Если на вашей Ладе Калина появились «плавающие» обороты, то обязательно нужно проверить датчик холостого хода. Среди всех неполадок двигателя некорректно работающий холостой ход может проявляться в следующих случаях:
- В момент переключения скоростей глохнет двигатель.
- Обороты двигателя самостоятельно повышаются или понижаются.
- При остановке автомобиля с работающим двигателем обороты резко падают.
Все эти симптомы указывают на неисправность датчика холостого хода. Но перед тем как начать его ремонт, нужно точно знать, где он находится и как он выглядит.
Где находится и как выглядит
Процесс установки датчика холостого хода Лада Калина
Реле холостого хода на всех трех вариантах исполнения Калины находится возле дроссельного узла и фиксируется на два небольших болта.
Данный элемент системы управления двигателем, находится на дроссельном узле в непосредственной близости к датчику управления дроссельной заслонкой.
Где находится датчик холостого хода на Калине
В силу своего предназначения, изделие находится непосредственно в дроссельном узле рядом с датчиком положения дроссельной заслонки.
Признаки, свидетельствующие о неисправностях
Некоторые признаки, указывающие на неправильную работу узла: — проблемы с запуском двигателя (стартовать удается только при помощи многократного воздействия на педаль газа); — плавающие обороты при переключении скоростей на нейтральную передачу; — при переключении передач авто глохнет полностью или захлебывается; — затруднен прогрев мотора в холодное время года (обороты двигателя не повышаются более 1500 об./мин); — при включении дополнительных энергопотребителей (печка, кондиционер, обогрев и прочие) обороты на холостом ходу ниже, рабочих значений, либо постоянно плавают.
Если вы наблюдаете одну или несколько из вышеперечисленных ситуаций, обратите внимание на датчик холостого хода для 8 клапанной Калины и проведите диагностические мероприятия.
Признаки неисправности
Процесс снятия и чистки датчика холостого хода на Лада Калина
Симптомы неисправности РХХ на автомобиле Лада Калина следующие:
- двигатель не держит холостой ход. При этом холостые обороты могут подскакивать, зависать, а потом опять возвращаться в норму;
- двигатель троит на холостом ходу;
- не происходит компенсация возросшей нагрузки на двигатель;
- затрудненный пуск двигателя. Если нажатие на газ облегчает запуск, то это верный признак неисправности РХХ;
- поддерживаются недостаточные либо и вовсе отсутствуют прогревочные обороты;
- автомобиль глохнет на холостых, при сбросе газа, смене передач.
Замена регулятора
Для того, чтобы произвести настройку регулятора холостого хода в автомобилях карбюраторного типа, существуют специальные винты, которые позволяют сделать замену вручную. Но понадобятся дополнительные устройства такие, как тахометр и газоанализатор. В общем, сам процесс замены регулятора холостого хода на данных автомобилях характеризуется определенной сложностью.
Но на транспортных средствах нового образца эту процедуру можно сделать намного легче и быстрее. Правда, придется неуклонно следовать некоторым советам и рекомендациям:
- По правилам безопасности все ремонтные и диагностические работы ведутся только при выключенном двигателе.
- Необходимо отсоединить четырехконтактный разъем.
- Затем выкручиваются специальные контактные болты, после чего снимается предыдущий РХХ. Установка исправного регулятора холостого хода происходит в обратном порядке.
- Болты необходимо хорошо закручивать, поскольку регулятор холостого хода не должен дребезжать.
- После установки можно подключить разъемы.
- Далее выполняется калибровка датчика. Для этого необходимо включить зажигание, но так чтобы не завелся сам мотор.
- Затем после калибровки можно эксплуатировать автомобиль.
Есть один небольшой, но важный нюанс, который касается ремонта регулятора холостого хода. Он просто напросто не предусмотрен. Некоторые неисправности можно устранить при помощи обработки поверхности специальными химическими средствами. Например, WD-40 или средство для чистки карбюратора.
Диагностика
Дроссельная заслонка Лада Калина
Заметили указанные выше “симптомы”? Удостоверьтесь, что проблему вызывает именно неисправность датчика. Если среди инструментов найдется вольтметр, то диагностику можно провести самостоятельно.
Проверка цепи
Перед тем как проверить цепь, заранее приготовьте мультиметр и настройте его на работу. Далее откройте капот и отсоедините питание от регулятора холостого хода. Затем на мультиметре необходимо выставить режим работы вольтметра. Черный щуп нужно подключить к «массе» автомобиля, а красный поочередно подсоединяем ко всем выводам на колодке.
Проверка датчика холостого хода на Лада Калина
Воспользовавшись помощью второго человека, заводим мотор и смотрим показания мультиметра. Параметры должны быть в пределах 12 вольт. В случае если мультиметр показывает значение, которое существенно ниже положенного, причину нужно искать в АКБ, а когда напряжение полностью отсутствует, причину необходимо искать в проводке или ж в блоке управления двигателем. Если в ходе поверки выяснилось, что цепь исправна, можно сосредоточить внимание на датчике.
Проверка датчика
При проверке датчика мультиметр нужно переключить в режим проверки сопротивления. Далее независимо от полярности, нужно подключить щупы к выводам А и В, после этого к С и D. Сопротивление на рабочем датчике должно составлять в пределах 53 Ом.
После этого необходимо поочередно подключить щуп ко всем выводам. На мультиметре должна быть показана «бесконечность» во все вариантах подключения
Подготовка к чистке датчика холостого хода
Для того чтобы почистить РХХ, нужно заранее подготовить небольшой комплект инструментов и материалов, которые будут необходимы в процессе работы: небольшая крестообразная отвертка, аэрозольная жидкость, ветошь и средство для чистки карбюраторов.
После того как все необходимое для работы подготовлено, нужно отключить питание автомобиля от АКБ. Далее следует найти РХХ, расположенный на дроссельном узле при помощи небольшой отвертки открутить два фиксирующих винта.
Чистка РХХ
Положите датчик холостого хода на чистую ветошь и распылите на его иглу очищающую жидкость из аэрозольного баллончика. В процессе распыления следите за тем, чтобы жидкость не попала под пружину. Если это произойдет, нужно будет продувать датчик под высоким давлением, но и эта процедура не даст гарантий, что РХХ будет корректно работать. Далее протрите иглу чистым куском ветоши и дождитесь полного высыхания.
Датчика холостого хода на Лада Калина – на фото представлен процесс чистки
Если этого не сделать, впоследствии придется сушить и прочищать автомобильные свечи. Воспользуйтесь моторным маслом и протрите уплотнительное кольцо датчика холостого хода. После этого установите его в посадочное место и надежно закрепите двумя винтами.
При установке датчика нужно соблюдать осторожность, так как с поврежденным уплотнителем РХХ не будет работать в нормальном режиме. Если после чистки датчик холостого хода не хочет функционировать нормально, его необходимо заменить на новый.
Замена регулятора холостого хода
Для работы понадобится всего лишь фигурная отвёртка. Если демонтаж подразумевает снятие дроссельного узла целиком, нужно подготовить набор стандартных торцевых ключей или головок.
- Для начала дождитесь, пока двигатель остынет, после этого можно отсоединить клеммы от аккумулятора.
- Со всех шлангов нужно снять хомуты.
- От регулятора холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки следует отсоединить фишки проводов и демонтировать тросик газа.
- Шланги подогрева дросселя нужно снять и заглушить.
- Ключом на 13 откручиваются крепёжные гайки, затем дроссельный узел можно демонтировать.
- Далее остаётся открутить два винта, удерживающих регулятор холостого хода, и снять его. На его место устанавливается новый РХХ и закрепляется двумя винтами.
Не следует трогать и тем более двигать шток датчика – подобные манипуляции могут привести к выходу устройства из строя. Если после запуска будут наблюдаться повышенные обороты двигателя (больше 1500 об/мин), то ничего страшного в этом нет. При возникновении такой ситуации нужно заглушить мотор и запустить его снова – положение клапана РХХ откалибруется, и обороты придут в норму.
Монтаж дроссельного узла производится в порядке, обратном снятию. Если не требуется очистка заслонки, датчик можно заменить без демонтажа узла. При закручивании всех гаек нужно соблюдать осторожность и не допускать ослабления крепежей. В противном случае датчик будет вибрировать при работе двигателя и быстро придет в негодность.
Во время эксплуатации автомобиля нужно периодически проверять все его системы и механизмы, диагностируя возможные неисправности на ранних стадиях. РХХ Лады Калины также следует иногда тестировать. Не следует допускать сильного загрязнения его иглы и в целом всего дроссельного узла.
При малейших нарушениях в стабильности работы двигателя необходимо проводить тщательную проверку и устранять все возможные неисправности. Только в этом случае автомобиль будет работать надёжно и долго.
Датчик холостого хода в системе впрыска модели Лада Калина – это особое электронное устройство. Такой компонент можно обнаружить в любом другом автомобиле, работающем на бензине и обладающим распределенным впрыском. Конструкция датчика представлена электромотором, в пару к которому производитель привлек конусную иглу. Отметим, что устройство управляется посредством ЭБУ.
Датчик холостого хода нечасто подвергается неисправностям, но при наличии такого факта вызывает сбой в холостых оборотах мотора. Они начинают «плавать», а двигатель в свою очередь перестает нормально функционировать. Как следствие, достигнуть своевременного выхода на рабочий температурный режим после холодного старта становится проблематично.
Выбор датчика и цена
Новый датчик холостого хода для Лада Калина в упаковке
Данный элемент является не очень дорогим, то в то же время и не копеечным. Цена его зависит в первую очередь от производителя. И особенно, ценники стали отличаться послу роста курса доллара.
- КЗТА 573 руб.
- Омега 639 руб.
- Автоваз 695 руб.
- GM 1074 руб.
Существую еще несколько производителей, но смысла перечислять их нет, так как средний разброс цен в принципе понятен. Если остались вопросы по замене, снятию или установке РХХ на Приору, обсуждаем ниже в комментариях.
Пошаговая инструкция замены
- Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора холостого хода к корпусу дроссельной заслонки.
- Снимаем регулятор холостого хода
- Омметром измеряем сопротивление между выводами обмоток.
- Штангенциркулем с глубиномером измеряем выступание иглы нового клапана.
- Если выступание клапана более 23 мм, утапливаем клапан в кор¬пус следующим образом:
- проводом соединяем положительный вывод аккумуляторной батареи с выводом D регулятора (соединение провода с выводом должно быть заизолировано);
- оголенным концом провода, соединенным с отрицательным выводом аккумуляторной батареи, кратковременно касаемся вывода С колодки жгута. Поскольку, клапан движется очень медленно, касания выполняем многократно, воспроизводя работу импульсного источника питания.
- Визуально проверяем состояние уплотнительного кольца. Поврежденное кольцо заменяем.
Устанавливаем регулятор в обратной последовательности