Знаменитая «буханка» – многоцелевой УАЗ 452 появился в линейке Ульяновского автозавода еще в 1965 году и остается на конвейере до сих пор. Конечно, за годы выпуска производитель всячески модернизировал авто – изменилась подвеска, двигатель, схема электропроводки УАЗ 452, но в целом, вся конструкция осталась прежней.
Электропроводка УАЗ 452: надежная однопроводная схема
Отличия электрических систем
Модернизации сказались на условиях обслуживания авто разных лет выпуска.
Особенных трудностей при проведении регламентных работ своими руками автомобиль не вызывает, однако электрические системы имеют отличия, причиной которых послужили:
- Модификации силовых агрегатов;
- Изменения панели приборов;
- Установки освещения и габаритных огней нового поколения.
Читайте также статью “Электропроводка Москвич 2140: два авто под одним индексом”.
Оригинальное фото прилагаемой к авто документации образца 1974 года
Центральный и ножной переключатели света
Как устроен и работает центральный переключатель света?
Центральный переключатель света (рис.120, а) предназначен для включения фар, подфарников, задних фонарей, освещения щитка приборов.
Рис.120. Центральный переключатель света: а – устройство; б – зажимы; в – схема.
Он состоит из корпуса 2, в котором установлена контактная пластина 9 с пружиной 10, соединенная с подвижной кареткой 5. Каретка монтируется на поводок 12, соединенный со штоком 1, и фиксируется шариком 13, нагруженным пружиной 11. Сверху корпус закрывается контактной панелью 6 с зажимом 7 и контактами 8. К корпусу прикреплена панель 3 с зажимом 4, в которой имеется реостат 16 с ползунком 15, закрепленным на штоке 1, и изолятором 14. Корпус крепится гайкой к панели щитка приборов.
Зажимы переключателя пронумерованы (рис.120, в). К зажиму 3 присоединяется провод от батареи; к зажиму 1 провод от ножного переключателя света; к зажиму 2 – подфарники; 4 – лампы фар (дальний свет); 5 – лампы освещения щитка приборов; 6 – один из боковых зажимов ножного переключателя. Шток имеет три фиксированных положения, при каждом из которых контактная пластина 9 соединяет между собой контакты зажимов в заданных сочетаниях (рис.120, б): I – шток вдвинут до отказа – потребители выключены; II – шток выдвинут до половины – включены подфарники, задние фонари и освещение щитка приборов (у ЗИЛ-130); подфарники или ближний свет фар в зависимости от положения ножного переключателя (ГАЗ-53А, ГАЗ-24 «Волга»), задние фонари и освещение щитка приборов, а у ГАЗ-24 «Волга» и фонарь освещения номерного знака; III – шток выдвинут до отказа – включены фары (ближний или дальний свет в зависимости от положения ножного переключателя), задние фонари, освещение щитка приборов, а у ГАЗ-24 «Волга» и освещение номерного знака. Яркость освещения щитка приборов регулируется реостатом путем поворота рукоятки штока 1.
Какое назначение ножного переключателя, как он устроен и работает?
Ножной переключатель света (рис.121) позволяет при положении II центрального переключателя включать подфарники или ближний свет фар, а при положении III переключать свет фар с дальнего на ближний, и наоборот. Он состоит (рис.121, а) из корпуса 11, пластмассовой крышки 2 с неподвижными контактами 1,4,5 и зажимами 3 для присоединения проводов, толкателя 12 с кнопкой 14 и возвратной пружиной 13, храпового колеса 9 и подвижного контакта 6, установленных на оси 10. Подвижный контакт 6 закреплен на текстолитовом диске 7, связанном с помощью паза с зубом храпового колеса 9, и пружиной 8 прижат к неподвижным контактам.
Рис.121. Ножной переключатель света: а – устройство; б – ближний свет; в – дальний свет.
При каждом нажатии кнопки 14 толкатель 12 выступом «а» поворачивает храповое колесо 9 на 60°. Подвижный контакт попеременно замыкает контакты 1 и 5 (рис.121, в) или контакты 4 и 5 (рис.121, б) и тем самым включает ближний или дальний свет фар. Когда включен дальний свет, на щитке приборов загорается контрольная лампа.
*** Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы освещения»
переключатель, свет, центральный ножной переключатель света
Смотрите также:
avtomobil-1.ru
Период с 1965 по 1984 года
В этот период автопроизводитель комплектовал свои изделия электрическими компонентами, имевшимися в распоряжении отечественной промышленности. Некоторые из них были давно известными, другие – экспериментальными, о которых свидетельствует видео прошлых лет, и которым предстояло доказать свою пригодность.
Схема подключения фар на УАЗ 452 первых выпусков
Управление освещением
В частности, органы управления и ряд основных агрегатов перекочевали с предшественника – ГАЗ-69. Благодаря этому цена автомобиля осталась прежней.
На моделях первых лет выпуска устанавливался ножной переключатель света, имевший несколько режимов работы:
- Первое положение активировало схему переключения ближнего света фар и габаритных огней;
- Во второй позиции активировалась схема ближнего и дальнего света фар.
Справочно: Включение фар (ближнего или дальнего света) приводило к отключению габаритных огней спереди.
Ножной переключатель света фар и габаритных огней
Модернизированный переключатель света имеет другой алгоритм работы:
- Первая позиция подает питание только на габаритные огни;
- Вторая позиция – габаритные огни и ближний (дальний) свет фар.
Предостережение: Этот алгоритм с неотключаемыми габаритами – обязательное требование для прохождения ТО. Заводская инструкция дает рекомендации по переделке старой схемы, при которой важно не перепутать контакты ножного переключателя.
Наиболее правильный вариант – замена старого переключателя современным, в котором используются только 3 контактных группы.
Также на старых версиях «452» не было аварийной сигнализации, поэтому в электрической схеме:
- Устанавливался реле-прерыватель РС-57 (монтировался в разрыв проводки от «+» клеммы АКБ к переключателю указателей поворотов);
- Средний контакт реле замыкал контрольную лампочку на панели приборов.
Смотрите также схему проводки мотоцикла Урал.
Система зажигания
Зажигание УАЗ 452 образца 1968 года
Также на «452» устанавливалось контактное зажигание:
- Провод «+» от АКБ подавал питание на катушку зажигания;
- С катушки высоковольтный провод передавал импульс на прерыватель (трамблер) и дальше на свечи.
Знакомьтесь УАЗ 452
Автомобиль представлял собой грузопассажирский вариант транспортного средства повышенной проходимости с колёсной формулой 4×4. Освоил выпуск модели Ульяновский автозавод еще в далеком 1965 году.
Его возможности вы можете оценить, посмотрев следующее видео:
УАЗ 452 способен перевозить в кузове груз массой до 700 кг. Кроме того, он может буксировать прицеп массой 850 кг. Транспортное средство стало очень популярным не только в условиях российского бездорожья, но и с успехом применялось в крупных городах в различном качестве (на фото в статье).
В частности:
- Как автомобиль службы ГАИ;
- В качестве пожарной машины;
- Автомобиля скорой помощи;
- Продуктовой лавки;
- Транспортного средства коммунальных служб и т.п.
Знаменитая Босоножка на базе УАЗ 452 – автопоезд в ЦПКиО Измайлово
Электронные компоненты
Электропроводка УАЗ 452 представляла собой простую однопроводную схему.
Конструктивно она имела следующие решения:
- Роль второго провода играл металлический кузов и прикрепленные к нему узлы и агрегаты;
- Все электронные компоненты и исполнительные механизмы имели «-» выведенный на корпус. Цена такого решения оправдывала несовершенность схемы.
Центральный и ножной переключатель света УАЗ-452, включатель света стоп-сигнала и звуковой сигнал.
Для управления светом габаритов и фар, переключения дальнего и ближнего света фар, на автомобилях семейства УАЗ-452 используется центральный переключатель света П38 и ножной переключатель света П39. Включение стоп-сигнала осуществляется с помощью включателя ВК12.
Центральный переключатель света П38.
Включение ламп для обозначения габаритов автомобиля и переключение света фар производится центральным переключателем типа П38, имеющим три положения : положение I — выключено все освещение; положение II — включены задние габаритные фонари и в зависимости от положения ножного переключателя света подфарники или ближний свет в фарах; положение III — включены задние габаритные фонари и в зависимости от положения ножного переключателя света дальний или ближний свет в фарах.
При положениях II и III центрального переключателя включаются лампы освещения приборов, а также фонарей специального (санитарного) и номерного знаков. При включении дальнего света в фарах загорается контрольная лампа, расположенная в спидометре.
Ножной переключатель света П39.
Переключение подфарников на ближний свет фар при положении II центрального переключателя света, и ближнего света фар на дальний при положении III центрального переключателя света, осуществляется ножным переключателем света типа П39. Переключатель установлен на наклонном полу кабины под левой ногой водителя. Переключение света фар осуществляется нажатием ноги на плунжер переключателя.
Сжимая пружину, плунжер с помощью штока вращает храповик, который увлекает за собой изоляционную шайбу с контактной пластиной и замыкает в необходимой последовательности клеммы расположенные на контактной панели.
Защитный резиновый уплотнитель предохраняет от попадания воды и грязи внутрь переключателя. В эксплуатации необходимо следить за состоянием резинового уплотнителя и не допускать попадания воды на переключатель. Разбирать переключатель не рекомендуется.
Включатель света стоп-сигнала ВК12.
Для включения ламп стоп-сигнала в гидравлическую систему тормозов введен включатель ВК12. При увеличении давления в системе тормозов выше 3,5 кгс/см2 диафрагма прогибается настолько, что контактная пластина преодолевая сопротивления пружины, замкнет контакты включения, вследствие чего замкнется электрическая цепь, по которой поступает ток к лампе стоп-сигнала. Разбирать включатель не рекомендуется.
Звуковой сигнал С44.
На автомобили устанавливается звуковой сигнал С44. Сигнал двухпроводный и включается нажатием кнопки, расположенной в центре рулевого колеса. При нажатии на кнопку включателя сигнала через обмотку электромагнита начинает протекать ток, создающий магнитный поток.
Электромагнит притягивает якорь, который прогибает мембрану и одновременно отжимает пружину подвижного контакта и прерывателя от неподвижного контакта. При этом цепь размыкается, ток в катушке и электромагнитный поток прекращается, и якорь под действием мембраны и центрирующей плоской пружины стержня мембраны возвращается в исходное положение.
После этого контакты снова замкнутся и описанный процесс повторяется до тех пор, пока кнопка сигнала будет нажата. Конденсатор включенный параллельно контактам, служит для уменьшения искрения между контактами.
Регулировка и определение неисправностей звукового сигнала С44.
Силу звука сигнала регулируют регулировочным винтом, головка которого расположена на задней стенке корпуса. В эксплуатации особого ухода звуковой сигнал не требует. Необходимо помнить, что нельзя включать сигнал на длительное время, так как он рассчитан на кратковременную работу.
При отсутствии звука сигнала необходимо проверить плавкий предохранитель, через который включен звуковой сигнал в цепь, и надежность присоединения проводов цепи сигнала. Если при нажатии на кнопку сигнал не звучит, а плавкий предохранитель перегорает, то это свидетельствует о спекании контактов сигнала или поломке изоляционной пластины подвижного контакта.
Дребезжащий звук сигнал издает при ослаблении крепления сигнала к кронштейну, ослаблении крепления резонатора или якоря при появлении трещин в мембране, а также при нарушении регулировки сигнала. В этом случае ослабевшие соединения необходимо подтянуть, треснувшую мембрану заменить, разрегулированный сигнал отрегулировать регулировочным винтом.
Прерывисто сигнал включается в случае плохого контакта в кнопке сигнала с массой или ослабления крепления проводов на клеммах цепи сигнала. Если сигнал звучит слабо при неработающем или при работающем с малой частотой вращения двигателе, но при работающем со средней частотой вращения двигателе звучит нормально, то это свидетельствует о разряженности аккумуляторной батареи. В этом случае необходимо зарядить или сменить батарею.
auto.kombat.com.ua
Электросхема на инжекторный уаз (буханка) — Автомеханик
Не будет преувеличением назвать легендарную модель «452» родоначальницей целого семейства многоцелевых грузопассажирских автомобилей под брендом УАЗ. Это действительно так, и знатоки хорошо осведомлены, что схема электропроводки УАЗ 3962, узлы и трансмиссии модели 3904, а также других модификаций унифицированы с «452».
Схема проводки УАЗ с обычными подрулевыми переключателями
Подобным путем развиваются все мировые производители легковых и грузопассажирских автомобилей:
- Удачная конструкция служит основой для целого семейства автомобилей;
- Постоянная доработка и модернизация позволяет обновить модельный ряд;
- Унификация деталей и узлов снижает расходы на создание новых автомобилей.
Знаменитые «Полбатона» – фото модели УАЗ 3904
Справочно: Когда в общении между собой автовладельцы упоминают «гражданскую» версию того или иного узла УАЗа, то это соответствует действительности. Изначально «452» создавался по заказу Министерства обороны как транспортное средство, сопровождающее танковые колонны на марше. А для применения на дорогах общего пользования автомобиль подвергли модернизации.
Узнайте также об особенностях замены проводки УАЗ 3303.
Платформа для конвейерных моделей
Ставшая знаменитой «Буханка», благодаря своему цельнометаллическому кузову модель «452» послужила платформой для создания целой линейки транспортных средств:
- УАЗ 2206 – микроавтобус, рассчитанный на 11 человек;
- УАЗ 3962 – автомобиль для службы скорой медицинской помощи;
- УАЗ 396255 – гражданская модификация санитарного авто для нужд сельской местности;
- УАЗ 39099 – продвигается под именем «Фермер». Рассчитан на 6 пассажиров и 450 кг груза;
- УАЗ 3741 – автомобиль-фургон для перевозки 2 пассажиров и 850 кг груза;
- УАЗ 3303 – бортовой автомобиль с кузовом открытого типа;
- УАЗ 3904 – грузопассажирская версия, совмещающая удобства цельнометаллического кузова для пассажиров и открытого кузова для грузов.
Справочно: во всех модификациях за основу взята электропроводка УАЗ 2206, у которой под каждую модель изъяты незадействованные компоненты, выполняющие определенные функции в салоне авто.
Электропроводка УАЗ 3909 идентична с моделями 3741, 2206 и 3962
Особенности модификации с мультифункциональным управлением
Вариации с кузовом автомобиля не слишком сильно влияли на его техническую комплектацию. А вот когда изменения коснулись органов управления, то модернизации подверглись:
- Внутрисалонная проводка на УАЗ;
- Подрулевой узел управления поворотами и наружным освещением;
- Блок управления работой электрических стеклоочистителей на панели приборов.
Схема электрооборудования автомобиля УАЗ, оснащаемого многофункциональным подрулевым переключателем
Причина модернизации
Справочно: согласно общеевропейских требований по безопасности, при активации световых и звуковых приборов во время движения, водитель транспортного средства не должен снимать руки с рулевого колеса. По этому принципу строится схема проводки ВАЗ 2112 и других моделей Тольяттинского автозавода.
Панель приборов старого образца
На автомобилях семейства УАЗ блок управления стеклоочистителями лобового стекла располагался на панели приборов. А поскольку это не соответствовало требованиям безопасности, то на всех последующих модификациях:
- его заменили на более современный многофункциональный блок, расположенный непосредственно на рулевом колесе;
- стали устанавливать новую панель приборов.
Новый блок подрулевых переключателей с новой приборной панелью
Самостоятельная модернизация
Автомобили новых выпусков уже в базе имеют многофункциональный блок управления. А вот владельцы ранних выпусков могут своими руками переоборудовать автомобиль под современные требования безопасности.
Для этого потребуется:
- Оригинальная проводка УАЗ 2206 – как наиболее подходящая для самостоятельной переделки;
- Заводская схема-инструкция, позволяющая правильно осуществить подключение подрулевых переключателей к штатной схеме;
- Желание сделать качественный монтаж.
Схема обычного блока управления стеклоочистителями
Совет: цена вопроса самостоятельной переделки невысока, поэтому не стоит ею пренебрегать при эксплуатации автомобилей УАЗ в динамичных дорожных условиях – на городских магистралях или дорогах общего пользования. Собственно говоря, и самостоятельная замена проводки УАЗ на старых моделях также позволит исключить ее отказы в работе.
Алгоритм работы будет следующим:
- Отключаем аккумуляторную батарею;
- Извлекаем из панели приборов блок управления;
- Отсоединяем провода, сверяясь с их соответствием заводской схеме на рис. 1;
- Снимаем штатные переключатели с колонки рулевого колеса.
Для переделки потребуется приобрести несколько новых деталей:
- Блок многофункциональных подрулевых переключателей от модели УАЗ 390995;
- Реле для цепи стеклоочистителя (лучше всех подойдет от модели ВАЗ, как и проводка 2112, соединяющая реле и блок переключателей);
- Контактные колодки в количестве 3 штук (одна 8-ми контактная для бока подрулевых переключателей и две 6-ти контактные для реле и штатного переходника).
Смотрите также схему электропроводки УАЗ 31512.
Новая схема подключения для старых версий авто
Совет: неплохим подспорьем для любой переделки электросхемы может послужить е видео на страницах нашего сайта, которыми делятся автовладельцы, самостоятельно обслуживающие свои автомобили.
Процесс установки многофункционального переключателя
Приступаем к установке:
- Заменяем штатный разъем на новый;
- Разрезаем провод 4х4 (на рис. 2 обозначен красным крестиком);
- Соединяем его концы на 31В и на S контакт реле стеклоочистителя;
- Соединяем с контактом 15 реле стеклоочистителя провод 5-2;
- Контакт J реле присоединяем ко 2-му контакту подрулевого переключателя;
- Подсоединяем на массу 13-контакт реле;
- Соединяем переходным кабелем новую контактную колодку;
- Подключаем ее к колодке, которая раньше подсоединялась со штатным переключателем на панели приборов;
- Замыкаем контакты электромотора омывателя лобового стекла на контакты 6 и 7 переключателя;
- На реле контакт 86 соединяем с контактом 6 подрулевого переключателя.
Схема электропроводки УАЗ 31512: особенности электрооборудования
Автовладельцев, ранее не сталкивавшихся с отечественными внедорожными версиями, всегда смущает два разных, на первый взгляд, названия одной и той же модели. В частности, если нужна схема электропроводки УАЗ 31512, то искать следует документацию на «459Б» модель Ульяновского автозавода, поскольку это одно и то же транспортное средство.
Электросхема УАЗ 31512 идентична с УАЗ 459Б
Два названия одной модели
Все дело в том, что с 1945 по 1966 года действовала отраслевая классификация транспортных средств, согласной которой:
- Каждому автозаводу присваивался код, состоявший из заглавных букв полного названия;
- За автозаводами закреплялся определенный цифровой диапазон, который они могли использовать для выпускаемых моделей.
Справочно: за Ульяновским автозаводом закрепили буквенный код УАЗ, а диапазон – с 400 по 499. Соответственно, что все выпускаемые и рекламируемые на видео модели должны обозначаться именно таким способом.
Смотрите также схему электропроводки УАЗ 31514.
Новые требования
Когда в 1966 году приняли новую классификацию транспортных средств (отраслевую нормаль – ОН 025270-66), суть которой состояла в стандартизации цифровых обозначений, процесс замены названий уже существующих автомобилей оказался достаточно сложным:
- По причине невозможности одномоментной замены всей документации;
- По причине ментальности производителей и потребителей, поэтому, процесс замены растянулся более чем на 30 лет.
Расшифровка индекса
Гражданская версия авто «459Б» согласно новой классификации получила цифровой индекс 31512, где:
- Первая цифра обозначает класс автомобиля, определенный по рабочему объему двигателя и массе автомобиля. Применительно к модели – это цифра «3» весом до 1,5 т и рабочим объемом до 2,5 л;
- Вторая цифра индекса указывает на тип транспортного средства. Цифра «1» – легковой;
- Третью и четвертую цифры индекса присваивает автопроизводитель. Как правило, они обозначают внутризаводское обозначение;
- Пятая цифра указывает на модификацию. В данном случае, УАЗ модифицировал модель «459», которая по новым требованиям должна нумероваться как 3151. Соответственно, модифицированное авто получает индекс 31512.
Инструкция по расшифровке отраслевой нормали ОН 025270-66
А поскольку транспортное средство выпускается и эксплуатируется намного больше этого срока, то и схема проводки УАЗ 31512 идентичная «459Б».
Предостережение: в процессе модернизации авто конструкторы практически всегда вносят изменения в электрические схемы. Соответственно, и электропроводка УАЗ 31512 будет отличаться от предыдущей версии. Это нужно обязательно учитывать при обслуживании или ее замене.