Несмотря на то, что большинство современных автомобилистов отдают предпочтение обслуживанию и ремонту своего авто в специализированных центрах, самостоятельную диагностику транспорта еще никто не отменял. К тому же элементарное понимание устройства машины поможет избежать обмана со стороны недобросовестных мастеров, которые отпавший проводок диагностируют, как поломку серьезного узла. А «ремонтируют» они данную поломку элементарным подтягиванием контакта.
Одна из ситуаций, в которой автолюбитель должен проявить наблюдательность, это момент, когда он заводит мотор. Вообще это возможно, если стартер исправен. Ключевую роль в том, заведется ли двс транспорта, играет втягивающее или тяговое реле.
Что такое втягивающее реле стартера?
Данная деталь крепится на стартере. От нее зависит, сможет ли провернуть пусковой механизм маховик или нет. Как показано на фото, тяговое реле является частью конструкции стартера.
Без данного элемента не работает ни один современный электрический стартер. Модификаций данного элемента существует много. Однако работа устройства во всех случаях идентична. Само реле одновременно выполняет несколько функций.
Назначение втягивающего реле стартера
Не стоит путать данную деталь с реле стартера, которое используется ЭБУ для активации пускового механизма. Тяговое (такое название официально использует производитель транспортного средства в технической документации) устанавливается непосредственно на корпусе стартера и выглядит, как отдельный элемент, но с одной стороны прочно соединенный с основным устройством.
Втягивающие реле в автомобилях выполняют такую работу:
- Обеспечивают прочное соединение шестеренчатого колесика с венцом маховика;
- Удерживают бендикс в таком положении до тех пор, пока водитель удерживает ключ или пусковую кнопку в крайнем положении;
- Обеспечивают замыкание контактов электрической цепи, что приводит к активации электромотора стартера;
- Возвращают бендикс на свое место, когда водитель отпускает кнопку или ключ.
Принцип работы
Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.
При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.
Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.
Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.
При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.
Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.
Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Каталог запасных частей Volvo VIDA 2011C
После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.
При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.
Конструкция, типы и особенности втягивающих реле
Соленоид имеет две обмотки. Самая мощная – втягивающая. Она отвечает за то, чтобы якорь преодолел максимальное сопротивление всех подпуржиненных элементов. Вторая обмотка из проводов меньшего сечения просто удерживает механизм в таком положении.
Чтобы электромотор не разнесло при контакте бендикса с маховиком уже запущенного мотора, в конструкции большинства современных стартеров имеются специальные обгонные муфты.
Также втягивающие реле отличаются типом корпуса. Он может быть разборный или неразборный. Еще одно отличие некоторых модификаций – в способе управления. Система может активировать только привод стартера или же вместе с ним также и цепь, в которой находится катушка зажигания или другое оборудование.
Принцип работы тягового реле
Работа реле выполняется по следующей схеме:
- На тяговую обмотку поступает напряжение с источника питания;
- В ней образуется магнитное поле такой силы, что оно приводит в движение якорь;
- Якорь перемещает вилку стартера так, что она зацепляет бендикс и перемещает его в сторону маховика;
- Зубцы колесика привода зацепляется за зубцы венца, расположенного на торце маховика;
- В этот же момент с другого конца якорь перемещает шток, на котором закреплен «пятак» или контактная пластина;
- Пластина соединяет контакты, которые при помощи болтового соединения по проводам подключаются к батарее авто;
- На моторчик стартера подается напряжение;
- В этот момент втягивающая катушка деактивируется, на ее смену включается удерживающая (она активна, пока водитель пытается запустить двигатель);
- При отпускании ключа (или кнопки «Старт») в обмотке пропадает напряжение, пружинами шток возвращается на место, размыкая контактную группу, аккумулятор отсоединяется от стартера, электромотор оказывается обесточенным;
- На этот раз якорь больше не удерживает вилку стартера;
- При помощи возвратной пружины бендикс отсоединяется от венца, который к тому моменту уже должен вращаться за счет автономной работы ДВС.
Так работает классическое тяговое стартера. В зависимости от функционала устройство может подсоединять к цепи дополнительное оборудование, например, дополнительное реле или катушку зажигания.
Понятие и принцип работы реле стартера
Втягивающее или тяговое реле стартера необходимый атрибут каждого автомобиля. Оно работает в паре со стартером двигателя и выполняет важную функцию. В механизме запуска двигателя помимо реле стартера присутствуют шестерня и маховик. Именно посредством реле стартера шестерня и маховик зацепляются и в момент запуска выводиться из зацепления. Это необходимо для того, чтобы сам стартер работал правильно и служил долго.
Втягивающее реле стартера состоит из таких основным компонентов, как корпус реле, якорь, пружина, обмотки с электромагнитом и пара контактов.
Принцип работы реле стартера состоит в том, что при включении ключа зажигания образуется магнитное поле, которое перемещает якорь в корпус. Затем магнитное поле перестает действовать, однако катушка создает свое поле, не позволяющее якорю вернуться в исходное положение. Затем вместе с якорем перемещается шестерня бендикса, и наконец происходит его зацепление с маховиком.
После этого происходит замыкание контактных пар, вследствие чего образуется ток, который начинает вращать ротор вместе с маховиком. Для того, чтобы отцепить шестерню вместе с якорем, в действие приходит реле стартера. С его помощью отключается магнитное поле, и таким образом якорь вместе с шестерней приходят в изначальное положение.
Признаки и причины выхода из строя реле
Самым первым симптомом поломки тягового реле – невозможность запустить двигатель. При этом могут быть слышны странные звуки, исходящие от пускового механизма. Чтобы выявить поломку стартера, не нужно быть профессиональным механиком. При повороте ключа машина либо не заведется, либо на это уйдет несколько попыток. Иногда бывает так, что двигатель уже работает, ключ отпущен, но колесико бендикса не отсоединяется от зубчатого венца.
Причин поломок тягового не так уж и много. Две из них механические – сломалась возвратная пружина бендикса или заклинило обгонную муфту. В первом случае шестерня будет плохо зацепляться или не будет отсоединяться от венца. Во втором — у втягивающей обмотки не хватает мощности, чтобы преодолеть такое сопротивление. Как результат – ни моторчик не крутится, ни бендикс не выдвигается.
Остальные неисправности связаны с электроцепью, поэтому чтобы узнать, в чем конкретно проблема, необходимо вооружиться соответствующими инструментами.
Как проверить реле стартера
Прежде всего, проблема в несрабатывании двигателя может быть заключена в поврежденной проводке. Поэтому проверку следует начать с неё. Если она в полной исправности, следует проверить реле стартера. Большая вероятность, что оно попросту не работает.
Если щелчок слышен, но двигатель не запускается, следует проверить работоспособность контактных пар. Для этого отверткой вынимает клемму и замыкаем её с клеммой стартера. При этом должен поддаваться ток и если двигатель срабатывает, значит контактные пары не повреждены, и проблема кроется в других деталях.
Также в полную проверку реле стартера входит и проверка напряжения, так как нехватка энергии служит причиной недостаточного вращения маховика, и таким образом невозможности запустить двигатель. В этом случае понадобится специальный мультиметр. Один щуп необходимо присоединить к плюсовой клемме, а другой к массе. Затем следует повернуть ключ зажигания, и посмотреть на показатели мультиметра. Если они ниже доступной нормы, значит для запуска двигателя не хватает напряжения.
Все эти процедуры можно проводить, не снимая стартер с автомобиля, что облегчает работу. Однако если требуется полный осмотр реле с его снятием, следует помнить о правилах безопасности. Крутящийся момент довольно сильный, поэтому лучше всего поместить устройство на землю на безопасном расстоянии. Проводить разборку деталей также следует осторожно, так как неправильная проверка может нанести серьезные травмы.
Проверка втягивающего реле стартера
У втягивающего может быть несколько поломок. Их можно устранить только после того, как устройство будет отсоединено от мотора. Но прежде чем это сделать, нужно провести несколько простых процедур. Они могут устранить «симптом», очень похожий на выход из строя стартера.
Итак, вот эти простые шаги:
- Проверяем зарядку аккумулятора – если стартер щелкает, но маховик не проворачивается, значит, просто не хватает энергии;
- Электричество может не поступать на клеммы из-за окисления на выводах аккумулятора или других местах соединения проводов. Окисление удаляется, а зажимы более прочно фиксируются;
- Проверить реле стартера – исправно ли оно.
Если неисправность не была устранена этими действиями, механизм снимается с машины.
Порядок демонтажа стартера
Вначале автомобиль нужно загнать на яму, поднять на подъемнике или завезти на эстакаду. Так легче будет добраться до крепления стартера, хотя у некоторых автомобилей подкапотное пространство настолько велико, что доступ к стартеру возможен даже сверху.
Сам стартер снимается довольно легко. Вначале следует открутить контактные провода (при этом их необходимо пометить, чтобы не спутать полярность). Далее откручиваются крепежные болты, и устройство уже находится в руках.
Как проверить втягивающее реле стартера
Функциональность втягивающего проверяется следующим образом:
- Положительный контакт устройства соединяется с клеммой «+» на акб;
- Минусовый провод фиксируем на отрицательный вывод АКБ, а второй конец этого провода замыкаем на корпус стартера;
- Четкий щелчок из устройства указывает на исправную работу тягового реле. Если стартер не запускает мотор, то проблему нужно искать в других узлах, например, в электромоторе пускового устройства;
- В случае отсутствия реакции в реле образовалась поломка.
Основные неисправности реле стартера
Как и любая другая деталь, у реле стартера могут возникнуть технические неполадки в работе. Они могут проявляться следующим образом. Самая явная причина неисправности состоит в том, что стартер попросту не срабатывает и таким образом двигатель не запускается. Противоположная проблема состоит в том, что стартер не прекращает свою работу после запуска двигателя.
Это также сигнализирует о проблеме в механизме. Также зачастую у стартера недостаточно оборотов, чтобы раскрутить маховик и таким образом включить его. Еще одним поводом для беспокойства служит отсутствие щелчка при срабатывании ключа зажигания, который сигнализирует о том, что якорь был втянут в корпус, и шестерня зацеплена с маховиком. Если его нет, значит механизм не сработал. Однако бывают случаи, когда щелчок срабатывает, однако устройство стартера так и не заработало. Проблема скорей всего кроется в выгорании контактных пар.
Причин для вышеперечисленных проблем может быть множество. В первую очередь, в глаза может бросаться явный износ деталей, которые не дают стартеру правильно работать. В данном случае решением проблемы служит замена деталей. Также могут перегорать контактные пары или обмотки, как было указано выше. Для устранения неполадок, как и в первом случае необходима полная замена деталей. Кроме этого, якорь может продвигаться в корпус с некоторой задержкой и трудностями.
Ремонт втягивающего реле стартера
Чаще всего тяговое реле не ремонтируется, так как его элементы в основном заключены в неразборный корпус. Единственное, что в таком случае можно сделать – аккуратно болгаркой снять завальцовку крышки. Под ней расположена контактная пластина.
Часто неисправность заключается в подгорании контактной поверхности. В этом случае пластину и контакты зачищают наждачной бумагой. После ремонтных работ корпус аккуратно запаивается.
Похожая процедура производится с разборной модификацией. Единственным отличием является принцип разборки и сборки конструкции.
Если с контактами все в порядке, но тяговое не срабатывает, то, скорее всего, проблема с обмотками. В таком случае деталь просто меняют на новую. Ремонт этих элементов крайне редко производится, и то только любителями ручной работы.
Диагностика без снятия стартера с применением мультиметра
Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.
Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.
Это интересно: Замена переднего ступичного подшипника
Выбор нового втягивающего реле
Найти новое втягивающее для эффективного старта силового агрегата – не самая сложная задача. Выбор производится в соответствии с рекомендациями производителя. В каталоге магазина фирма может предложить разные варианты для конкретного стартера.
Также можно демонтировать стартер, принести его в магазин. Там специалисты помогут подобрать подходящую модификацию.
В первую очередь выбор нужно останавливать на оригинальной запчасти, даже если она изготавливается не на заводе, на котором был собран автомобиль. В основном автопроизводители занимаются лишь сборкой транспортных средств, а запчасти на них изготавливаются на других заводах и чаще всего другими фирмами.
Стоит учесть, что втягивающие для разных стартеров не взаимозаменяемы. Они отличаются друг от друга не столько конструкцией, сколько мощностью привода и принципом соединения цепи. По этой причине следует быть внимательным, выбирая новую запчасть.