимание! При замене детали своими руками стоит учитывать, что при снятом ремне на моторах объемом 1.1 и 1.3 л нельзя крутить распредвал и коленвал, есть риск встречи клапанов и поршней.

Некоторые модификации моторов не имеют метки на крышке масляного насоса. Необходимо сделать выступ на маленьком шкиве коленвала в центре разреза.

Конструкция ролика натяжителя

Таким образом, на большинстве современных авто ролик представляет собой конструкцию:

  • шариковый подшипник внутри
  • пластиковая накладка с рабочей поверхностью под ремень сверху
  • посадочная втулка внутри ролика


Рис. 3 Конструкция ролика натяжителя

Существуют ролики эксцентриковые, регулировка которых осуществляется смещением оси относительно болта крепежного, и обычные. Во втором варианте ролик монтируется на кронштейне натяжителя неподвижно, а для регулировок смещается сам кронштейн относительно вала ДВС.


Рис. 4 Эксцентриковый ролик натяжителя

На некоторых авто используются саморегулирующиеся пружинные кронштейны, в которых число витков и диаметр проволоки пружины рассчитаны под конкретное усилие на заводе.


Рис. 5 Пружинный натяжитель саморегулируемый на примере Мерседес Спринтер

Поскольку внутри конструкции имеется подшипник, замена ролика производится при износе любой из этих деталей (обойма подшипника или пластиковая накладка). Кроме того, при замене ремня так же рекомендуется ставить на натяжитель новый комплект ролик/подшипник.

С увеличением популярности высококачественного автозвука владельцы устанавливают в салонах мощные стереосистемы, сабвуферы, несколько усилителей. Бортовая сеть не справляется с таким количеством энергопотребления, добавляется второй аккумулятор.

Пример компоновки двух генераторов с одним роликом натяжителя для качественного автозвука


Рис. 6 Пример компоновки двух генераторов с одним роликом натяжителя для качественного автозвука

Для обеспечения его подзарядки лучшим вариантом является дублирование генератора, для которого на коленвал ДВС монтируется второй шкив. В этом случае обслуживать приходится уже два ролика и ремня системы натяжения.

Замена ролика своими силами

В отличие клиноременной передачи ГРМ замена ролика ремня генератора авто осуществляется гораздо проще. Поэтому при соблюдении нижеприведенных рекомендаций автолюбитель сможет выполнить операции собственными силами, предварительно убедившись, что причина неисправности действительно заключается в износе этого расходника.

Диагностика

Неисправности натяжителя, установленного на ременный привод генератора, в 90% случаев диагностируются по характерному звуку, напоминающему свист. Однако натяжение может ослабевать, не только от выработки ролика, но и по другим причинам:

  • перекос – при отсутствии соосности валов и шкивов ременной передачи, соответственно звук возникает из-за плохого контакта ремня в поперечном сечении, один край интенсивно изнашивается, другой остается целым
  • попадание смазки – в отсутствие герметичности масло может попасть на ремень, резко снизив трение, приводя к проскальзыванию и разрушению резины, рекомендуется снять расходную деталь, протереть ее или заменить целиком, устранив причину утечки масла
  • жесткий ремень – свистит обычно при запуске, затем нагревается, звук пропадает, вызвано это увеличением нагрузок на шкивы
  • износ подшипника – свист несколько отличается тональностью, причиной становится выработка обоймы, подшипник снимается для замены
  • провисание ремня – ничего менять не нужно, требуется регулировка натяжителя
  • отсутствие подзарядки аккумулятора – определяется по приборам на панели

В остальных случаях устранить свист можно, сняв ролик, заменив его новым расходником. Блеск на рабочей поверхности ремня свидетельствует о его частом проскальзывании, от масла отслаивается корд, а вот трещины при нормальном натяжении ремня на нем заметить значительно сложнее.

Демонтаж

Перед тем, как поменять ролик натяжителя ремня генератора, необходимо ослабить клиноременную передачу:

  • болт регулировочный ролика натяжного ослабляется до тех пор, пока не удастся снять ремень
  • вместе с ним ослабляются 2 – 3 гайки планки натяжной (обычно на 10 и 13)

Внимание: В зависимости от компоновки узлов/агрегатов под капотом конкретной модели/бренда авто для обеспечения доступа к натяжителю и ролику, соответственно, придется демонтировать некоторые узлы и детали.


Рис. 7 Демонтаж ролика

Например, на ЗАЗ СЕНС нужно снять ремень, приводящий в действие вал компрессора кондиционера. На Шеви/Нива и Лада Гранта ничего снимать не придется.

Натяжной ролик ремня – алгоритм замены

Металлический ролик

Для обеспечения функциональности генератора, водяного насоса, гидроусилителя и других устройств автомобиля используются резиновые ремни.

Количество и наименования дополнительного оборудования зависит от конкретной марки и модели, но во всех случаях используется натяжной ролик ремня для обеспечения устойчивого привода.

На коленчатом валу установлен шкив, количество канавок зависит от количества приводимых в движение агрегатов, с учетом параметров приводного шкива подбирается и натяжной ролик.

Понять устройство роликов не составит трудностей даже для неопытных автолюбителей, он состоит из подшипника качения (роликового или шарикового) закрытого типа, корпуса и болта фиксации.

Пластиковый натяжной ролик

Натяжение может выполняться или вмонтированным эксцентриком, или при помощи подвижного кронштейна.

Замена натяжного ролика выполняется редко, в абсолютном большинстве случаев этот агрегат работает без проблем весь период эксплуатации автомобиля.

Работы можно выполнять самостоятельно или обращаться на станции технического обслуживания.

О неисправности ролика свидетельствуют резкие нехарактерные звуки под капотом автомобиля.

Такие звуки могут появляться и вследствие ослабления натяжения ремня, но они имеют иную природу.

Подшипник ролика

Сразу после запуска генератор вырабатывает максимальное количество электрической энергии, усилие на ремень увеличивается, из-за плохого натяжения он начинают проскальзывать.

Как только аккумуляторная батарея немного восстановится, нагрузка на генератор и, соответственно ремень, значительно уменьшается, существующего натяжения ремня достаточно для прокручивания шкива без проскальзывания.

Как выполняется замена натяжного ролика

Перед началом работ обязательно нужно выяснить точную причину появившихся звуков. В ослабленном состоянии натяжной ролик ремня должен легко вращаться, поперечные шатания не допускаются.

Процесс замены происходит по следующему алгоритму:

  • Ослабить болт крепления, проверить работоспособность ролика. Если обнаружены неисправности, то следует полностью открутить крепление и снять ролик.
  • Очистить внешние поверхности нового ролика, особе внимание уделить канавкам. Они должны быть чистыми, не допускается наличие в канавках остатков смазки.
  • Поставить на место новый ролик и слегка зафиксировать его положение.
  • Натянуть ремень с нужным усилием, параметры натяжения указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Надежно затянуть ролик болтом.

Расположение натяжного ролика

В зависимости от конструкции ролика операции по замене могут незначительно отличаться.

Недостаточно личных знаний – проконсультируйтесь с более опытными водителями или обратитесь на станцию технического обслуживания.

Если есть желание, то можно поменять только подшипник, в этом случае ремонт обойдется намного дешевле, чем полная замена натяжного ролика. Стоимость подшипника на порядок ниже, чем всей конструкции в сборе.

В большинстве моделей подшипники посажены в корпус с небольшим натяжением (запрессованы). Их нужно выпрессовать или аккуратно выбить.

Снятие ремня

При этом следует равномерно распределять нагрузки по окружности внешней обоймы, не допускать перекосов.

В противном случае возникают риски появления трещин на ролике, потребуется полная замена. Профессиональные механики настоятельно не рекомендуют заменять роликовые подшипники шариковыми.

Дело в том, что конструкторы подбирают тип подшипника в зависимости от нагрузки и количества оборотов. Различные виды подшипников качения имеют большую разницу по техническим характеристикам.

Во время замены запоминайте очередность производимых операций при снятии, установка выполняется в обратном порядке.

Похожие статьи

Как снять крышку цепи грм на двигателе эмгранда и лифан Х60

Сделайте простой ремонт рулевой рейки

Устройство и принцип работы вариатора (как работает вариатор)

Машина не хочет заводиться с первого раза

Х

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: