Система управления двигателем Шевроле Нива


Принцип работы ДПДЗ

Существует два типа приборов: резистивные и бесконтактные. Они отличаются конструкцией, принципом работы и сроком службы.

  • Резистивные ДПДЗ представляют собой переменный резистор, сопротивление которого меняется при перемещении ползунка по дорожкам. Благодаря простой конструкции и доступной цене они наиболее распространены в автомобилестроении. Нива Шевроле сходит с конвейера именно с таким резистивными приборами.
  • Бесконтактные ДПДЗ основан на схеме, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Они служат дольше и потребляют меньше электроэнергии, чем резистивные. Однако стоят бесконтактные устройства дороже, а полупроводниковый микроконтроллер может сгореть при резких скачках напряжения в бортовой сети.

Место установки и принцип действия ДПДЗ не зависит от конструкции. Он монтируется на валу дроссельной заслонки. При изменении положения дросселя выходное напряжение на датчике изменяется от 0,7 до 4 вольт. За счет этого ЭБУ получает информацию от степени открытия заслонки. Исходя из сведений, полученных от датчика, формируется состав воздушно-топливной смеси. Поэтому от работоспособности ДПДЗ зависит приемистость и экономичность двигателя.

Принцип работы датчика

Существуют два конструктивных исполнения датчика:

Признаки неисправности

Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:

  • Падение мощности двигателя.
  • Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
  • Растет расход бензина.
  • Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
  • Машина разгоняется рывками.
  • Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
  • Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.

Чаще всего проблемы возникают с приборами резистивного типа. В них стирается или загрязняется проводящий слой на дорожках.

В результате напряжение при повороте заслонки меняется нелинейно.

Также в датчике может сломаться подвижный сердечник. В этом случае он вовсе не реагирует на движения дросселя.

Основные функции устройства.

Для контроля над скоростью передвижения на приборной панели установлен специальный прибор – спидометр. Но он лишь отображает получаемую информацию, а за сбор данных отвечает датчик скорости. Если он выйдет из строя, то это создаст множество опасных ситуаций на дороге, поскольку становиться затруднительным контроль скоростного режима в городе и на трассе.

Но кроме этого, благодаря интегрированию в систему электронного блока управления датчик скорости позволяет выполнять следующие функции:

  • контроль расхода топлива
  • вывод информации на панель приборов
  • в автомобилях с автоматической коробкой передач входит в комплекс отвечающий за управление двигателем

В случае выхода из строя разрешается продолжить путь, но сделать это станет затруднительно.

Исторически существовало два типа датчиков. Изначально использовались механические или оптоэлектронные. Они считывали количество оборотов вала, передавая его на панель приборов с помощью троса. Затем на замену пришли электронные бестросовые системы.

Как проверить ДПДЗ?

Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр или сканер, считывающий показания бортового компьютера.

Проверка заключается в контроле напряжения при разных положениях дросселя. Для этого нужно:

  • Отключить провода от разъема датчика.
  • Включить зажигание.
  • Подключить мультиметр в режиме вольтметра к контактам.

Совет: выяснить работоспособность без измерительных приборов можно простым способом — установить заведомо рабочую деталь с другого автомобиля. Если симптомы исчезнут, проблема в датчике.

При отпущенной педали акселератора прибор должен показывать 0,7, а при нажатой до упора — 4 вольта. Также нужно убедиться, что при плавном изменении положения педали акселератора напряжение изменяется плавно.

Если показания мультиметра не соответствуют номинальным или скачкообразно меняются при плавном изменении положения заслонки, деталь нуждается в замене.

содержание .. 1 2 3 4 ..

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) двигателя Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7)

Датчик положения дроссельной заслонки (рис. 1.1-05) установлен сбоку на дроссельном патрубке напротив рычага управления дроссельной заслонкой (рис. 1.1-06).

ДПДЗ представляет собой резистор потенциометрического типа, один из выводов которого соединен с опорным напряжением (5 В) контроллера, а второй с массой контроллера. Третий вывод, соединенный с подвижным контактом потенциометра, является выходом сигнала ДПДЗ.

При движении педали акселератора ось дроссельной заслонки передает свое вращательное движение на ДПДЗ, вызывая изменение напряжения выходного сигнала ДПДЗ.

При закрытом положении дроссельной заслонки выходной сигнал ДПДЗ должен быть в пределах 0,3. ..0,7 В. При открытии дроссельной заслонки выходной сигнал возрастает, и при открытой дроссельной заслонке (на 76…81 % по прибору DST-2M) выходное напряжение должно быть 4,05…4,75 В.

Измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки. Данные о положении дроссельной заслонки необходимы контроллеру для расчета угла опережения зажигания, длительности импульсов впрыска и состояния регулятора холостого хода.

Наблюдая за изменением напряжения, контроллер определяет, открывается дроссельная заслонка или закрывается. Контроллер воспринимает быстро возрастающее напряжение сигнала ДПДЗ как свидетельство возрастающей потребности в топливе и необходимости увеличить длительность импульсов впрыска.

ДПДЗ не регулируется. Контроллер использует самое низкое напряжение сигнала ДПДЗ на режиме холостого хода в качестве точки отсчета (0% открытия дроссельной заслонки).

Поломка или ослабление крепления ДПДЗ могут вызвать нестабильность холостого хода, т.к. контроллер не будет получать сигнал о перемещении дроссельной заслонки.

При возникновении неисправности цепей ДПДЗ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. Если это происходит, контроллер рассчитывает значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.

Снятие ДПДЗ

1. Выключить зажигание.

2. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Отсоединить провода от датчика.

3. Отвернуть два винта крепления датчика к дроссельному патрубку и снять датчик с дроссельного патрубка.

Установка ДПДЗ

1. Установить датчик на дроссельный патрубок. При этом дроссельная заслонка должна быть в нормально закрытом положении.

2. Завернуть два винта крепления датчика.

3. Присоединить провода к датчику.

4. Присоединить провод к клемме «минус» аккумуляторной батареи.

5. Проверить выходной сигнал датчика следующим образом:

— подключить диагностический прибор ШГ-2М, выбрать режим “1 — Параметры; 4 — Каналы АЦП, ПОЛ .Д.З.”;

— при включенном зажигании и закрытой дроссельной заслонке выходное напряжение датчика должно быть 0,3… 0, 7 В. Затем медленно открыть дроссельную заслонку — выходное напряжение датчика при этом должно увеличиться до 4,1…5 В. Если оно выходит за пределы диапазонов — заменить датчик.

содержание .. 1 2 3 4 ..

Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123

Замена датчика не требует особого инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

  • Подденьте отверткой резиновые фиксаторы и снимите декоративный кожух двигателя.
  • Снимите колодку проводов с разъема.
  • Крестовой отверткой открутите винты крепления.
  • Извлеките датчик и вставить новый.
  • Закрутите винты.
  • Наденьте колодку проводов.
  • Верните на место и закрепить декоративный кожух двигателя.

Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.

Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.

Чистка

Использование специального аэрозоля для чистки ДЗ без ее демонтажа возможно лишь при слабом загрязнении. Поэтому при появлении проблем лучше демонтировать дроссель и удалить грязь при помощи средства для очистки карбюратора.

Для этого понадобится:

  • Крестовая и плоская отвертки.
  • Головка на 13 с удлинителем.
  • Баллончик средства для очистки («Carb & Choke Cleaner» или аналог).

Внимание: чистку ДЗ нужно выполнять после того, как двигатель остынет. Иначе есть риск обжечься охлаждающей жидкостью или горячими деталями мотора и дросселя.

Чтобы почистить дроссельную заслонку, необходимо выполнить такие действия:

  • Снять провод «массы» с аккумулятора.
  • Демонтировать пластиковый экран двигателя.
  • Ослабить хомут воздуховода.
  • Снять рукав подачи воздуха с патрубка на корпусе дроссельного узла.
  • Ослабить хомуты и снять с патрубков дросселя трубки вентиляции картера, охлаждающей жидкости и адсорбера.

Внимание: под шланги системы охлаждения следует подставить небольшую емкость для сбора антифриза.

  • Загнуть вверх трубки системы охлаждения и подвязать их к стойке капота.
  • Отключить колодку проводов от датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
  • Отсоединить клемму от регулятора холостого хода.
  • Снять пружинный фиксатор со шкива привода и отцепить трос.
  • Открутить две гайки крепления дроссельного узла.
  • Снять дроссель.
  • Открутить крепежные винты и демонтировать регулятор холостого хода и ДПДЗ.
  • Обработать внутренности дросселя с помощью чистящего средства.

За счет того, что жидкость из баллончика подается под давлением, она эффективно смывает налет.

Сборка механизма после очистки выполняется в обратном порядке. Перед установкой хомутов их следует смазать машинным маслом. Это облегчает затяжку и повышает надежность соединения.


Здесь описана подробно, процедура снятия и чистки своими руками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: